Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 1998 года N 444-п

Об Областной целевой программе улучшения условий
и охраны труда на 1998 - 2000 годы

_________________________________________________________________________________________________________________
     постановление утратило  силу, см. Постановление  Правительства Свердловской области от 16.01.01 № 37-ПП
_________________________________________________________________________________________________________________

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.97 N 1409 "О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы", постановления Правительства Свердловской области от 25.08.97 N 733-п "Об утверждении Комплексного плана мероприятий по выполнению Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1997 - 2000 годов" и в целях обеспечения реализации государственной политики в области охраны труда, предусмотренной Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Областную целевую программу улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы (далее именуется Программа).

2. Департаменту финансов Свердловской области (Червяков В. Ю.) осуществить финансирование мероприятий, определенных Программой, за счет средств областного бюджета в пределах ассигнований, утвержденных областным законом об областном бюджете на соответствующий год, начиная с 1999 года.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований разработать и утвердить соответствующие программы улучшения условий и охраны труда.

Председатель Правительства
Свердловской области
А. П. Воробьев


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Свердловской области
от 28 апреля 1998 года N 444-п

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ
И ОХРАНЫ ТРУДА НА 1998 - 2000 ГОДЫ

ПАСПОРТ
Областной целевой программы улучшения условий
и охраны труда на 1998 - 2000 годы

+----------------------------------------------------------------+
¦Наименование Программы     ¦- Областная целевая программа       ¦
¦                           ¦  улучшения условий и охраны труда  ¦
¦                           ¦  на 1998 - 2000 годы               ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦Наименование, дата и       ¦- постановление Правительства       ¦
¦номер решения о разработке ¦  Свердловской области от 25.08.97  ¦
¦Программы                  ¦  N 733-п "Об утверждении           ¦
¦                           ¦  Комплексного плана мероприятий по ¦
¦                           ¦  выполнению Программы социальных   ¦
¦                           ¦  реформ в Российской Федерации на  ¦
¦                           ¦  период 1997 - 2000 годов";        ¦
¦                           ¦  постановление Правительства РФ    ¦
¦                           ¦  от 10.11.97 N 1409 "О Федеральной ¦
¦                           ¦  целевой программе улучшения       ¦
¦                           ¦  условий и охраны труда на         ¦
¦                           ¦  1998 - 2000 годы"                 ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦Государственный заказчик   ¦- Департамент труда Свердловской    ¦
¦Программы                  ¦  области                           ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦Основные разработчики      ¦- Департамент труда, департамент    ¦
¦                           ¦  промышленности и науки            ¦
¦                           ¦  Правительства Свердловской        ¦
¦                           ¦  области, органы государственного  ¦
¦                           ¦  надзора по Свердловской области,  ¦
¦                           ¦  областной Союз промышленников и   ¦
¦                           ¦  предпринимателей, Федерация       ¦
¦                           ¦  профсоюзов Свердловской области   ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦Цели и задачи Программы    ¦- снижение производственного        ¦
¦                           ¦  травматизма и профессиональной    ¦
¦                           ¦  заболеваемости,                   ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦                           ¦  создание условий, обеспечивающих  ¦
¦                           ¦  сохранение жизни и здоровья       ¦
¦                           ¦  работников в процессе трудовой    ¦
¦                           ¦  деятельности;                     ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦                           ¦  повышение уровня гарантий         ¦
¦                           ¦  социальной защиты работников      ¦
¦                           ¦  от профессионального риска;       ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦                           ¦  реализация государственной        ¦
¦                           ¦  политики в области охраны         ¦
¦                           ¦  труда работников на               ¦
¦                           ¦  производстве;                     ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦                           ¦  усиление эффективности правовой   ¦
¦                           ¦  защиты трудящихся в области       ¦
¦                           ¦  охраны труда;                     ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦                           ¦  создание системы мониторинга      ¦
¦                           ¦  условий и охраны труда;           ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦                           ¦  создание механизма                ¦
¦                           ¦  экономического стимулирования     ¦
¦                           ¦  работодателей за обеспечение      ¦
¦                           ¦  безопасных условий труда          ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦Сроки реализации Программы ¦- 1998 - 2000 годы                  ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦Перечень основных          ¦- правовое и нормативное обеспечение¦
¦мероприятий Программы      ¦  охраны труда;                     ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦                           ¦- формирование системы управления   ¦
¦                           ¦  охраной труда;                    ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦                           ¦- совершенствование условий и       ¦
¦                           ¦  охраны труда на производстве;     ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦                           ¦- организационное, методическое     ¦
¦                           ¦  и информационное обеспечение      ¦
¦                           ¦  управления, профессиональное      ¦
¦                           ¦  образование, пропаганда;          ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦                           ¦- научно - исследовательские        ¦
¦                           ¦  работы                            ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦Исполнители основных       ¦- Департамент труда, органы         ¦
¦мероприятий Программы      ¦  исполнительной власти, органы     ¦
¦                           ¦  местного самоуправления, органы   ¦
¦                           ¦  государственного надзора,         ¦
¦                           ¦  областной Союз промышленников     ¦
¦                           ¦  и предпринимателей, межотраслевые ¦
¦                           ¦  центры по охране труда            ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦Объем и источники          ¦- федеральный бюджет,               ¦
¦финансирования Программы   ¦  областной бюджет, средства        ¦
¦                           ¦  работодателей, бюджеты            ¦
¦                           ¦  муниципальных образований,        ¦
¦                           ¦  средства от административных      ¦
¦                           ¦  штрафов, взимаемых за             ¦
¦                           ¦  нарушение законодательства        ¦
¦                           ¦  о труде и об охране труда         ¦
¦                           ¦                                    ¦
¦Ожидаемые конечные         ¦- снижение производственного        ¦
¦результаты реализации      ¦  травматизма, профессиональной     ¦
¦Программы                  ¦  и общей заболеваемости,           ¦
¦                           ¦  сокращение на этой основе         ¦
¦                           ¦  государственных расходов и        ¦
¦                           ¦  сохранение здоровья работников    ¦
+----------------------------------------------------------------+

1. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы

Основными целями Областной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы являются:

снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Свердловской области;

создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от профессионального риска.

Основной задачей Программы является реализация государственной политики в области улучшения условий и охраны труда.

Приоритетные направления мероприятий Программы определены в соответствии с основными задачами реформирования сферы охраны труда, предусмотренными Программой социальных реформ в Свердловской области на период 1996 - 2000 годов.

Срок реализации Программы - 1998 - 2000 годы.

2. Современное состояние условий и охраны труда
в Свердловской области

По объективным причинам в Свердловской области усугубляется неблагоприятная ситуация с состоянием условий и охраны труда. В последние годы сохраняется недопустимо высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В 1996 году отмечен рост производственного травматизма: коэффициент частоты производственного травматизма (число пострадавших в течение года с утратой трудоспособности на 1 и более рабочих дней в расчете на 1000 работающих - Кч) по сравнению с прошлым годом увеличился на 2 процента и составил 6,4 в среднем по области, а за три последних года - на 9%, от травм на производстве пострадало 7901 чел., 239 из которых погибли. Инвалидами от профессиональных заболеваний и отравлений на производстве признано 163 человека, от производственных травм - 344 человека.

Коэффициент частоты на предприятиях промышленности составил 6,6, в некоторых отраслях он значительно выше. Так, в угольной промышленности Кч = 31,3, в топливной Кч = 28,6, в лесозаготовительной Кч = 18,7.

Принимая во внимание условия неполной занятости работников из-за длительных и частых простоев производства, коэффициент частоты с учетом фактически отработанного времени будет значительно выше.

Наибольшее количество погибших на предприятиях металлургической и горнодобывающей промышленности, строительстве и промышленности строительных материалов, сельском хозяйстве.

Коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом в 1996 году составил 0,157 единиц и возрос на 16% по сравнению с 1995 годов и на 62% относительно 1991 года.

Продолжает расти и коэффициент тяжести производственного травматизма (число дней нетрудоспособности в расчете на один несчастный случай). Этот показатель возрос по сравнению с прошлым годом с 25,9 до 27,3 дней. Коэффициент тяжести (Кт) превысил средний показатель по области на предприятиях полиграфической промышленности (36,6 дней), железнодорожного транспорта (35,7 дней), цветной металлургии (34,8 дней).

В 1996 году по причине нетрудоспособности из-за травм на производстве потеряно 215,9 тыс. рабочих дней, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 857 человек.

В 1996 году на предприятиях и в организациях промышленности, транспорта, строительства и связи численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам, составила 200,1 тыс. чел. или 22,6% и имеет тенденцию к росту. В условиях повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука работали 98,5 тыс. чел., в условиях повышенной запыленности воздуха рабочей зоны - 77,0 тыс. чел., в условиях повышенной загазованности воздуха рабочей зоны - 56,2 тыс. чел.

В 1995 и 1996 годах показатель количества выявленных работников с хроническими профессиональными заболеваниями на 10 тыс. занятых в производстве составил 3,3 и 3,6 соответственно. По - прежнему в структуре хронических профзаболеваний преобладают заболевания органов дыхания, далее идут заболевания опорно двигательного аппарата, неврит слуховых нервов, вибрационная болезнь.

Причинами роста производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются:

износ основных фондов и низкий технический уровень используемых технологий;

ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты, нарушение надежности работ, средств и систем коллективной защиты;

отсутствие в ряде случаев информации о вновь принятых нормативно - правовых актах по охране труда;

массовые нарушения технологической и производственной дисциплины, низкий уровень культуры производства, социальной активности и профессиональной подготовки работников;

снижение ответственности, требовательности за соблюдением норм и правил по охране труда;

несоблюдение режимов труда и отдыха, снижение охвата лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, и качества медицинских осмотров.

Значительный износ основных фондов предприятий, несоблюдение сроков проведения капитальных ремонтов оборудования, зданий, сооружений, реконструкции производства, отсутствие новой техники, оборудования, приборов безопасности, сокращение или прекращение проведения научно - исследовательских работ по разработке безопасных технологий и решению проблемных вопросов производств, падение производственной и технологической дисциплины явились причинами снижения уровня технической безопасности.

Материальные затраты в связи с несчастными случаями на производстве составили более 30 миллиардов рублей (без учета материального ущерба, причиненного основным фондам предприятий). В расчете на один несчастный случай эти суммы составили 3,77 миллиона рублей. Помимо этого, значительные затраты обусловлены амбулаторным (клиническим) лечением, проведением расследований несчастных случаев, потерями в производстве из - за простоев оборудования, снижением производительности труда.

Сложившаяся ситуация во многом связана с тем, что до настоящего времени не создана государственная система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда, не на должном уровне находится система обучения работников безопасным приемам работы.

В Свердловской области за последние 3 года проведена работа по реализации Основ законодательства Российской Федерации по охране труда, организации управления охраной труда, формированию системы обучения по охране труда, проведению эксперимента по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда. Вместе с тем работы по вышеприведенным направлениям находятся в начальной стадии, в результате в большинстве организаций условия труда продолжают оставаться неудовлетворительными, а уровень производственного травматизма высоким.

По экспертным оценкам, в случае непринятия надлежащих мер к 2005 году на рабочих местах с вредными условиями труда в промышленности, в строительстве и на транспорте будет работать каждый второй - третий работник сферы материального производства, резко возрастет производственный травматизм.

3. Система программных мероприятий

Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния условий и охраны труда работников, проведенного Департаментом труда Свердловской области, государственными органами надзора и контроля, научно - исследовательскими организациями по охране труда. Учтены рекомендации по разработке региональных программ первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда России от 06.12.95 N 68.

Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:

- правовое и нормативное обеспечение охраны труда;

- формирование системы управления охраной труда;

- совершенствование условий и охраны труда на производстве;

- организационное, методическое и информационное обеспечение управления, профессиональное образование, пропаганда;

- защита интересов работника при повреждении здоровья при исполнении трудовых обязанностей;

- охрана труда женщин и подростков;

- научно - исследовательские работы.

4. Разработка законодательных, нормативных правовых актов
по вопросам охраны труда

В 1998 - 2000 годах планируется продолжить работу по совершенствованию правовой базы охраны труда с учетом конкретных условий и сложившейся ситуации в вопросах охраны труда на территории Свердловской области.

Предусматривается разработка закона об охране труда Свердловской области в целях более полной реализации полномочий области, как субъекта Российской Федерации, в вопросах охраны труда.

Запланирована разработка новых, внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты по вопросам обеспечения условий и охраны труда при лицензировании отдельных видов деятельности, определения размеров страховых тарифов при страховании работников от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, совершенствования системы выявления, регистрации и учета профессиональных заболеваний. Выполнение вышеуказанных мероприятий позволит повысить социальную защищенность трудящихся.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»