ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТЫ ДОЛГОСРОЧНОГО (ДО 2015 ГОДА) ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Главная цель долгосрочного (до 2015 года) экономического и социального развития области заключается в создании многосекторной социально ориентированной рыночной экономики, базирующейся на новом научно-техническом укладе и информационно-индустриальных технологиях и обеспечивающей переход к новым стандартам качества жизни и среды обитания населения области, строительство современного демократического общества.
Определяющими ценностями "передовой" экономики должны стать наука и образование, высокие нравственные идеалы, рациональное природопользование, развитое общество.
Главная задача - формирование материальной, научно-технической, финансово-экономической и социальной базы, позволяющей выйти на траекторию устойчивого экономического роста и обеспечить рациональное размещение производительных сил на территории области.
Переход к современной модели устойчивого экономического роста может определяться как временными факторами, так и возможными вариантами сценарных условий развития. Исходя из теории социальных альтернатив, определяющих выбор вероятных сценариев социально-экономического развития области от пессимистического - невозможности выхода из кризиса и инерционного следования в русле российских реформ - до оптимистического - превращение области в регион интенсивного развития и полигон отработки пилотных проектов - мультипликаторов подъема отечественной экономики, предпочтение отдано последнему при обеспечении соответствующих условий.
Основу стратегии составят ориентация в основном на собственный совокупный ресурсный потенциал (производственный, научно-технический, трудовой и природный), внутренние источники накопления, которые в принципе позволяют в ближайшие 10 - 15 лет закрепить стартовые условия необходимого экономического роста, продолжить реструктуризацию экономики на современной технико-технологической основе и выйти на модель устойчивого развития.
Одной из важнейших задач перспективного развития области является инновационное обновление производства, выступающее как основа не только экономического роста и подъема конкурентоспособности экономики, но и поступательного развития человеческого потенциала, повышения благосостояния населения.
Формирование и реализацию научно-технической политики целесообразно начать со следующих приоритетных направлений, так называемых прорывных технологий, в которых область сохранила достаточно сильные позиции: авиа- и ракетостроение, металлургия и спецхимия, радиотехническая промышленность и транспортное машиностроение, атомная энергетика и приборостроение.
На начальном этапе в среднесрочный период (2001 - 2005 годы) необходимо ориентироваться на использование экспортного потенциала, более полную загрузку эффективной части существующих производственных мощностей, в первую очередь в социально ориентированных отраслях и производстве товаров конечного спроса, внедрение имеющихся научно-технических разработок, проведение мер по ресурсосбережению, промышленной безопасности, безопасности персонала, экологической безопасности, техническому перевооружению и повышению эффективности производства, защите интересов отечественных товаропроизводителей, созданию корпоративных самодостаточных научно-производственных структур, стимулированию роста платежеспособного спроса. При этом в реальном секторе будет закрепляться достигнутый экономический рост, создаваться условия для накопления инвестиций и наращивания объемов производства наукоемкой, конкурентоспособной и востребованной рынком продукции и технологий.
В среднесрочный период необходимо подготовить условия для дальнейшего развития машиностроения, которое может быть востребовано в связи с нарастанием процесса массового выбытия активной части основного капитала, который может произойти в 2003 - 2005 годах в отраслях промышленности, сельском хозяйстве, железнодорожном и трубопроводном транспорте, энергетике, гражданской авиации.
Приоритетная роль в экономических преобразованиях следующего этапа (до 2010 года) должна быть отдана активному развертыванию инвестиционной деятельности и развитию реального сектора, сопровождающимися качественными изменениями в отраслевой и технологической структуре, а также адекватными переменами в производственном аппарате, обеспечивающими возмещение выбытия и прирост основного капитала.
Экономика Свердловской области в долгосрочной перспективе, учитывая специфику Среднего Урала, будет опираться на сравнительные преимущества индустриального развития и ориентироваться как на внутрироссийский, так и на зарубежные рынки.
Сочетание таких факторов, как богатые ресурсы недр и наличие потенциала высоких технологий, особенно в отраслях оборонно-промышленного комплекса, дает основание предположить в качестве стержневой идеи выход на политику передовых рубежей, то есть внедрение ресурсосберегающих технологий, освоение производства высокотехнологичной наукоемкой продукции, гибких автоматизированных систем. Это вполне реально в таких отраслях, как энергетика, авиа- и ракетостроение, материаловедение и электротехника, космические системы управления и связи, приборостроение, нефтедобывающее, транспортное машиностроение, строительная индустрия, пищевая и перерабатывающая промышленность.
Кроме того, в связи с высоким научно-техническим потенциалом оборонного комплекса, где возможно обеспечить трансферт высоких технологий в гражданское производство, особое значение имеет развитие науки как основы перехода промышленного комплекса на производство наукоемкой высокотехнологичной продукции. Предприятия оборонного комплекса должны стать базой новых технополисов роста и обновления, так называемым "интеллектуальным ядром". К приоритетным следует отнести те направления, которые позволяют реализовать эффект межотраслевого взаимодействия и образовать ядро региональной экономики. Очевидным и перспективным является взаимодействие топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей промышленности, металлургии и машиностроения или лесопереработки, металлургии и жилищного строительства или транспорта, металлургии и машиностроения или химии, военно-промышленного комплекса и медицины, военно-промышленного комплекса, машиностроения и строительной индустрии.
Определяющим в структурной политике должна быть ее направленность на повышение глубины переработки местного сырья и развитие перерабатывающих производств. Это условие устойчивого динамизма всей экономики, это источник и рынка новых продуктов, и новых технологий, это и предпосылка будущего эффективного выхода на внешние рынки.
Должны произойти сдвиги в организационно-хозяйственной структуре экономики. Изменчивый потребительский спрос делает эффективными сравнительно небольшие, гибко реагирующие на рыночную конъюнктуру, предприятия, фирмы. Это предопределяет опережающее развитие малого и среднего бизнеса не только в отраслях, работающих на потребительский рынок, но и на промышленный комплекс. Расширение базы экономического роста путем стимулирования малого бизнеса и предпринимательства и участие значительной части населения в предпринимательской деятельности - один из главных факторов устойчивого развития.
Но экономика региона базируется на оптимальном сочетании двух составляющих - крупных организационно-хозяйственных структур, с одной стороны, и малого бизнеса - с другой. Поэтому одним из эффективных направлений структурных изменений в народно-хозяйственном комплексе области является создание холдингов, финансово-промышленных групп и других объединений.
Последующий этап (до 2015 года) должен стать периодом развития высокотехнологичных производств, становления социально ориентированной конкурентоспособной рыночной экономики. К 2015 году будет в основном завершена модернизация отечественного машиностроения на информационно-индустриальной основе. Вероятно, большая часть хозяйственного комплекса области будет использовать ресурсосберегающие и наукоемкие технологии. Будет достигнуто поступательное развитие человеческого потенциала, значительно повышено благосостояние населения.
Утверждены
Постановлением Правительства
Свердловской области,
Союза местных властей
Свердловской области,
Свердловского областного
Союза промышленников и
предпринимателей,
Федерации профсоюзов
Свердловской области
от 31 декабря 2002 года N 1481-ПП/12