ГЛАВА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 1999 года N 1026

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ
ПОЛИТИКИ

Во исполнение Решения Коллегии администрации города от 10.03.99 г. N 88 "Об основных направлениях семейной политики в г. Екатеринбурге" постановляю:

1. Утвердить Екатеринбургскую Концепцию семейной политики.

2. Внести настоящее постановление на рассмотрение и утверждение Екатеринбургской городской Думы.

3. Главам администраций районов, руководителям структурных подразделений администрации города в срок до 01.11.99 г. представить в адрес Управления по социальной политике предложения по реализации Концепции семейной политики.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы города М. Н. Матвеева.

Глава города
А.М.ЧЕРНЕЦКИЙ





ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ


г. Екатеринбург

1999 год

ВВЕДЕНИЕ

Происходящая в последние годы социально - экономическая и политическая трансформация российского государства и общества привела к коренной ломке экономических и социальных структур, в том числе в крупном промышленном городе, каким является Екатеринбург.

Реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели приспособиться к новым условиям жизни.

В переходный к рыночным отношениям период произошли резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание, а также ухудшилось здоровье людей. Усугубляется кризис института семьи, возрастает нестабильность браков, разрушаются сложившиеся нравственно - этические нормы и традиции. Усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми как следствие их экономической, правовой и моральной незащищенности. Снижается роль семьи в воспитании детей. В этих условиях особое значение имеют изучение состояния и сохранение здоровья такого важнейшего первичного базового института общества, каким является семья.

Именно семья, ее интересы должны стоять в центре социальной политики. Такой подход является ключом к ослаблению негативных последствий реформирования общества.

Органы местного самоуправления города Екатеринбурга разделяют идеологию и стратегию семейной политики, разработанную Организацией Объединенных наций, и оценивают концепцию ООН как адекватную общемировому консенсусу взглядов на семью.

Екатеринбургская концепция разработана с учетом опыта адаптации федеральной концепции семейной политики к региональным и муниципальным условиям жизнедеятельности семьи в России. В основу концепции заложены результаты наиболее эффективных научно исследовательских фамилистических проектов, выполненных НИИ семьи, социологическими и экономическими факультетами Московского, Санкт - Петербургского, Екатеринбургского классических государственных университетов, Институтов УрО РАН, Институтов социальной работы Москвы и Екатеринбурга, Уральской академии государственной службы.

С появлением документа "Семейная политика в РСФСР" в 1991 г. семейная политика впервые стала рассматриваться официально как часть социальной. В конце 90-х годов встала задача создания системы семейной политики в РФ, составной частью которой стала система семейной политики муниципального образования. Кроме того, в стране стал интенсивно складываться мощный потенциал негосударственных субъектов семейной политики в различных формах.

Проведенный анализ документов и материалов федеральных и областных министерств и ведомств (включая отчеты об участии и подготовке и проведении Международного года семьи) свидетельствует о том, что в целом их деятельность (за исключением Минтруда), связанная с проблемами семьи, не носит системного характера и ограничивается в основном отдельными мероприятиями. Многие из них не проводят целенаправленной работы в этой области. В ведомственных учреждениях, как правило, интересы семьи не учитываются, не проводится фамилистическая экспертиза принимаемых мер и их воздействия на жизнедеятельность семьи.

В целом в стране функции семейной политики не отработаны и целенаправленно не включены в систему деятельности органов власти и управления. Этот вывод подтверждается следующими положениями доклада "О положении семей в Российской Федерации": "Если попытаться коротко сформулировать наиболее серьезные проблемы в области управления государственной семейной политикой, то важнейшими из них являются несогласованность, бесконечные изменения, запутанность организационных структур управления и дефицит высокопрофессиональных кадров специалистов".

Постоянное ухудшение социально - экономического положения семей, острый кризис их жизнедеятельности, возрастающая в обществе социальная напряженность потребовали усиления внимания к проблемам семейной политики от региональных и местных органов власти.

Законодательной основой для становления и развития региональной (муниципальной) семейной политики стало положение Конституции страны (статья 72, часть 1, пункты "ж" и "к") об отнесении к предметам совместного ведения РФ координации вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, а также семейного законодательства.

Принятые в развитие Конституции Указ Президента Российской Федерации "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации" и Концепция государственной национальной политики в отношении семьи, женщин и детей предусматривают правовое разграничение полномочий и ответственности между органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях, реализацию принципа дополнительности, предполагающего выполнение ими тех полномочий, которые они в состоянии реализовать.

Впервые в практике социальной политики представляется возможным использовать реальные потенциал и ресурсы крупного муниципального образования столичного масштаба (не имеющего статус субъекта федерации) в целях создания условий для успешной реализации всего комплекса функций семьи как социального института и социальной группы.

Семейная политика Муниципального образования "Город Екатеринбург" (МО "Город Екатеринбург") соответствует системе государственных документов о семейной политике: 1. Основы законодательства Российской Федерации о государственной семейной политике; 2. Государственный доклад о положении семей в Российской Федерации; 3. Концепция государственной семейной политики; 4. Основные направления государственной семейной политики (программа действий на среднесрочный период); 5. Целевые федеральные программы поддержки социально уязвимых категорий семей; 6. Положение о государственной фамилистической экспертизе. 7. Положение о многофункциональной государственной системе информации "Семья".

Концепция и основные направления семейной политики Екатеринбурга разработаны в соответствии с требованиями законодательных актов Свердловской области. Важнейшие из них Областной закон Свердловской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области отдельными государственными полномочиями" от 20 декабря 1996 г. в ст. 1. п. 4 прямо указывает на необходимость разработки органами местного самоуправления муниципальных образований программ муниципального образования с учетом социально - экономических, экологических, культурных и демографических особенностей. Областная целевая программа "Семья" (Государственная семейная политика в Свердловской области) на 1999 г. содержит комплекс конкретных мероприятий по социальной защите и поддержке семьи.

Систему осуществления государственной семейной политики предстоит создать на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, что требует комплексной разработки ее правового, программного, научно - информационного, организационно управленческого, кадрового, ресурсного обеспечения.

В связи с этим концепция семейной политики Екатеринбурга должна определить стратегию, цели, принципы семейной политики в рамках юрисдикции (социально - правового пространства МО "Город Екатеринбург"), что соответствует принципам и нормам государственного муниципального управления.

Концепция семейной политики Екатеринбурга содержит основные направления семейной политики в среднесрочной перспективе. В ней заложены основы для разработки нормативной базы в области развития и защиты семей всех типов, определены основные подходы к решению проблем семьи. Данную компетенцию закрепляет Устав города Екатеринбурга, Решение N 88 от 10.03.99 Коллегии администрации города "Об основных направлениях семейной политики в г. Екатеринбург".

Концепция разработана с учетом социально - экономического положения семьи в Екатеринбурге и опирается на Прогноз социально экономического развития г. Екатеринбурга на 1999 г. (постановление Главы города Екатеринбурга от 22.12.98 г.).

1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ
В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

1.1. СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
СЕМЬИ ЕКАТЕРИНБУРГА

Уровень рождаемости в Екатеринбурге составил в 1996 г. 8,4, а в 1998 г. - 8,2 на 1000 чел. населения, что ниже показателя в Российской Федерации (8,9 в 1996 г.). В 1990 г. этот показатель составлял в Екатеринбурге 11,7, в то время как по России - 13,3%. Таким образом, прослеживается тенденция падения рождаемости ежегодно до 5%, но в течение 1999 г. обозначились тенденции повышения частоты деторождения в семьях екатеринбуржцев.

В 1995 - 1998 гг. отмечается снижение количества рождений детей в неполной семье (одинокая мать), но в тоже время растет число "отказных детей" оставленных родителями (рост количества отказных детей в 1998 г. в сравнении с 1996 г. - 20%).

Выборочные обследования выявили следующие типы семей в г. Екатеринбурге, %:

Брачная пара с детьми - 36,9 (3,6 чел. в среднем на семью);

Брачная пара с детьми и родителями - 4,5 (4,9);

Брачная пара с детьми и внуками - 1,7 (4,4);

Брачная пара с детьми и другими родственниками - 1,0 (4,5);

Брачная пара с детьми и одним из родителей - 5,2 (4,6);

Брачная пара с детьми, родителями и другими родственниками 1,3 (5,8);

Брачная пара без детей, родителей и других родственников 14,4 (2,0);

Брачная пара без детей с одним из родителей - 1,4 (3,0);

Брачная пара без детей с другими родственниками - 0,2 (6,3);

Брачная пара без детей с родителями и другими родственниками 1,3 (5,8);

Брачная пара без детей с родителями - 0,6 (4,0);

Брачная пара без детей с внуками - 0,6 (3,2);

Мать (отец) с детьми - 12,7 (2,2);

Мать (отец) с детьми и родителями - 0,8 (4,6);

Мать (отец) с детьми и внуками - 2,5 (3,4);

Бабушка (дед) с внуками - 0,8 (2,4);

Прочие типы семей - 2,3 (3,5);

Проживающие отдельно от семьи лица - 26.

В Екатеринбурге около 400 тысяч семей, из которых более 220 тысяч (59%) - семьи, имеющие детей. Наиболее характерны семьи, состоящие из 3-4 человек. В 80-90 годы средний размер семьи практически не изменялся и составляет 3,2. В структуре населения Екатеринбурга женщины составляют 55% (из них репродуктивного возраста - 52,9%), дети - 19%.

В 90-е годы увеличилась доля семей, имеющих одного ребенка. В динамике рождений в 90-е годы наблюдается снижение количества родившихся вторыми, третьими, четвертыми и более. По данным микропереписи 1994 года почти половину (45%) обследованных домохозяйств составляют хозяйства, состоящие из 1 или 2 человек и представляющие собой, в основном, бездетные супружеские пары, неполные семьи и одиночек - утративших или не утративших связь с семьей (по России - 34%). По данным микропереписи, почти каждый 6-й ребенок воспитывается без одного из родителей (по России каждый 7-й ребенок).

Количество неполных семей, состоящих на учете в органах социальной защиты города на 01.01.99 г., составляет 17762 семьи, детей в них - 20158. Ежегодно увеличивается количество детей, оставшихся после развода родителей в неполной семье (4153 - в 1996 г., 4513 - в 1998 г.)

Высокий уровень разводов свидетельствует о снижении ценности института семьи. Если в 1990 г. количество расторгнутых браков составило в городе 3,9 на 1000 чел. населения, то в 1997 г. 4,5%. Одновременно с числом разводов снижается и число браков. Если в 1990 г. на 1000 чел. населения зарегистрировано 9,4 брака, то в 1994 г. - 6,9, а в 1997 г.- 5,9%.

Уменьшение родственных контактов, разрыв связи поколений осложняют жизнедеятельность семьи и негативно отражаются на детях, приводят к росту социального сиротства. Распад семьи зачастую сопровождается нарастанием масштабов жестокости родителей по отношению к детям и увеличением числа детей, бегущих из дома, росту числа случаев насилия в семье.

В последние годы значительно увеличилось число детей с асоциальным поведением, несовершеннолетних, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений. Ежегодно растет число детей, доставленных в органы УВД города за правонарушения и безнадзорность. В 1998 году их число составило 8093 чел., что больше в сравнении с 1993 г. на 22%, в сравнении с 1995 г. - на 13%. По учетам отдела профилактики правонарушений несовершеннолетних УВД города проходит около 5 тысяч детей за год.

На заседаниях районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в 1998 г. за различные правонарушения, уклонение от учебы были обсуждены 4159 несовершеннолетних, рассмотрено 2083 дел на родителей, из них 145 - по лишению родительских прав. С каждым годом растет число семей, родители в которых лишаются родительских прав, а значит, растет и количество детей, оставшихся без попечения родителей - социальных сирот. В 1998 г. родители в 254 семьях лишены родительских прав, в сравнении с 1993 г. рост составил 35%. Учитывая то, что в каждой семье 1-3 ребенка, а в некоторых случаях и более, ежегодно несколько сотен детей нуждаются в устройстве в детские дома и интернаты.

На 01.01.99 г. на учете в районных отделах профилактики правонарушений несовершеннолетних состоит 698 несовершеннолетних, вернувшихся из специализированных учебных заведений и воспитательных колоний, 165 подростков из этой категории были не трудоустроены в течение нескольких месяцев.

На 01.06.99 г. на учете в городской наркологической больнице с диагнозом наркомания состоит 4422 чел., из них 719 детей и подростков, с диагнозом токсикомания - 342 чел., из них 312 - дети и подростки, взято на учет по злоупотреблению наркотиками и токсическими веществами 1125 чел., из них детей и подростков - 647 чел.

Одним из факторов, определяющих социально - экономическое положение семей с детьми, является снижение уровня жизни населения.

В 1 кв. 1999 г. величина прожиточного минимума составляла на одного жителя 719 рублей при среднемесячной заработной плате в 851 руб. В расчете на одного члена семьи, имеющей детей, средний доход семей значительно ниже величины прожиточного минимума.

Низкий уровень заработной платы, несвоевременная ее выплата стали причиной увеличения количества обратившихся за помощью в органы социальной зашиты города. На учете в органах социальной защиты состоит 200570 человек, нуждающихся в дополнительной поддержке.

1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ
В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

По прогнозу социально - экономического развития города Екатеринбурга на 1999 год развитие города в 1999 году и ближайшие годы во многом будет определяться следующими основными тенденциями, сформировавшимися за последние годы и оказывающими прямое воздействие на состояние екатеринбургских семей:

- продолжающимся сладом объемов производства;

- продолжающимся сокращением платежеспособного спроса;

- продолжающимся ростом безработицы.

В этих условиях деятельность администрации города направлена в первую очередь на обеспечение стабильной работы отраслей городского хозяйства и социальной сферы, что предусматривает реализацию целевых кратко- и среднесрочных программ, в числе которых:

- программа социальной защиты населения Екатеринбурга;

- программа развития служб адаптации и реабилитации несовершеннолетних;

- программа профилактики наркомании, токсикомании и иных зависимостей несовершеннолетних;

- программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- комплексная программа "Дети - сироты";

- программа "Охрана здоровья матери и ребенка";

- программа "Планирование семьи";

- комплексная программа патриотического воспитания молодежи;

- программа "О перспективах работы клубов по месту жительства";

- программа "Правопорядок";

- программа "Инвалид";

- программа содействия занятости населения города;

- программа муниципального жилищного займа, комплексная программа по защите прав потребителей.

В основу принимаемых на уровне МО "Город Екатеринбург" нормативных актов в отношении семей и детей заложены президентские указы, постановления Правительства РФ, законы РФ, законы Свердловской области и постановления Правительства Свердловской области, направленные на защиту прав детей, семей, на обеспечение им помощи, на оказание необходимых услуг в ситуациях, затрудняющих их жизнедеятельность.

На сегодняшний день в городе сложилась система институтов и учреждений по работе с семьей и детьми. На решение проблем семей и детей задействованы социальные, образовательные, медицинские, молодежные и иные структуры. В существующей системе различные службы и ведомства города ведут работу в рамках своей ведомственной направленности.

Управление по социальной политике

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»