Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2000 г. N 789-ПП

Об утверждении государственного образовательного стандарта
(национально - региональный компонент) среднего
педагогического образования Свердловской области

____________________________________________________________________
Утратило силу с 15 декабря 2013 года на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 26 ноября 2013 года N 1430-ПП

____________________________________________________________________


В соответствии с пунктом 8 статьи 29 Закона Российской Федерации от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150) с изменениями, внесенными Законом Российской Федерации от 16 ноября 1997 года N 144-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5341), статьей 5 Областного закона от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1998, N 7, ст. 451), в целях обеспечения готовности выпускников учреждений среднего педагогического образования к профессиональной педагогической деятельности в условиях реализации региональной образовательной политики Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить Государственный образовательный стандарт (национально - региональный компонент) среднего педагогического образования Свердловской области (прилагается) в трех частях:

1) "Требования к уровню подготовки выпускников учреждений среднего педагогического образования Свердловской области";

2) "Обязательный минимум содержания образовательных программ по специальностям среднего педагогического образования";

3) "Примерные учебные планы".

2. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Нестеров В.В.) обеспечить реализацию Государственного образовательного стандарта (национально региональный компонент) среднего педагогического образования Свердловской области в новой редакции.

3. Считать утратившим силу постановление Правительства Свердловской области от 28.08.98 г. N 868-п "Об утверждении национально - регионального компонента Государственного стандарта среднего педагогического образования".

4. Настоящее постановление опубликовать в "Областной газете".

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на члена Правительства Свердловской области, министра общего и профессионального образования Свердловской области Нестерова В.В.

Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. ВОРОБЬЕВ




                                                        

 УТВЕРЖДЕН
                                                    Постановлением
                                Правительства Свердловской области
                                   от 18 сентября 2000 г. N 789-ПП
                                  "Об утверждении Государственного
                                        образовательного стандарта
                                       (национально - региональный
                                               компонент) среднего
                                       педагогического образования
                                             Свердловской области"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
(НАЦИОНАЛЬНО - РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ) СРЕДНЕГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторский коллектив

Плотникова Е.В. - научный руководитель ВНИК

Баженова В.Л. - координатор ВНИК

Андрюхина Л.М. - д. ф. н., профессор, академик АСН РФ, ИРРО

Артегова В.А. - Екатеринбургский ПК

Бормотова Л.В. - Ревдинский ПК

Гайнанова О.В. - Ревдинский ПК

Диханова Л.Г. - Свердловский областной ПК

Донских Т.А. - к. п. н., Свердловский областной ПК

Казаринова Т.А. - Свердловский областной ПК

Кислов А.Г. - к. п. н., зам. директора ИРРО

Корягин М.Г. - начальник отдела педагогического образования МО

Какурина Н.М. - Свердловский областной музыкально эстетический ПК

Корзухина Н.А. - Екатеринбургский профессиональный ПК

Карнаухова Е.Е. - Нижнетагильский ПК N 2

Кузьмина О.В. - к. п. н., Камышловский ПК

Молостова Г.В. - Екатеринбургский ПК

Нестеркин М.В. - Нижнетагильский ПК N 2

Надеева Е.П. - Екатеринбургский ПК

Наймушина Т.В. - Ревдинский ПК

Овечкина Т.Г. - Екатеринбургский ПК

Овсянникова З.Ф. - Каменск - Уральский ПК

Погорелов С.Т. - к. п. н., ИРРО

Прусс Б.А. - Свердловский областной ПК

Пономарева Е.В. - Свердловский областной ПК

Разумейко Е.С. - Екатеринбургский ПК

Романова А.А. - Свердловский областной ПК

Стахеева Л.Н. - Красноуфимский ПК

Савельева Л.А. - ИРРО

Сыманюк Э.Э. - к. п. н., ИРРО

Сибирякова Г.Л. - Нижнетагильский ПК N 2

Трубецкой В.С. - к. п. н., Свердловский областной ПК

Таипова Т.В. - к. ф. н., Свердловский областной ПК

Трубецкая Е.А. - Свердловский областной ПК

Устьянцева Л.Д. - к. п. н., Камышловский ПК

Штыркина А.И. - Камышловский ПК

Эксперты:

Занин М.В., к. п. н., Свердловский областной педагогический колледж;

Тарасова Н.И., главный специалист Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

   +----------+
   ¦[Знак     ¦  Министерство общего и профессионального
   ¦охраны    ¦  образования Свердловской области, 2000.
   ¦авторского¦
   ¦права]    ¦
   +----------+
   +----------+
   ¦[Знак     ¦  Институт развития регионального
   ¦охраны    ¦  образования, 2000.
   ¦авторского¦
   ¦права]    ¦
   +----------+

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Развитие педагогического образования в Свердловской области определяется документами: Закон Российской Федерации "Об образовании" (1992 г.), Закон "Об образовании в Свердловской области", "Рекомендации - социальный заказ Администрации Свердловской области по подготовке педагогических и преподавательских кадров для общегражданского и профессионального образования Свердловской области", Государственный стандарт (национально - региональный компонент) образования в период детства основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, Программа развития педагогического образования в 1999-2004 гг., выступление Министра общего и профессионального образования Свердловской области "О букве и духе образовательного стандарта" (18.02.99).

Национально - региональный компонент стандарта среднего педагогического образования разработан в соответствии с названными документами как условие достижения цели обеспечения государственных гарантий качества педагогического образования.

Государственный образовательный стандарт обеспечивает единство нормативов профессиональной подготовки педагогов на территории Свердловской области и определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки студентов и требования к образованности выпускников учреждений среднего педагогического образования.

Устанавливаемый настоящим документом национально региональный компонент Государственного образовательного стандарта среднего педагогического образования регулирует отношения в сфере разработки, утверждения, введения, исполнения национально регионального компонента стандарта, возникающие между органами управления образованием и образовательными организациями, обучающимися, их родителями (лицами, их заменяющими), общественностью.

Федеральный и национально - региональный компоненты государственного образовательного стандарта обязательны для исполнения на всей территории Свердловской области, во всех учреждениях среднего педагогического образования.

При аттестации, государственной аккредитации учреждений среднего педагогического образования предметом экспертизы является установление соответствия содержания образовательной программы и уровня подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта, в части федерального и национально регионального компонентов.

Национально - региональный компонент Государственного образовательного стандарта среднего педагогического образования является основой объективной оценки качества образования выпускников учреждений среднего педагогического образования.

Настоящий документ является второй редакцией национально регионального компонента государственного стандарта среднего педагогического образования. В содержании этого документа получают развитие принципы и приоритеты региональной образовательной политики Свердловской области, выраженные в первом, 1998 года, издании текста НРК.

СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНО -
РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА  СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта среднего педагогического образования Свердловской области направлен на обеспечение поступательного развития среднего педагогического образования в регионе в соответствии с принципами региональной образовательной политики, определенными в общем в содержании НРК ГОС СПО 1998 г. Сущность регионального подхода выражена в следующем:

- обеспечение повышенного уровня образованности выпускников педагогических колледжей, за счет увеличения доли подготовки, позволяющей выпустить не только специалиста - предметника, но прежде всего специалиста в области педагогики;

- создание условий по формированию в Свердловской области единого образовательного пространства в части подготовки педагогических кадров;

- изменение содержания среднего педагогического образования, обеспечивающего подготовку педагогических кадров, способных реализовать учебные программы любого вида и типа образовательного учреждения, адаптировать имеющиеся образовательные программы, составлять новые.

Процесс стандартизации среднего педагогического образования начался с разработки и введения Базисного учебного плана (1995 г.), разработки Концепции и содержания национально - регионального компонента стандарта, который после двухлетней апробации был утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 21.08.98 г. N 868.    

Разработка национально      -     регионального     компонента государственного     образовательного      стандарта      среднего педагогического   образования   нормативно  закрепила  требования, условия,  новые  основания  функционирования  и  развития  системы среднего педагогического образования и,  как следствие, обеспечила проведение целенаправленной региональной образовательной  политики в области подготовки педагогических кадров.

Вместе с тем существенные изменения в состоянии региональной и федеральной системы образования и тенденции динамики региональных процессов вызвали необходимость изменить структуру, содержание и уточнить сущность и назначение национально - регионального компонента государственного образовательного стандарта среднего педагогического образования.

Введение Государственного образовательного стандарта (национально - регионального компонента) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области, реструктурирование сети учреждений образования, принятие федерального компонента Государственного стандарта среднего педагогического образования, новая редакция Государственных стандартов высшего педагогического образования, а также динамика социально - экономических, демографических процессов, приводящих к росту востребованности в регионе педагогических кадров, отвечающих требованиям профессиональной мобильности, гибкости, полифункциональности, - это тот контекст, в котором необходимо определение приоритетов развития подсистемы среднего педагогического образования и соответствующая редакция национально - регионального компонента ГОС.

Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта среднего педагогического образования, вторая редакция, разработан в качестве норматива, исполнение которого обеспечивает потребности общества и региона в воспроизведении и развитии педагогического потенциала, гарантирующего условия и возможности самоопределения и саморазвития обучающихся, определенные НРК ГОСа образования периода детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области.

Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта среднего педагогического образования способствует обеспечению потребности государства, общества, личности в формировании системы преемственных образовательных программ как гарантии непрерывного общего, профессионального образования и самообразования, создающих условия социально профессиональной мобильности и социально - экономической защищенности жителей региона.

Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта среднего педагогического образования обеспечивает потребность общества, региона, личности в увеличении адаптивных возможностей системы образования в условиях своеобразия региона.

2. Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта Свердловской области, определяя в качестве главного результата педагогического образования достижение готовности выпускников к профессиональной педагогической деятельности и реализации региональной образовательной политики, направлен на решение следующих задач:

2.1. Обеспечение качества среднего педагогического образования, в соответствии с единством нормативов профессиональной подготовки педагогов в федеральном и мировом профессионально - педагогическом пространстве, - путем соотнесения содержания данного образовательного стандарта с образовательными стандартами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, других стран.

Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта среднего педагогического образования создает систему условий - в виде дифференцированного описания структуры требований к выпускнику, отбора минимума содержания образовательных программ по принципам системности, интегрированности, вариативности, мультипликации разноуровневых образовательных программ в единой структуре учебного плана - для достижения в учреждениях среднего педагогического образования высокого качества образованности.

2.2. Обеспечение качества среднего педагогического образования, позволяющего выпускникам осуществлять образовательную деятельность в соответствии с целями и задачами образования периода детства, основного общего и среднего (полного) общего образования, - путем соотнесения компетенций, гарантируемых обучающимся Государственным стандартом, с компетенциями, необходимыми для этого и достигаемыми выпускниками учреждений среднего педагогического образования.

Национально - региональный компонент стандарта общего образования Свердловской области строится на следующих основаниях:

- комплексное осмысление региональных процессов и их роли в образовании, в самоопределении и социокультурном развитии обучающихся;

- преодоление изолированности систем дошкольного и начального общего образования, реализация преемственности образовательных программ общего и профессионального образования, преодоление предметоцентризма и организация содержания образования по принципу образовательных областей, - как гарантии создания дополнительных возможностей успешного самоопределения в условиях региона;

- утверждение гуманистических принципов построения образовательного процесса: личностно - ориентированный характер образования, приоритет ценностной составляющей образовательного процесса, вариативность, сочетание научности и практико ориентированности, демократизм, сотрудничество, внимание и уважение к самостоятельному выбору обучающихся, при создании условий для этого.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»