РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ТРЕТИЙ СОЗЫВ

Двадцать пятое заседание

РЕШЕНИЕ

от 24 сентября 2002 г. N 25/14

О КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ" ("ЭЛЕКТРОННЫЙ
ЕКАТЕРИНБУРГ") НА ПЕРИОД 2002-2010 ГОДЫ

Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 года N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)", нормативными актами, регламентирующими создание информационных баз и систем информационного взаимодействия, понимая необходимость участия в ФЦП "Электронная Россия" для организации муниципальной информационной системы города Екатеринбурга в стандартах ФЦП и возможности паритетного финансирования в рамках программы "Электронная Россия" с Правительством РФ по созданию муниципальной информационной системы, в соответствии со статьей 14 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", Екатеринбургская городская Дума решила:

1. Утвердить Концепцию информатизации муниципального образования "город Екатеринбург" ("Электронный Екатеринбург") на период 2002-2010 годы (Приложение 1).

2. Признать необходимым участие города Екатеринбурга в реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия" на территории города.

3. Обратиться с просьбой к Полномочному представителю Президента в Уральском федеральном округе П.М. Латышеву и руководству федерального государственного учреждения "Единая государственная система управления и передачи данных" (ФГУ ЕГС УПД) определить город Екатеринбург в качестве пилотной зоны для реализации программы "Электронная Россия".

4. Руководствуясь ФЦП "Электронная Россия", разработать план мероприятий по реализации программы "Электронный Екатеринбург" на 2003-2004 годы и представить для рассмотрения на заседание городской Думы в октябре 2002 года.

5. Создать Координационный совет по разработке и дальнейшей реализации программы "Электронный Екатеринбург".

6. Утвердить цели, функции и задачи деятельности Координационного совета по разработке и реализации программы "Электронный Екатеринбург" (Приложение 2).

7. Утвердить персональный состав Координационного совета по разработке и реализации программы "Электронный Екатеринбург" (Приложение 3).

8. Утвердить План мероприятий по разработке и реализации программы "Электронный Екатеринбург" на 2002-2003 годы (первый этап программы) (Приложение 4).

9. Предложить администрации города до 15.10.02 подготовить проекты договоров с ФГУ ЕГС УПД на 2002-2003 годы по реализации программы "Электронный Екатеринбург".

10. В бюджете города на 2003 год определить финансирование программы "Электронный Екатеринбург" отдельной строкой.

11. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

12. Опубликовать настоящее Решение в "Вестнике Екатеринбургской городской Думы".

13. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на Председателя Екатеринбургской городской Думы (Силин Я.П.) и постоянную депутатскую комиссию по местному самоуправлению, связям с общественностью и СМИ (Брусницына Ю.В.).

Глава города
A.M.ЧЕРНЕЦКИЙ





Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 24 сентября 2002 г. N 25/14

КОНЦЕПЦИЯ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ"
("Электронный Екатеринбург")

ВВЕДЕНИЕ

Концепция информатизации органов местного самоуправления города Екатеринбурга (далее - Концепция) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации, защите информации"; Законом Российской Федерации от 04.07.96 N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене"; Законом Российской Федерации от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне" (в редакции от 06.10.97 N 131-ФЗ); Указом Президента Российской Федерации от 31.12.93 N 2334 "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" (в редакции от 01.09.2000 N 1606); Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 09.09.2000 N Пр-1895; Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.02 N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)"; Уставом муниципального образования "город Екатеринбург".

Концепция информатизации органов местного самоуправления города Екатеринбурга - это система представлений о стратегических целях и приоритетах информационной политики, определяющей скоординированные действия органов местного самоуправления, органов государственной власти, всех хозяйствующих субъектов и граждан по переходу к устойчивому социально - экономическому развитию города на основе единого информационного пространства.

Концепция ориентирована на формирование общей стратегии информатизации города, на координацию со стратегией создания единого информационного пространства Российской Федерации, задаваемой ФЦП "Электронная Россия", на применение единого методологического подхода при проектировании прикладных информационных технологий.

В Концепции определяются:

сущность Концепции;

основные цели и направления информатизации органов местного самоуправления;

стратегия и тактика проведения работ по информатизации органов местного самоуправления с учетом мероприятий федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия", имеющихся в России наработок в этом направлении, с привлечением для решения проблемы различных научных и производственных коллективов;

основные направления по развитию инфраструктуры единого информационного пространства города Екатеринбурга с учетом современного состояния средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

основные этапы реализации Концепции.

Концепция ориентирована на формирование общей стратегии информатизации города, на координацию и участие в стратегии создания единого информационного пространства Российской Федерации, задаваемой ФЦП "Электронная Россия", на применение единого методологического подхода при проектировании прикладных информационных технологий.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ - организационный социально - экономический и научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - отдельные данные и массивы данных в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

ИНФОРМАЦИЯ О ГРАЖДАНАХ (ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

БАЗА ДАННЫХ - совокупность организованных взаимосвязанных данных на машиночитаемых носителях.

БАНК ДАННЫХ - совокупность баз данных, а также программные, языковые и другие средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью электронных вычислительных машин.

ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА - автоматизированная информационная система, предназначенная для обработки пространственно - временных данных, основой интеграции которых служит географическая информация.

2. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ КОНЦЕПЦИИ

Во второй половине XX века человечество начало переход от индустриального общества к информационному обществу. Этот переход в различных странах и разных регионах начался в разное время и происходит с разными темпами. Необходимость перехода к информационному обществу обусловлена тем, что в настоящее время известен и практически осуществляется один способ кардинального повышения человеческого интеллекта до уровня, достаточного для решения стратегической задачи выживания и развития цивилизации на гуманистической основе. Таким способом является информатизация.

Информатизация - это глобальный процесс, связанный с кардинальным изменением структуры и характера мирового экономического и социального развития, с переходом к наукоемкому производству и новым видам информационного обмена.

Глобальной целью информатизации, фактически сущностью концепции, является обеспечение требуемого уровня информированности населения.

Этот уровень определяется полнотой, точностью, достоверностью и своевременностью предоставления информации, необходимой каждому человеку в процессе выполнения им всех общественно значимых видов деятельности. Требования к уровню информированности вытекают из целей социально - экономического развития.

Особую роль в процессе информатизации играет информатизация сферы управления, так как она не только повышает эффективность управления на всех его уровнях, но и позволяет увеличить эффективность целенаправленной деятельности человека в других сферах. Информатизация процессов управления на любом уровне территориальных, отраслевых и межотраслевых структур позволяет более полно учитывать как интересы региона, области, города, территорий, отдельных предприятий и отраслей, так и интересы страны в целом как единого народно - хозяйственного и социально политического образования.

Основной целью информатизации управления является повышение его эффективности и оперативности за счет обеспечения возможности использования более полной, достоверной, точной и своевременной информации при выработке и принятии решений по управлению и осуществлению оперативного и всеохватывающего контроля за ходом выполнения решений и результатами управления.

Это достигается автоматизацией информационных процессов в сфере управления.

Внедрение в работу законодательных (представительных) и исполнительных органов власти новых информационных технологий и средств приведет к качественному изменению процессов управления. Это позволит, в частности, депутатам быстрее и объективнее реагировать на проблемы их избирателей, достаточно компетентно и обоснованно выступать с новыми инициативами, лучше контролировать деятельность подотчетных органов, создать условия для независимой экспертизы, более оперативно анализировать, обобщать и учитывать общественные настроения, действовать быстрее в чрезвычайных ситуациях, использовать в своей работе прогностические модели и т.д.

Информатизация управления будет способствовать реализации принципов экономической самостоятельности, укреплению авторитета и действительной передачи власти органам местного самоуправления, обеспечению сбалансированности планов и пропорций социально - экономического развития, учету региональных и местных особенностей этого развития.

В городе Екатеринбурге, являющемся центром Свердловской области и столицей Уральского федерального округа, одним из ключевых объектов информатизации является городское хозяйство, которое включает как экономические, так и социальные отрасли. Информатизация городского хозяйства представляет собой специальную и достаточно сложную задачу. Это связано с тем, что городское хозяйство характеризуют большие масштабы, разнообразие и многочисленность входящих в него объектов, а также отсутствие прямой зависимости между оценкой работы городского хозяйства в целом и его отраслей и степенью удовлетворения потребностей населения.

К основным проблемам городского хозяйства для большинства городов России относятся:

- увеличивающийся разрыв между потребностями населения города в услугах и удовлетворением их отраслями городского хозяйства;

- несовершенство механизма экономического, организационного и правового регулирования деятельности отраслей городского хозяйства;

- низкая эффективность управления городским хозяйством из-за принятия недостаточно обоснованных управленческих решений вследствие неполного и несвоевременного информирования руководителей, обусловленного несовершенством существующего информационного обеспечения процесса принятия решений;

- постоянно растущие трудозатраты на информационное обеспечение функционирования городского хозяйства из-за непрерывного роста документооборота и как следствие высокие темпы роста численности административно - управленческого аппарата.

Информатизация городского хозяйства является необходимым условием успешного решения городских проблем и перехода к устойчивому социально - экономическому развитию.

Многообразие объектов городского хозяйства и сфер деятельности органов местного самоуправления требует, чтобы в информатизации были задействованы разнообразные по своей природе данные и процессы их обработки. Оптимальное решение всех задач невозможно, если не учитывать данные в динамике за предшествующие периоды. Вместе с тем есть опасность, что эти объективные предпосылки приведут к появлению информационного хаоса, усиленного мощью современных информационных технологий.

Необходима единая концептуальная основа информатизации и орган, координирующий деятельность по информатизации органов местного самоуправления города Екатеринбурга и удерживающий ее в рамках единой концепции. Мощным толчком для создания концептуальной основы является принятая в 2002 году федеральная целевая программа "Электронная Россия", определившая для Российской Федерации в целом и ее регионам единую концепцию информатизации.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИНФОРМАТИЗАЦИИ <1>

    --------------------------------

<1> По данным Комитета Государственной статистики Свердловской области.

Екатеринбург - столица Уральского федерального округа и столица Свердловской области. Общая площадь в границах муниципального образования составляет 114289 га. Численность постоянного населения города Екатеринбурга на 1 января 2002 года составила 1298,5 тыс. чел., в том числе мужчин - 46,9%, женщин 53,1%. В структуре населения 62,9% составляют жители трудоспособного возраста, 17,7% - моложе трудоспособного возраста.

Екатеринбург - крупнейший промышленный, финансовый, научный и культурный центр. В городе 72419 предприятий различных форм собственности, из них более 200 крупных и средних промышленных предприятий, значительную часть которых составляют предприятия оборонно - промышленного комплекса, обладающие наукоемким производством. Основные средства предприятий и организаций на конец 2000 года (по остаточной стоимости) составили порядка 106 млрд. руб., прибыль за 2000 год - 9,5 млрд. руб. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили в 2001 году 8,8 млрд. руб.

В Екатеринбурге около 140 научно - исследовательских, конструкторских и проектных организаций, 16 государственных и 12 негосударственных высших учебных заведений, на его территории размещается Президиум и 21 институт Уральского отделения Российской Академии Наук. Число учреждений культурно - досугового типа - 40, число музеев - 13, число общедоступных библиотек - 59.

Екатеринбург обладает обширным городским хозяйством, имеющим сложную структуру управления. В настоящее время эксплуатационная длина путей составляет для метрополитена - 7,45 км, для трамвайных путей - 78,9 км, для троллейбусных линий - 80,4 км, для автобусных маршрутов - 794,6 км; число пассажиров, перевозимых за год метро 30,9 млн. чел., трамваями - 225,9 млн. чел., троллейбусами - 135,0 млн. чел., автобусами - 265,8.

Жилищный фонд города составляет 24,9 млн.кв.м, в том числе муниципальный жилищный фонд - 18,5 млн.кв.м; протяженность тепловых сетей - 2281,4 км (процент износа - 63%); протяженность сетей водоснабжения - 1203,5 км (процент износа - 58%); протяженность канализационных сетей - 856,6 км (процент износа 70%); протяженность газовых сетей - 1559,3 км (степень износа 2,5%).

Не менее сложна и социальная сфера города Екатеринбурга: в городе более 500 учреждений школьного и дошкольного образования, спортивных сооружений - 1357, муниципальных больничных учреждений - 35, муниципальных амбулаторно - поликлинических учреждений 102, аптек различных форм собственности - 251, муниципальных учреждений социального обслуживания - 23.

В муниципальной собственности г. Екатеринбурга находится 249 муниципальных предприятий, из них 45 предприятий жилищно коммунального хозяйства, 49 предприятий бытового обслуживания, 39 предприятий здравоохранения и фармации, 38 предприятий торговли.

Город Екатеринбург является одним из крупнейших торговых центров России. В городе 2049 предприятий розничной торговли и 1108 предприятий общественного питания. Объем розничного товарооборота в 2001 году составил 47,5 млрд. руб., это 61,5% от объема розничного товарооборота в Свердловской области. Объем розничного товарооборота на душу населения составляет 36,6 тыс. руб. за год (в среднем по Свердловской области - 15,8 тыс. руб., в среднем по Российской Федерации - 20,8 тыс. руб.).

В Екатеринбурге достаточно высокий уровень обеспеченности жителей города телефонной связью. Число телефонных аппаратов сети общего пользования - 410,4 тыс. штук, в том числе домашних телефонных аппаратов - 285,8 тыс. штук. На 1000 человек городского населения приходится 220 домашних телефонных аппаратов.

Накопленный и сохраненный в г. Екатеринбурге потенциал крупного промышленного, научного и культурного города определяет разнообразие рынка труда, разновидность социальной инфраструктуры, относительно высокую квалификацию кадров. По этим показателям г. Екатеринбург занимает место в первой половине списка городов, являющихся центрами субъектов Российской Федерации.

Основными преимуществами города Екатеринбурга, которые могут укрепить его положение и способствовать социально - экономическому развитию, являются:

высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень значительной части населения города;

выгодное геополитическое положение города в Российской Федерации;

хороший технологический и кадровый потенциал ряда отраслей экономики;

привлекательность города в качестве уральского центра образования, культуры, туризма;

стихийно сложившийся в городе региональный центр оптовой торговли;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»