ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 2000 года N 612-ПП

О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1999 ГОДУ И МЕРАХ ПО ИХ УЛУЧШЕНИЮ

Заслушав доклад Министерства экономики и труда Свердловской области "О состоянии условий и охраны труда в организациях Свердловской области в 1999 году" (прилагается), Правительство Свердловской области отмечает, что исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления, руководителями организаций проделана определенная работа по реализации государственной политики в вопросах охраны труда. В рамках реализации постановления Правительства Свердловской области от 28.04.98 N 444-п "Об Областной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 1998, N 4, ст. 274) формируется система управления охраной труда, создана система обучения и проверки знаний руководителей и специалистов по охране труда, ведется подготовительная работа к введению экономического механизма управления охраной труда, совершенствуется нормативная база по охране труда.

Но, несмотря на принимаемые меры, добиться улучшения условий и охраны труда не только не удалось, но и произошел рост производственного травматизма. Коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом по области возрос на 43 проц.

Анализ показывает, что ухудшение положения с производственным травматизмом кроется в безответственном отношении ряда работодателей, руководителей организаций к проведению профилактической работы по предупреждений производственного травматизма, плохой организации производства работ и рабочих мест, низкой ответственности руководителей за необеспечение безопасности труда работников.

Не снижается численность работников, занятых в условиях, не отвечающих требованиям санитарно - гигиенических норм.

Продолжает оставаться неудовлетворительным состояние технической безопасности на предприятиях горнорудной, металлургической, химической промышленности, на объектах энергетического комплекса и объектах, эксплуатирующих подъемные сооружения.

Остается не решенной проблема формирования в организациях служб охраны труда, особую тревогу вызывает состояние условий и охраны труда на малых предприятиях, в которых отмечается низкий уровень культуры производства, профессиональной подготовки работников, отсутствие обучения руководителей и специалистов по охране труда, инструктажей по безопасности труда.

Не завершено формирование системы государственного управления охраной труда на территории области. Управляющими управленческими округами, руководителями областных министерств, главами муниципальных образований не выполняются рекомендации постановлений Правительства Свердловской области по организации управления охраной труда.

В целях совершенствования работы по улучшению условий и охраны труда в организациях Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:

1. Исполнительным органам государственной власти Свердловской области, органам местного самоуправления, работодателям, объединениям работодателей активизировать работу по организации управления охраной труда, принять действенные меры по изменению негативной ситуации с производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью.

2. Поручить Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г. А.) с целью принятия мер по развитию системы государственного управления охраной труда разработать и внести в установленном порядке на рассмотрение Правительству Свердловской области в IV квартале 2000 года:

1) проект закона Свердловской области "Об охране труда в Свердловской области";

2) предложения о внесении в положения об администрациях управленческих округов и областных министерствах дополнений, предусматривающих осуществление функций управления охраной труда.

3. Руководителям организаций независимо от организационно правовой формы собственности в срок до 01.01.2001:

1) разработать мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации оборудования, отработавшего свой нормативный срок;

2) принять меры по повышению качества обучения по охране труда лиц, ответственных за организацию и производство работ;

3) укрепить службы охраны труда в соответствии с рекомендуемыми нормативами численности, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10.03.95 N 13 "Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии";

4) организовать производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических мероприятий в процессе производства и реализации продукции и оказания услуг;

5) обеспечить полный охват предварительными и периодическими медицинскими осмотрами работающих в соответствии с действующими нормативными актами.

4. Министерству здравоохранения Свердловской области (Скляр М. С.) для обеспечения полного объема функциональных исследований при проведении обязательных и периодических медицинских осмотров принять меры по укомплектованию лечебно - профилактических учреждений врачами - специалистами.

5. Рекомендовать территориальным подразделениям федеральных органов исполнительной власти: Государственной инспекции труда по Свердловской области (Старцев И. А.), Уральскому управлению федерального горного и промышленного надзора России (Перминов Е. П.), Областному центру государственного санитарно эпидемиологического надзора по Свердловской области (Никонов Б. И.), Управлению государственного энергетического надзора по Свердловской области (Злобинский В. Я.) повысить требовательность к руководителям организаций за соблюдение нормативных актов по охране труда, составить перечень производственных объектов, зданий и сооружений, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, и до 01.12.2000 представить его в Межведомственную комиссию по охране труда при Правительстве Свердловской области.

6. Просить Федерацию профсоюзов Свердловской области (Ильин Ю. В.):

1) в целях повышения эффективности общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда завершить формирование внештатной технической инспекции труда и института уполномоченных лиц по охране труда;

2) повысить требовательность к руководителям организаций по содержанию обязательств по охране труда в коллективных договорах.

7. Настоящее постановление опубликовать в "Областной газете".

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министра экономики и труда Свердловской области Ковалеву Г. А.

Председатель
Правительства
Свердловской области
А.ВОРОБЬЕВ





К постановлению
Правительства
Свердловской области
от 24 июля 2000 года N 612-ПП

ДОКЛАД
о состоянии условий и охраны труда в организациях
Свердловской области в 1999 году

В 1999 году деятельность Министерства экономики и труда Свердловской области, областных исполнительных органов государственной власти и органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде была сосредоточена на выполнении мероприятий Областной целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 1998-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.98 N 444-п (Собрание законодательства Свердловской области, 1998, N 4, ст. 274), и намеченных постановлением Правительства Свердловской области от 21.05.99 N 610-ПП "О состоянии условий и охраны труда в организациях Свердловской области в 1998 году" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 5, ст. 436) мероприятий по устранению недостатков.

Центр тяжести работы был перенесен в муниципальные образования. Проводилась работа по формированию системы управления охраной труда за счет создания служб охраны труда в муниципальных образованиях.

Продолжалась практика проведения комплексных обследований организаций, расположенных на территории муниципальных образований, с последующим рассмотрением их результатов на совещании у глав администраций.

Уделялось внимание совершенствованию нормативной базы по охране труда. Пересмотрено Положение о порядке обучения и проверке знаний руководителей и специалистов организаций по охране труда, в соответствии с которым завершено формирование системы обучения и проверки знаний руководителей и специалистов организаций по охране труда. Установлен порядок проведения экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности.

В целях подготовки к введению в действие экономического механизма управления охраной труда департаментом труда и социальных вопросов Министерства экономики и труда Свердловской области проводилась работа по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Для оказания предприятиям практической помощи в организации работы по охране труда на базе Екатеринбургского научно исследовательского института охраны труда создан Областной центр охраны труда.

В соответствии с Областной программой улучшения условий и охраны труда проведена выставка - ярмарка спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.

Межведомственной комиссией по охране труда при Правительстве Свердловской области регулярно рассматривались наиболее актуальные вопросы охраны труда.

Состоянию условий и охраны труда уделялось внимание в рамках социального партнерства.

Но, несмотря на принимаемые меры, добиться улучшения условий и охраны труда в организациях Свердловской области не удалось.

Статья 1. Состояние производственного травматизма, в том числе
по отраслям экономики, территориям, отдельным
предприятиям и объектам

1. УРОВЕНЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА

В 1999 году на предприятиях и в организациях разных отраслей экономики от травм на производстве пострадало 5988 человек, в том числе 1293 женщины, 23 подростка, в 1998 году - 6060 человек (1368 женщин, 24 подростка).

Уровень производственного травматизма (коэффициент частоты Кч) в 1999 году возрос по сравнению с предыдущим годом и составил 5,6 пострадавших на 1000 работающих против 5,4 пострадавших на 1000 работающих в 1998 году (таблица 1).

Наиболее высокий уровень производственного травматизма на предприятиях сельского хозяйства, лесного хозяйства, строительной отрасли (таблица 2).

Значительно выше среднего по области уровень производственного травматизма в Алапаевском, Шалинском, Байкаловском районах, городах Тавде, Североуральске (таблица 3).

Коэффициент тяжести травм (число дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего) незначительно снизился по сравнению с прошлым годом с 28,7 до 28,3 дней.

В 1999 году доля женщин в общей численности пострадавших от несчастных случаев на производстве сократилась по сравнению с предыдущим годом с 22,6 проц. до 21,6 проц., уровень же производственного травматизма среди женщин не изменился и остался на уровне 2,7 на 1000 работающих.

Особую тревогу вызывает состояние производственного травматизма со смертельным исходом. В 1999 году на производстве погибло 229 человек, из них 14 женщин, 1 подросток (1998 год - 153 человека, из них 11 женщин, 1 подросток). Коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом по области возрос с 0,111 в 1998 году до 0,159 в 1999 году.

Наибольший уровень смертельного травматизма имеет место в строительстве (0,366), сельском хозяйстве (0,185), черной металлургии, лесном хозяйстве. Так, в строительстве число пострадавших со смертельным исходом составило 40 человек, машиностроении и металлообработке - 24 человека, черной металлургии - 23 человека, сельском хозяйстве - 22 человека.

В территориальном разрезе только в Северном управленческом округе наблюдается незначительное по сравнению с предыдущим годом снижение производственного травматизма со смертельным исходом. В остальных - рост в 1,5-2 раза. Значительно выше среднего по области уровень смертельного травматизма в Алапаевском (0,278), Серовском (0,234) районах, в городе Тавде (0,282).

По данным Уральского управления федерального горного и промышленного надзора России в подконтрольных организациях уровень производственного травматизма со смертельным исходом снизился на 12 проц. В отчетном году на объектах, подконтрольных управлению, не было случаев группового травмирования. Несмотря на это, остается высоким уровень смертельного травматизма на предприятиях горнодобывающей промышленности, 4 несчастных случая со смертельным исходом произошло на предприятиях металлургической промышленности, 4 - допущено при эксплуатации грузоподъемных кранов, 3 - при эксплуатации лифтов.

По данным Управления государственного энергетического надзора по Свердловской области в результате поражения электротоком пострадал 21 человек, в том числе 16 - со смертельным исходом. Произошло 3 групповых несчастных случая, в которых пострадало 6 человек.

2. АНАЛИЗ ПРИЧИН ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА

Анализ несчастных случаев со смертельным исходом по видам происшествий показывает, что в 1999 году самое большое число погибших (17 проц. от общего числа) в результате падения с высоты - это почти в 3 раза больше по сравнению с предыдущим годом, около 14 проц. лишились жизни в дорожно - транспортных происшествиях. В 2 раза по сравнению с предыдущим годом возросло число погибших в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей.

По - прежнему более половины несчастных случаев на производстве происходит по организационным причинам. Это неудовлетворительная организация производства работ - 15,3 проц., нарушение трудовой и производственной дисциплины - 14,3 проц., нарушение техники безопасности при эксплуатации транспорта - 8,5 проц. и другие.

Отмечается рост несчастных случаев со смертельным исходом по сравнению с предыдущим годом по следующим причинам:

1) неприменение средств индивидуальной и коллективной защиты (1998 год - 1,6 проц., 1999 год - 7,4 проц);

2) нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств (1998 год - 4,1 проц., 1999 год - 8,5 проц.);

3) эксплуатация неисправных машин, оборудования (1998 год 4,9 проц., 1999 год - 7,9 проц.).

По причине недостаточной обученности безопасным приемам труда в 1999 году произошло 16 несчастных случаев, что в 3 раза больше, чем в предыдущем. Если также учесть, что в отчетном году в 39 процентах несчастных случаев гибнут работники с непродолжительным стажем работы, можно сделать выводы о том, что не уделяется должное внимание качеству проведения обучения, инструктирования с вновь поступившими на работу. Устранение этих и других аналогичных причин не требует больших финансовых затрат.

3. ФАКТЫ СКРЫТЫХ ОТ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

Среди нарушений Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве имеет место сокрытие фактов несчастных случаев. В 1999 году было выявлено 38 таких случаев, из них 21 - с возможным инвалидным исходом, 7 - со смертельным исходом, 2 групповых случая.

Так, на предприятии акционерного общества "Тагилавтотранссервис" выявлен сокрытый несчастный случай с инвалидным исходом с водителем Нурислановым Ф. Д.

Выявлен по жалобе пострадавшего сокрытый несчастный случай с тяжелым исходом в Туринском межхозяйственном лесхозе с Мартыновым М. Т.

Расследован сокрытый несчастный случай с горничной муниципального предприятия "Березка" по жалобе пострадавшей. Материалы переданы в прокуратуру г. Ревды.

При проведении проверок на выявление сокрытых несчастных случаев отмечается, что в основном эти нарушения допускаются не из корыстных целей, а из - за незнания требований Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. По всем фактам сокрытия несчастных случаев лица, допустившие нарушения Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, привлечены к административной ответственности.

4. ПОЛНОТА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
ПО ФОРМЕ 7 - ТРАВМАТИЗМ

Наблюдением по форме статистической отчетности 7 - травматизм охвачено 3086 предприятий различного круга отраслей, форм собственности (1998 год - 3454). Численность работающих на них составила 1 067 183 человека, из них 487 882 женщины. Из числа предприятий, охваченных наблюдением, не было травматизма на 1758.

Сокращение числа предприятий, подлежащих наблюдению в объеме формы статотчетности 7 - травматизм, снижает объективность оценки состояния охраны труда и производственного травматизма в организациях области и эффективность управленческих решений. Так, если по данным Областного комитета государственной статистики в 1999 году зафиксировано 170 несчастных случаев со смертельным исходом, то по данным Государственной инспекции труда по Свердловской области на производстве погибло 229 человек.

Затраты на возмещение вреда, причиненного работникам в результате трудового увечья, в 1999 году составили 15273,3 тыс. руб., в том числе на одного пострадавшего 2551 руб. (1998 год 2489 руб.)

5. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Ухудшение положения с производственным травматизмом кроется в безответственном отношении ряда работодателей, руководителей организаций к проведению профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, плохой организации производства работ и рабочих мест, безответственности руководителей за обеспечение безопасности труда работников.

Руководителям организаций необходимо уделить особое внимание обучению работающих по вопросам охраны труда, проведению инструктажей с вновь принятыми на работу, строгому соблюдению работающими требований травил и инструкций по охране труда, укреплению трудовой дисциплины.

Статья 2. Состояние профессиональной заболеваемости

Уровень профессиональной заболеваемости в организациях Свердловской области в 1999 году значительно увеличился и составил 2,86 случаев на 10000 работающих (в 1998 году - 2,06). Увеличился и показатель регистрации острых профпоражений - 0,61 (1998 год 0,06).

Зарегистрировано 15 случаев острого профессионального отравления с числом пострадавших 115 человек, из них 2 человека погибли от отравления оксидом углерода.

Наиболее высокий уровень острых профотравлений регистрируется в цветной и черной металлургии: 3 групповых случая зарегистрированы в акционерном обществе "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение" с числом пострадавших 96 человек, акционерном обществе "Динур" - 5, акционерном обществе "Серовский металлургический завод" - 2.

Основными причинами острых отравлений являются нарушения требований по охране труда, в частности, отсутствие производственного контроля за уровнем вредных веществ остронаправленного действия, неприменение средств индивидуальной защиты, аварийные ситуации.

Территориями с относительными показателями (острой и хронической профзаболеваемости) выше среднеобластного уровня являются г. Верхняя Салда - 36,3 случая на 10000 работающих, г. Асбест - 19,5, г. Североуральск - 15,2, г. Первоуральск - 7,8, г. Березовский - 6,8, г. Кировград - 6,5, г. Краснотурьинск - 5,6, г. Богданович - 5,3, г. Сухой Лог - 5,2, г. Нижний Тагил - 4,0, г. Ревда - 3,2. На остальных территориях профзаболеваемость снизилась (таблица 4).

Отраслями, в которых наиболее высокий уровень профессиональной заболеваемости (острой и хронической), являются: цветная металлургия - 20,9, транспортное машиностроение - 19,1, промышленность стройматериалов - 17,2, угольная промышленность 7,4, тяжелое машиностроение - 7,6, черная металлургия - 7,0, нефтехимическая промышленность - 5,1 (таблица 5).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»