ГЛАВА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 2000 года N 777

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА Г. ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2000-2003 ГГ.

В целях осуществления дальнейшего развития образовательного комплекса г. Екатеринбурга

постановляю:

1. Утвердить Программу развития образовательного комплекса города Екатеринбурга на 2000-2003 гг.

2. Начальнику управления образования администрации города Екатеринбурга Непомнящей Т. А. внести программу на утверждение в городскую Думу.

3. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Главы города Матвеева М. Н.

Глава города                                                                                                                                                                                          А.М.ЧЕРНЕЦКИЙ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Г. ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2000-2003 ГОДЫ

Руководитель разработки и реализации Программы - Тамара Александровна Непомнящая, начальник Управления образования Администрации г. Екатеринбурга.

Основной состав авторов - разработчиков Программы:

Наталья Николаевна Давыдова, кандидат технических наук, и. о. заместителя начальника Управления образования Администрации г. Екатеринбурга;

Алевтина Александровна Симонова, кандидат педагогических наук, доцент, член - корреспондент МАНПО, зав. кафедрой теории и практики управления в образовании УрГПУ;

Андрей Олегович Ивонин, заместитель директора МКОУ "Екатеринбургский Дом учителя" по информационно - методической работе.

В разработке аналитических материалов, отдельных направлений Программы, комплексно - целевых программ и локальных проектов приняли участие: специалисты Управления образования Администрации г. Екатеринбурга, органов управления образованием, образовательных учреждений города.

Рецензенты:

Белкин А. С., профессор, доктор пед. наук, академик АСПН, директор Департамента психолого - педагогического образования УрГПУ;

Игошев Б. М., профессор, кандидат пед. наук, 1-й проректор - проректор по научной работе УрГПУ;

     Камышов В.  М., профессор, доктор экономических наук, академик АИН РФ, ректор УрГЭУ;

Красовский Н. Н., профессор, доктор физико - математических наук, академик РАН, советник РАН;

Меренков А. В., профессор, доктор философских наук, академик АВШ, зав. кафедрой социологии УрГУ, директор гимназии "Оптиум";

     Шашкин С.  Ю., профессор, доктор физико - математических наук, проректор Академии государственной службы при Президенте РФ.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ г. ЕКАТЕРИНБУРГА НА 2000-2003 годы

     

Наименование программы

     Программа развития системы образования г. Екатеринбурга на 2000-2003 годы

Заказчик - координатор

Администрация г. Екатеринбурга

Городская Дума

Исполнители

     Управление образования администрации города, районные органы управления образования, учреждения системы образования, смежные службы и ведомства

Цель

программы

     Обеспечение развития системы образования Екатеринбурга в интересах его граждан, общества и государства

Направление программы

     Развитие правовых механизмов реализации государственной политики в сфере образования как гаранта качества образования

     Стандартизация образования как правовой механизм развития содержания образования
     Развитие сети образовательных учреждений города для повышения адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников)
     Совершенствование социально - педагогического пространства города и защита его от воздействий, неадекватных гуманистическим целям и ценностям культуры
     Развитие единого информационного пространства образовательной системы города как условие успешной интеграции образовательной системы города в отечественные и международные системы образования
     Развитие механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала системы образования
     Активизация социальной политики в сфере образования с целью обеспечения государственных гарантий равных возможностей в образовании

     Повышение роли экономических механизмов для обеспечения функционирования и развития системы образования города

Сроки реализации

2000-2003 гг.

Система организации контроля за исполнением мероприятий

     Результаты поэтапного выполнения мероприятий Программы рассматриваются на коллегиях Администрации города, Управления образования и заседаниях Городской Думы

Объем и источники финансирования

     Объем финансирования определяется ежегодно при утверждении городского бюджета

     Источники финансирования: бюджет Управления образования администрации г. Екатеринбурга, бюджеты районов, статьи бюджета смежных служб и ведомств, дополнительное целевое финансирование, обеспечивающее выполнение мероприятий Программы

Ожидаемые конечные результаты

     Повышение степени гарантированности прав граждан на получение полноценного и разностороннего образования посредством перевода системы образования города на правовой уровень функционирования, гарантирующей реализацию принципов государственной образовательной политики, заявленных в федеральном и областном законодательстве

     Соответствие качества результата образования целям и задачам образования каждого уровня
     Развитие сети образовательных учреждений для реализации образовательных потребностей всех субъектов системы образования
     Формирование воспитывающей среды с учетом специфики социокультурной обстановки города

     Создание системы управления, эффективно и результативно обеспечивающей вариативность и дифференциацию образовательного пространства на основе принципов единства и целостности

Механизм реализации

     Программа реализуется через программные мероприятия, комплексно - целевые программы и локальные проекты


ВВЕДЕНИЕ

Программа развития системы образования г. Екатеринбурга на 2000-2003 годы в соответствии с российским и областным законодательством об образовании является организационной основой муниципальной политики в области образования, которая определяет стратегию выбора приоритетных направлений развития системы образования и обеспечивает ее реализацию.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "Об образовании", Федеральной программой развития образования, одобренной Правительством РФ на заседании от 24 июня 1999 года (протокол N 25, раздел 2, п. 2), Областным законом от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", Программой действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области Э. Э. Росселя на 2000-2003 годы, Постановлением Правительства Свердловской области от 18 мая 2000 г. N 393-ПП "Об утверждении мероприятий по развитию образования Свердловской области на 2000-2003 годы, Народной программой Главы города Екатеринбурга А. М. Чернецкого по наказам жителей города.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Изменение условий, в которых происходят функционирование и развитие системы образования города, становление нового педагогического мышления, требует уточнения ценностных ориентиров развития системы образования.

Такими ОРИЕНТИРАМИ сегодня можно считать:

- реализацию прав личности в сфере образования, возможность получения образования по выбору (права выбора образовательного учреждения, профессия и специальности, права на сохранение национального языка и т. д.);

- индивидуально - личностный подход в образовании, обеспечивающий вариативность и разноуровневость предлагаемых и предоставляемых первичным клиентам системы образования образовательных услуг;

- ответственность     субъектов     системы     образования,
предоставляющих образовательные  услуги,  за  качество  результата
педагогической деятельности перед потребителями;
- социальную     защиту    учащихся    путем    предоставления
качественного образования, обеспечивающего максимально эффективную
адаптацию личности в обществе;

- развитие такой системы ценностей субъектов образовательного процесса, которая будет адекватна современному состоянию цивилизации и требованиям к уровню образованности развивающейся личности.

Определив ценностные ориентиры городского педагогического сообщества, можно выделить ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПРОГРАММЫ:

- Создание возможностей для каждого гражданина развивать свой потенциал, обеспечивать условия для воспитания и саморазвития личности в детстве и на протяжении всей жизни, обеспечивать практическую жизненную направленность образования как условия адаптации выпускников к социальной действительности, гарантию их жизненного успеха, создавать благоприятную образовательную среду как для одаренных детей, так и для детей и подростков с ограниченными физическими и психическими возможностями.

- Формирование системы правовых отношений в образовании, более полно реализующих права образовательного учреждения как юридического лица и права всех участников образовательного процесса, обеспечивая тем самым условия для поддержания высокого качества образования.

- Создание достойных условий существования и профессиональной деятельности для работников образования, их социальной защищенности. Безусловным должно быть приведение заработной платы работников образования в соответствие с параметрами реального прожиточного минимума.

- Принятие системы мер, направленных на предотвращение ухудшения здоровья детей и подростков (программа "Здоровье Екатеринбургского школьника").

- Сохранение системы дополнительного образования как сферы развития творческих способностей детей и как комфортной среды, противостоящей негативному влиянию "улицы".

- Поэтапное изменение системы технологического оснащения образовательного процесса.

- Сохранение единого образовательного пространства города, включающего все образовательные учреждения и процессы, все культурные возможности для горожан.

- Осуществление информирования горожан о процессах, происходящих в сфере образования, о принимаемых решениях, тенденциях и перспективах. Создание механизма принятия решений в сфере образования с учетом общественного мнения и мнения профессионального сообщества.

ЦЕЛЬ Программы: ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЕКАТЕРИНБУРГА В ИНТЕРЕСАХ ЕГО ГРАЖДАН, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.

В этой связи основными направлениями Программы являются:

- развитие правовых механизмов реализации государственной политики в сфере образования как гаранта качества образования;

- стандартизация образования как правовой механизм развития содержания образования;

- развитие сети образовательных учреждений города для повышения адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников);

- совершенствование социально - педагогического пространства города и защита его от воздействия, неадекватных гуманистическим целям и ценностям культуры;

- развитие     единого     информационного     пространства
образовательной системы города  как  условие  успешной  интеграции
образовательной системы  города  в  отечественные  и международные
системы образования;

- развитие механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала системы образования;

- активизация социальной политики в сфере образования с целью обеспечения государственных гарантий равных возможностей в образовании;

- повышение роли экономических механизмов для обеспечения функционирования и развития системы образования города.

Главным результатом Программы должно стать повышение степени гарантированности прав граждан на получение полноценного образования посредством перевода системы образования на правовой уровень функционирования, гарантирующий реализацию принципов государственной образовательной политики, обозначенных в федеральном и областном законодательстве.

РЕЗУЛЬТАТАМИ РЕАЛИЗАЦИИ программных мероприятий должно стать:

     - соответствие качества результата образования целям и задачам образования каждого уровня;
     - развитие сети образовательных учреждений (ОУ) для реализации образовательных потребностей всех субъектов системы образования;

- формирование воспитывающей среды с учетом специфики социокультурной обстановки города;

- создание системы управления образованием, эффективно и результативно обеспечивающей дифференциацию образовательного пространства на основе принципов единства и целостности.

ОЖИДАЕМЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ:

- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование;

- достижение     социальной     компетентности     обучающимся
(выпускником) как гарантия его социальной  защищенности,  развития
личной инициативы и гражданской ответственности;

- повышение уровня правового самосознания и правовой ответственности граждан - субъектов системы образования в вопросах образования и образовательной политики;

- развитие образовательных потребностей граждан, формирование социального запроса на качество образования, отвечающего уровню развития общества;

- увеличение адаптивных возможностей системы образования в условиях социально - экономического развития города;

- развитие средствами образования гражданской ответственности и форм гражданской коммуникации;

- расширение гарантий прав обучающихся на выбор основных и дополнительных образовательных программ;

- создание условий, не допускающих возникновения, поддержки и роста социальной напряженности и асоциальных проявлений;

- социальная интеграция и адаптация средствами образования детей с проблемами в развитии, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации, выпускников учреждений государственного воспитания;

- совершенствование системы непрерывного образования;

- организация подготовки и издания учебной и методической литературы;

- развитие материально - технической базы, энергосберегающих технологий;

- развитие полноправного партнерства системы образования Екатеринбурга с системами образования Союза Российских городов.

НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ реализации Программы являются стабильность текущего бюджетного финансирования и достаточные финансовые условия для реализации целевых проектов.

Заказчиками Программы развития системы образования г. Екатеринбурга являются администрация города и Городская Дума.

Ответственность за реализацию Программы возлагается на Управление образования администрации г. Екатеринбурга (Управление образования).

Ответственность за результаты конкретной деятельности, предусмотренной Программой, дифференцируется в зависимости от уровня компетенции субъектов городской образовательной системы.

1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ


1.1. Дошкольное детство

Стратегия развития дошкольного образования, как составной части периода детства в Программе, направлена на сохранение и преобразование системы дошкольного образования в соответствии с новыми требованиями к образованию, с потребностями города и населения.

Обновление образовательного     процесса     в     дошкольных
образовательных учреждениях (ДОУ) с учетом принципов гуманизации и
регионализации предполагает:
- использование     программ,     обеспечивающих     единое
образовательное пространство города;

- сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ, установление преемственности в деятельности детских поликлиник, женских консультаций, ДОУ и ОУ;

- инновационный подход в процессе развития содержания дошкольного образования;

- комплексное использование фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной работы.

ЦЕЛЬ управления развитием системы образования периода детства на предстоящий период - приведение системы дошкольного воспитания в соответствие с новыми требованиями к образованию детей дошкольного возраста, с потребностями города и населения.

ЗАДАЧИ развития системы образования периода детства (дошкольный период):

- продолжение работы по концептуальному переосмыслению всеми субъектами системы образования в период дошкольного детства необходимости перевода ее в новое качество на основе ГОСа;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»