ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
от 5 декабря 1996 года N 50-ОЗ
О радиационной безопасности в Свердловской области
(В редакции Областных законов N 9-ОЗ от 12 марта 1997 г.,
N 10-ОЗ от 22 января 2001 г.)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2005 года на основании
Закона Свердловской области от 27 декабря 2004 года N 220-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят Областной Думой
Законодательного Собрания
Свердловской области
24 октября 1996 года
Одобрен Палатой Представителей
Законодательного Собрания
Свердловской области
15 ноября 1996 года
Цель настоящего областного Закона - обеспечение конституционного права населения на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
Настоящий областной Закон регулирует отношения, возникающие при обращении с источниками ионизирующего излучения и при обеспечении радиационной безопасности.
Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности, в отношениях, не рассмотренных в настоящем областном Законе, осуществляется на основе соответствующих Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Понятие "радиационная безопасность" относится как к персоналу эксплуатирующих организаций и населению, так и к окружающей среде.
Радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений от вредного для здоровья воздействия ионизирующего излучения.
Нормы контроля окружающей среды, необходимые для защиты человека, являются достаточными для обеспечения радиационной безопасности других биологических видов.
Основными задачами настоящего областного Закона являются:
а) учет специфических особенностей Свердловской области, которые заключаются в том, что на ее территории и территории сопредельных субъектов Российской Федерации находятся крупные объекты ядерно - энергетического комплекса, научно исследовательские организации, использующие делящиеся материалы и источники ионизирующего излучения, большое количество организаций, использующих в своих технологиях источники ионизирующего излучения, региональный пункт распространения изотопной продукции или региональный пункт захоронения радиоактивных отходов, территории с повышенным естественным радиационным фоном и территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате деятельности промышленных предприятий;
б) конкретизация полномочий органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления в области обеспечения радиационной безопасности;
в) конкретизация прав и обязанностей эксплуатирующих организаций, органов надзора и контроля, граждан и общественных организаций;
г) определение порядка взаимодействия Правительства Свердловской области с другими субъектами Российской Федерации, на территории которых находятся радиационно опасные объекты, оказывающие или способные оказывать радиационное влияние на территорию и население Свердловской области.
Принципы обеспечения радиационной безопасности:
а) принцип нормирования (непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения);
б) принцип обоснования (запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риска возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением);
в) принцип оптимизации (поддержание на возможно низком уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения).
Принципы радиационной безопасности осуществляются посредством:
а) постоянного контроля за использованием источников ионизирующего излучения и их учета;
б) контроля за радиационным воздействием на окружающую среду, персонал и население, в том числе контроль за внешним и внутренним облучением, содержанием радионуклидов в питьевой воде, продуктах питания;
в) защиты источников ионизирующего излучения от несанкционированного доступа к ним или неквалифицированного их использования;
г) обеспечения безопасных условий функционирования радиационно опасных объектов;
д) готовности к проведению обоснованных экстренных мероприятий, снижающих радиационное воздействие в случае радиационной аварии или при реальной опасности ее возникновения;
е) доступности и достоверности информации о текущих и потенциальных уровнях радиационного воздействия, за исключением случаев, когда эта информация содержит сведения, составляющие государственную тайну.
1. В настоящем областном Законе используются следующие основные понятия:
Авария радиационная - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями персонала, стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к незапланированному облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды, превышающему величины, регламентированные для контролируемых условий.
Загрязнение радиоактивное - присутствие радиоактивных веществ техногенного происхождения на поверхности или внутри тела человека, в воздухе или в другом месте, которое приводит к облучению в индивидуальной дозе более 10 мкЗв/год или в коллективной дозе 1 чел.-Зв/год.
(абзац в редакции Областного закона N 9-ОЗ от 12.03.97 г.)
Зона наблюдения - территория за пределами санитарно - защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль.
Источник излучения техногенный - источник ионизирующего излучения, специально созданный для полезного применения этого излучения или являющийся побочным продуктом технической деятельности.
Источник ионизирующего излучения - устройство или радиоактивное вещество, способное испускать или испускающее ионизирующее излучение.
Источники излучения природные - источники излучения природного происхождения, включая космическое излучение, а также земные источники излучения, присутствующие в жилищах, на шахтах, в источниках минеральных вод.
Лицензия - разрешение, которое выдается регулирующими органами на основе оценки безопасности и сопровождается специальными предписаниями и условиями, которые должны быть выполнены юридическим лицом, получившим лицензию.
Нормы радиационной безопасности - гигиенические нормативы, применяемые для обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения.
Отходы радиоактивные - вещества, не подлежащие дальнейшему использованию в любом агрегатном состоянии:
а) материалы, изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными правовыми актами;
б) отработанное ядерное топливо;
в) отработавшие свой ресурс или поврежденные радионуклидные источники;
г) извлеченные из недр и складируемые в отвалы и хвостохранилища породы, руды и отходы обогащения и выщелачивания руд, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными правовыми актами.
Персонал - лица, работающие с техногенными источниками (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия (группа Б.).
Радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений от вредного для здоровья воздействия ионизирующего излучения.
Пункты хранения - не относящиеся к ядерным установкам и источникам ионизирующего излучения стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.
Радиационная безопасность окружающей среды - состояние защищенности окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения, обеспечивающее неизменное существование популяций всех биологических объектов.
Радиационно - опасный объект - организация, проводящая работы с источниками ионизирующего излучения, в результате которой возможно облучение населения или персонала в индивидуальной дозе более 10 мкЗв/год в коллективной дозе 1 чел.-Зв/год.
(абзац в редакции Областного закона N 9-ОЗ от 12.03.97 г.)
Санитарно - защитная зона - территория вокруг учреждения или источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения и в которой запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится ограничение хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль.
Эксплуатирующая организация - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления по использованию атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, источник ионизирующего излучения или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, источника ионизирующего излучения или пункта хранения, по транспортировке ядерных материалов, источников ионизирующего излучения или радиоактивных отходов, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами.
(абзац в редакции Областного закона N 10-ОЗ от 22.01.01 г.)
Ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными, исследовательскими реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами в мирных целях; транспортные и транспортабельные средства; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки и транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.
Участниками отношений, регулируемых настоящим областным Законом, являются:
- граждане;
- профессиональные работники;
- эксплуатирующие организации;
- Российская Федерация, Свердловская область и муниципальные образования в лице соответствующих органов.
Настоящий областной Закон распространяется на следующие виды деятельности в области использования источников ионизирующего излучения и обеспечения радиационной безопасности:
а) принятие решения о размещении, размещение, проектирование, сооружение, эксплуатация, вывод из эксплуатации и последующее обслуживание, ликвидация источников ионизирующего излучения и ликвидация последствий работы ядерных установок, в том числе для медицинского обслуживания, и создание пунктов хранения и захоронения;
б) разработка, производство, испытание, транспортирование, хранение, использование радиоактивных веществ и ядерных зарядов в мирных целях, утилизация и правила обращения с ними;
в) обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих эти материалы и вещества;
г) обращение с радиоактивными отходами;
д) проведение научно - исследовательских работ с радиоактивными веществами и делящимися материалами;
е) контроль за обеспечением радиационной безопасности радиационной обстановки, за обеспечением санитарно эпидемиологического благополучия персонала и граждан при использовании источников ионизирующего излучения;
ж) физическая защита при обращении с радиоактивными веществами и делящимися материалами;
з) контроль за радиационной обстановкой;
и) учет ядерных материалов и радиоактивных веществ и изделий, их содержащих, и контроль за их использованием;
к) экспорт - импорт радиоактивных веществ и делящихся материалов;
л) подготовка специалистов в области обращения с источниками ионизирующего излучения.
Отношения, возникающие при обращении с источниками ионизирующего излучения и при обеспечении радиационной безопасности окружающей среды и населения, регулируются Федеральными Законами "О безопасности", "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", "О социальной защите граждан, подвергшихся действию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча", "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об охране окружающей среды", Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Распоряжением Президента Российской Федерации от 26.07.95 N 350-рп "Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью", другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации, настоящим областным Законом, Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области, другими областными законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.
На территории Свердловской области действуют федеральные и областные нормы и правила в области радиационной безопасности.
Нормы контроля за состоянием окружающей среды должны соблюдаться вне зависимости от того, проживает на этих территориях население или нет.
Радиационная безопасность населения обеспечивается:
а) проведением комплекса мер следующего характера:
- правового;
- организационного (лицензирование деятельности, сертификация технологий и оборудования, планирование деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения, выбор площадки, технические и экологические экспертизы, подготовка плана по предупреждению и ликвидации последствий при возникновении радиационной аварии и мер по управлению аварией, защита от несанкционированного доступа, учет и контроль за перемещением источников ионизирующего излучения и радиоактивных материалов);
- инженерно - технического (системы защиты, мониторинг внутренний и внешний, системы очистки, охраняемая промплощадка, поддержание в надлежащем состоянии оборудования, транспортных путей);
- санитарно - гигиенического и радиоэкологического (система радиационного контроля за сбросами и выбросами предприятий, дозиметрического контроля персонала, загрязнения оборудования, помещений, одежды, контроль за продуктами питания, питьевой водой, воздухом, товарами народного потребления;
- медицинского;
- научного;
- образовательного (профессиональный тренинг и повышение квалификации);
- воспитательного;
б) путем осуществления органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению принятых норм и нормативов в области радиационной безопасности;
в) путем информирования населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;
г) путем обучения населения в области обеспечения радиационной безопасности.