Действующий

О положении детей в Свердловской области и мерах по его улучшению (с изменениями на 5 декабря 2007 года)



БЕСПРИЗОРНЫЕ И БЕЗНАДЗОРНЫЕ ДЕТИ


Безнадзорность детей продолжает оставаться одной из наиболее тревожных проблем в Свердловской области.


Ежегодно в области выявляется свыше тысячи детей, оставшихся без попечения родителей, причем большинство из них - это дети, родители которых лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, сироты при "живых родителях". Большая часть из них отобраны у родителей по решению суда (лишение или ограничение родительских прав), остальные изъяты из семьи по административному решению в связи с экстренной ситуацией, угрозой их жизни. На 1 января 2001 года в Свердловской области учтено более 10 тысяч несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, более 6 тысяч из них - это социальные сироты.


В комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в 2000 году были рассмотрены дела в отношении 21138 несовершеннолетних, из них число учащихся школ составляет 14025. Около 36 тысяч несовершеннолетних прошли реабилитацию в учреждениях для несовершеннолетних органов социальной защиты населения.


Детская безнадзорность нередко приводит к криминальной активности несовершеннолетних: растет число несовершеннолетних, совершающих различные правонарушения. На учете в подразделениях по делам несовершеннолетних Главного управления внутренних дел Свердловской области состоит более 13 тысяч несовершеннолетних.


В течение 2000 года органами государственной власти Свердловской области были приняты меры по решению проблем профилактики безнадзорности несовершеннолетних. 25 января 2000 года проведено областное селекторное совещание, по итогам которого Правительство Свердловской области приняло Распоряжение от 03.02.2000 N 89-РП "О принятии неотложных мер по совершенствованию деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области в 2000 году" (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 2, ст. 216).


В соответствии с этим Распоряжением в Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области, Министерстве здравоохранения Свердловской области, Министерстве социальной защиты населения Свердловской области, Министерстве культуры Свердловской области, Министерстве по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области, в Главном управлении внутренних дел Свердловской области, Департаменте по делам молодежи Свердловской области в марте - апреле 2000 года были подготовлены и проведены заседания коллегий, в ходе которых обсуждены и намечены практические меры по совершенствованию деятельности в реализации федерального и областного законодательства в части профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2000 году.


Совершенствованию деятельности по реализации федерального и областного законодательства в части профилактики безнадзорности несовершеннолетних послужили проведенные в марте - апреле 2000 года комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Свердловской области в управленческих округах области инструктивно-методические семинары. Анкетирование участников семинаров показало все плюсы и минусы в реализации федерального законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Общие выводы и рекомендации по итогам проведенных семинаров в мае 2000 года были доведены до Законодательного Собрания Свердловской области, Губернатора Свердловской области, Правительства Свердловской области, глав муниципальных образований Свердловской области.


Практические меры организационно-управленческого, ресурсного, правового, кадрового, информационного, научно-методического обеспечения были заложены в планы мероприятий областной и муниципальных программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые выполнялись в 2000 году. Самая острая проблема - финансовое и материальное обеспечение мероприятий этих программ (80 процентов мероприятий осуществляются за счет текущего финансирования деятельности исполнительных органов государственной власти и исполнительных органов муниципальных образований). Учитывая то, что программно-целевой подход к решению проблем детской безнадзорности является одним из важнейших механизмов функционирования единой системы профилактики безнадзорности, Постановлением Правительства Свердловской области от 17.08.2000 N 703-ПП "Об утверждении областных целевых программ "Семья", "Дети - инвалиды", "Женщины Свердловской области", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области" на 2001 год" (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 8, ст. 845) была утверждена Областная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области" на 2001 год, разработанная в соответствии с федеральным и областным законодательством и с учетом аналогичной федеральной программы на 2001 - 2002 годы.


В 2000 году в области продолжалась работа по организации мониторинга проблем детства. С этой целью Правительство Свердловской области приняло Постановление от 09.03.2000 N 174-ПП "Об организации мониторинга положения несовершеннолетних в Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 3, ст. 227). В настоящее время разработан проект положения о мониторинге положения несовершеннолетних, который проходит юридическую и экономическую экспертизу.


Правительство Свердловской области активно сотрудничает с международными организациями по социально значимым программам и проектам для детей и подростков. На территории области в 2000 году продолжилось сотрудничество с Европейским Детским Фондом (Великобритания) в рамках проекта совместной деятельности "Поддержка детей группы риска в городе Екатеринбурге и Свердловской области". Реализация данного проекта имеет главную цель: содействие развитию и укреплению семьи, как социального института, улучшению социально-психологических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, установлению гармоничных внутрисемейных отношений, реализации прав детей, женщин и семьи на защиту и помощь со стороны государства.


В области стало традиционным проведение межведомственной комплексной операции "Подросток". В соответствии с Распоряжением Правительства Свердловской области от 06.05.2000 N 299-РП "Об участии органов управления и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Свердловской области во Всероссийской межведомственной комплексной профилактической операции "Подросток" в 2000 году" (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 5, ст. 419) была организована профилактическая операция "Подросток". В ходе операции реализован комплекс социально-правовых профилактических мер, направленных на устранение причин и условий антиобщественного поведения подростков. Совместные усилия всех государственных органов исполнительной власти позволили существенно сократить число несовершеннолетних, уклоняющихся от учебы.


Реализация Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" способствовала дальнейшей переориентации комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав от выполнения административных функций к осуществлению охранно-защитной деятельности. Большинство комиссий подходят к организации деятельности из сложившейся практики, имеют продуманные планы работы с учетом особенности территории, реального состояния с безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних, спектра задач и функций, возложенных на комиссии федеральным законом.


Это в первую очередь можно отнести к комиссиям, действующим в муниципальных образованиях город Нижним Тагил, город Каменск-Уральский, город Сухой Лог, город Краснотурьинск, Верхняя Пышма, город Первоуральск, город Новоуральск, город Асбест, город Лесной, Кировский и Верх-Исетский районы города Екатеринбурга, Каменский район, Артемовский район, Ревдинский район, Верхнесалдинский район. Несмотря на недостаточное финансирование деятельности, неопределенность в статусе штатных работников, несоответствие штатов объему выполняемых задач, в вышеуказанных комиссиях есть положительный настрой на достижение поставленных перед ними целей и задач.


Ежеквартально при администрациях управленческих округов на сборах советов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с председателями и ответственными секретарями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав проводились обмены опытом работы, обсуждения состояния безнадзорности среди несовершеннолетних и мер по их профилактике.