ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 1999 года N 1026
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ
ПОЛИТИКИ
Во исполнение Решения Коллегии администрации города от 10.03.99 г. N 88 "Об основных направлениях семейной политики в г. Екатеринбурге" постановляю:
1. Утвердить Екатеринбургскую Концепцию семейной политики.
2. Внести настоящее постановление на рассмотрение и утверждение Екатеринбургской городской Думы.
3. Главам администраций районов, руководителям структурных подразделений администрации города в срок до 01.11.99 г. представить в адрес Управления по социальной политике предложения по реализации Концепции семейной политики.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы города М. Н. Матвеева.
Глава города
А.М.ЧЕРНЕЦКИЙ
Происходящая в последние годы социально - экономическая и политическая трансформация российского государства и общества привела к коренной ломке экономических и социальных структур, в том числе в крупном промышленном городе, каким является Екатеринбург.
Реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели приспособиться к новым условиям жизни.
В переходный к рыночным отношениям период произошли резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание, а также ухудшилось здоровье людей. Усугубляется кризис института семьи, возрастает нестабильность браков, разрушаются сложившиеся нравственно - этические нормы и традиции. Усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми как следствие их экономической, правовой и моральной незащищенности. Снижается роль семьи в воспитании детей. В этих условиях особое значение имеют изучение состояния и сохранение здоровья такого важнейшего первичного базового института общества, каким является семья.
Именно семья, ее интересы должны стоять в центре социальной политики. Такой подход является ключом к ослаблению негативных последствий реформирования общества.
Органы местного самоуправления города Екатеринбурга разделяют идеологию и стратегию семейной политики, разработанную Организацией Объединенных наций, и оценивают концепцию ООН как адекватную общемировому консенсусу взглядов на семью.
Екатеринбургская концепция разработана с учетом опыта адаптации федеральной концепции семейной политики к региональным и муниципальным условиям жизнедеятельности семьи в России. В основу концепции заложены результаты наиболее эффективных научно исследовательских фамилистических проектов, выполненных НИИ семьи, социологическими и экономическими факультетами Московского, Санкт - Петербургского, Екатеринбургского классических государственных университетов, Институтов УрО РАН, Институтов социальной работы Москвы и Екатеринбурга, Уральской академии государственной службы.
С появлением документа "Семейная политика в РСФСР" в 1991 г. семейная политика впервые стала рассматриваться официально как часть социальной. В конце 90-х годов встала задача создания системы семейной политики в РФ, составной частью которой стала система семейной политики муниципального образования. Кроме того, в стране стал интенсивно складываться мощный потенциал негосударственных субъектов семейной политики в различных формах.
Проведенный анализ документов и материалов федеральных и областных министерств и ведомств (включая отчеты об участии и подготовке и проведении Международного года семьи) свидетельствует о том, что в целом их деятельность (за исключением Минтруда), связанная с проблемами семьи, не носит системного характера и ограничивается в основном отдельными мероприятиями. Многие из них не проводят целенаправленной работы в этой области. В ведомственных учреждениях, как правило, интересы семьи не учитываются, не проводится фамилистическая экспертиза принимаемых мер и их воздействия на жизнедеятельность семьи.
В целом в стране функции семейной политики не отработаны и целенаправленно не включены в систему деятельности органов власти и управления. Этот вывод подтверждается следующими положениями доклада "О положении семей в Российской Федерации": "Если попытаться коротко сформулировать наиболее серьезные проблемы в области управления государственной семейной политикой, то важнейшими из них являются несогласованность, бесконечные изменения, запутанность организационных структур управления и дефицит высокопрофессиональных кадров специалистов".
Постоянное ухудшение социально - экономического положения семей, острый кризис их жизнедеятельности, возрастающая в обществе социальная напряженность потребовали усиления внимания к проблемам семейной политики от региональных и местных органов власти.
Законодательной основой для становления и развития региональной (муниципальной) семейной политики стало положение Конституции страны (статья 72, часть 1, пункты "ж" и "к") об отнесении к предметам совместного ведения РФ координации вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, а также семейного законодательства.
Принятые в развитие Конституции Указ Президента Российской Федерации "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации" и Концепция государственной национальной политики в отношении семьи, женщин и детей предусматривают правовое разграничение полномочий и ответственности между органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях, реализацию принципа дополнительности, предполагающего выполнение ими тех полномочий, которые они в состоянии реализовать.
Впервые в практике социальной политики представляется возможным использовать реальные потенциал и ресурсы крупного муниципального образования столичного масштаба (не имеющего статус субъекта федерации) в целях создания условий для успешной реализации всего комплекса функций семьи как социального института и социальной группы.
Семейная политика Муниципального образования "Город Екатеринбург" (МО "Город Екатеринбург") соответствует системе государственных документов о семейной политике: 1. Основы законодательства Российской Федерации о государственной семейной политике; 2. Государственный доклад о положении семей в Российской Федерации; 3. Концепция государственной семейной политики; 4. Основные направления государственной семейной политики (программа действий на среднесрочный период); 5. Целевые федеральные программы поддержки социально уязвимых категорий семей; 6. Положение о государственной фамилистической экспертизе. 7. Положение о многофункциональной государственной системе информации "Семья".
Концепция и основные направления семейной политики Екатеринбурга разработаны в соответствии с требованиями законодательных актов Свердловской области. Важнейшие из них Областной закон Свердловской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области отдельными государственными полномочиями" от 20 декабря 1996 г. в ст. 1. п. 4 прямо указывает на необходимость разработки органами местного самоуправления муниципальных образований программ муниципального образования с учетом социально - экономических, экологических, культурных и демографических особенностей. Областная целевая программа "Семья" (Государственная семейная политика в Свердловской области) на 1999 г. содержит комплекс конкретных мероприятий по социальной защите и поддержке семьи.
Систему осуществления государственной семейной политики предстоит создать на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, что требует комплексной разработки ее правового, программного, научно - информационного, организационно управленческого, кадрового, ресурсного обеспечения.
В связи с этим концепция семейной политики Екатеринбурга должна определить стратегию, цели, принципы семейной политики в рамках юрисдикции (социально - правового пространства МО "Город Екатеринбург"), что соответствует принципам и нормам государственного муниципального управления.
Концепция семейной политики Екатеринбурга содержит основные направления семейной политики в среднесрочной перспективе. В ней заложены основы для разработки нормативной базы в области развития и защиты семей всех типов, определены основные подходы к решению проблем семьи. Данную компетенцию закрепляет Устав города Екатеринбурга, Решение N 88 от 10.03.99 Коллегии администрации города "Об основных направлениях семейной политики в г. Екатеринбург".
Концепция разработана с учетом социально - экономического положения семьи в Екатеринбурге и опирается на Прогноз социально экономического развития г. Екатеринбурга на 1999 г. (постановление Главы города Екатеринбурга от 22.12.98 г.).
Уровень рождаемости в Екатеринбурге составил в 1996 г. 8,4, а в 1998 г. - 8,2 на 1000 чел. населения, что ниже показателя в Российской Федерации (8,9 в 1996 г.). В 1990 г. этот показатель составлял в Екатеринбурге 11,7, в то время как по России - 13,3%. Таким образом, прослеживается тенденция падения рождаемости ежегодно до 5%, но в течение 1999 г. обозначились тенденции повышения частоты деторождения в семьях екатеринбуржцев.
В 1995 - 1998 гг. отмечается снижение количества рождений детей в неполной семье (одинокая мать), но в тоже время растет число "отказных детей" оставленных родителями (рост количества отказных детей в 1998 г. в сравнении с 1996 г. - 20%).
Выборочные обследования выявили следующие типы семей в г. Екатеринбурге, %:
Брачная пара с детьми - 36,9 (3,6 чел. в среднем на семью);
Брачная пара с детьми и родителями - 4,5 (4,9);
Брачная пара с детьми и внуками - 1,7 (4,4);
Брачная пара с детьми и другими родственниками - 1,0 (4,5);
Брачная пара с детьми и одним из родителей - 5,2 (4,6);
Брачная пара с детьми, родителями и другими родственниками 1,3 (5,8);
Брачная пара без детей, родителей и других родственников 14,4 (2,0);
Брачная пара без детей с одним из родителей - 1,4 (3,0);
Брачная пара без детей с другими родственниками - 0,2 (6,3);
Брачная пара без детей с родителями и другими родственниками 1,3 (5,8);
Брачная пара без детей с родителями - 0,6 (4,0);
Брачная пара без детей с внуками - 0,6 (3,2);
Мать (отец) с детьми - 12,7 (2,2);
Мать (отец) с детьми и родителями - 0,8 (4,6);
Мать (отец) с детьми и внуками - 2,5 (3,4);
Бабушка (дед) с внуками - 0,8 (2,4);
Прочие типы семей - 2,3 (3,5);
Проживающие отдельно от семьи лица - 26.
В Екатеринбурге около 400 тысяч семей, из которых более 220 тысяч (59%) - семьи, имеющие детей. Наиболее характерны семьи, состоящие из 3-4 человек. В 80-90 годы средний размер семьи практически не изменялся и составляет 3,2. В структуре населения Екатеринбурга женщины составляют 55% (из них репродуктивного возраста - 52,9%), дети - 19%.
В 90-е годы увеличилась доля семей, имеющих одного ребенка. В динамике рождений в 90-е годы наблюдается снижение количества родившихся вторыми, третьими, четвертыми и более. По данным микропереписи 1994 года почти половину (45%) обследованных домохозяйств составляют хозяйства, состоящие из 1 или 2 человек и представляющие собой, в основном, бездетные супружеские пары, неполные семьи и одиночек - утративших или не утративших связь с семьей (по России - 34%). По данным микропереписи, почти каждый 6-й ребенок воспитывается без одного из родителей (по России каждый 7-й ребенок).
Количество неполных семей, состоящих на учете в органах социальной защиты города на 01.01.99 г., составляет 17762 семьи, детей в них - 20158. Ежегодно увеличивается количество детей, оставшихся после развода родителей в неполной семье (4153 - в 1996 г., 4513 - в 1998 г.)
Высокий уровень разводов свидетельствует о снижении ценности института семьи. Если в 1990 г. количество расторгнутых браков составило в городе 3,9 на 1000 чел. населения, то в 1997 г. 4,5%. Одновременно с числом разводов снижается и число браков. Если в 1990 г. на 1000 чел. населения зарегистрировано 9,4 брака, то в 1994 г. - 6,9, а в 1997 г.- 5,9%.
Уменьшение родственных контактов, разрыв связи поколений осложняют жизнедеятельность семьи и негативно отражаются на детях, приводят к росту социального сиротства. Распад семьи зачастую сопровождается нарастанием масштабов жестокости родителей по отношению к детям и увеличением числа детей, бегущих из дома, росту числа случаев насилия в семье.
В последние годы значительно увеличилось число детей с асоциальным поведением, несовершеннолетних, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений. Ежегодно растет число детей, доставленных в органы УВД города за правонарушения и безнадзорность. В 1998 году их число составило 8093 чел., что больше в сравнении с 1993 г. на 22%, в сравнении с 1995 г. - на 13%. По учетам отдела профилактики правонарушений несовершеннолетних УВД города проходит около 5 тысяч детей за год.
На заседаниях районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в 1998 г. за различные правонарушения, уклонение от учебы были обсуждены 4159 несовершеннолетних, рассмотрено 2083 дел на родителей, из них 145 - по лишению родительских прав. С каждым годом растет число семей, родители в которых лишаются родительских прав, а значит, растет и количество детей, оставшихся без попечения родителей - социальных сирот. В 1998 г. родители в 254 семьях лишены родительских прав, в сравнении с 1993 г. рост составил 35%. Учитывая то, что в каждой семье 1-3 ребенка, а в некоторых случаях и более, ежегодно несколько сотен детей нуждаются в устройстве в детские дома и интернаты.
На 01.01.99 г. на учете в районных отделах профилактики правонарушений несовершеннолетних состоит 698 несовершеннолетних, вернувшихся из специализированных учебных заведений и воспитательных колоний, 165 подростков из этой категории были не трудоустроены в течение нескольких месяцев.
На 01.06.99 г. на учете в городской наркологической больнице с диагнозом наркомания состоит 4422 чел., из них 719 детей и подростков, с диагнозом токсикомания - 342 чел., из них 312 - дети и подростки, взято на учет по злоупотреблению наркотиками и токсическими веществами 1125 чел., из них детей и подростков - 647 чел.
Одним из факторов, определяющих социально - экономическое положение семей с детьми, является снижение уровня жизни населения.
В 1 кв. 1999 г. величина прожиточного минимума составляла на одного жителя 719 рублей при среднемесячной заработной плате в 851 руб. В расчете на одного члена семьи, имеющей детей, средний доход семей значительно ниже величины прожиточного минимума.
Низкий уровень заработной платы, несвоевременная ее выплата стали причиной увеличения количества обратившихся за помощью в органы социальной зашиты города. На учете в органах социальной защиты состоит 200570 человек, нуждающихся в дополнительной поддержке.
По прогнозу социально - экономического развития города Екатеринбурга на 1999 год развитие города в 1999 году и ближайшие годы во многом будет определяться следующими основными тенденциями, сформировавшимися за последние годы и оказывающими прямое воздействие на состояние екатеринбургских семей:
- продолжающимся сладом объемов производства;
- продолжающимся сокращением платежеспособного спроса;
- продолжающимся ростом безработицы.
В этих условиях деятельность администрации города направлена в первую очередь на обеспечение стабильной работы отраслей городского хозяйства и социальной сферы, что предусматривает реализацию целевых кратко- и среднесрочных программ, в числе которых:
- программа социальной защиты населения Екатеринбурга;
- программа развития служб адаптации и реабилитации несовершеннолетних;
- программа профилактики наркомании, токсикомании и иных зависимостей несовершеннолетних;
- программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- комплексная программа "Дети - сироты";
- программа "Охрана здоровья матери и ребенка";
- программа "Планирование семьи";
- комплексная программа патриотического воспитания молодежи;
- программа "О перспективах работы клубов по месту жительства";
- программа "Правопорядок";
- программа "Инвалид";
- программа содействия занятости населения города;
- программа муниципального жилищного займа, комплексная программа по защите прав потребителей.
В основу принимаемых на уровне МО "Город Екатеринбург" нормативных актов в отношении семей и детей заложены президентские указы, постановления Правительства РФ, законы РФ, законы Свердловской области и постановления Правительства Свердловской области, направленные на защиту прав детей, семей, на обеспечение им помощи, на оказание необходимых услуг в ситуациях, затрудняющих их жизнедеятельность.
На сегодняшний день в городе сложилась система институтов и учреждений по работе с семьей и детьми. На решение проблем семей и детей задействованы социальные, образовательные, медицинские, молодежные и иные структуры. В существующей системе различные службы и ведомства города ведут работу в рамках своей ведомственной направленности.