Цели образования:
Изучение основ безопасности жизнедеятельности выделено в самостоятельную образовательную область, интегрирующую различные области знаний и сферы самоопределения человека. Оно направлено на обеспечение безопасности личности от всех источников угроз и предполагает освоение видов знаний и деятельности, обеспечивающих политическую, экономическую, экологическую, военную, технологическую, информационную и др. безопасность. В области "Основы безопасной жизнедеятельности" (ОБЖ) интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, правоведения и социологии, физиологии и физкультуры, онтологии и природоведения, охраны труда и техники безопасности.
1. Обязательный минимум содержания образовательной программы:
ОБЖ включает три содержательные линии (блоки) знаний, находящихся в логической взаимосвязи:
- безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
- основы правовой подготовки к воинской службе.
Чрезвычайные ситуации локального, в т. ч. регионального характера и правила личной безопасности. Защита населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основы обороны государства и воинской обязанности граждан. Предназначение и задачи Гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Основы здорового образа жизни. Прикладная физическая подготовка.
Знания и деятельность, направленные на обеспечение безопасности личности, обществ и государств от источников угроз различного происхождения: природного, экологического, техногенного и социального.
Период детства
Знания и умения безопасного поведения и правильного действия в различных условиях: на улицах, на водоемах в зимний, осенне весенний и летний периоды, в помещении. Предупреждение бытового травматизма. Представление о патриотизме.
II ступень
Экстремальные ситуации в природе и социуме и поведение человека в этих условиях. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения. Здоровый образ жизни, пути его формирования. Содержание и задачи патриотического воспитания. Основы обороны государства. Боевые и трудовые традиции уральцев.
III ступень
Гражданская оборона образовательного учреждения. Правовые и нравственные основы военной службы. Структура ВС РФ. Виды ВС и их предназначение. Урал - опорный край державы. Дни боевой славы (победные дни) России. Воинские уставы и воинские коллективы.
Образовательный стандарт в области обороны. Прикладная физическая подготовка. Понятие видов безопасности (политической, экономической, социокультурной, социальной, экологической, информационной, техногенной) и пути их обеспечения. Основы военной доктрины России. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Основы здорового образа жизни. Прикладная физическая подготовка.
2. Требования к уровню подготовки (образованности)
обучающегося (выпускника)
III ступень
Предметно - информационная составляющая образованности:
- знать законы РФ "Об образовании", "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", постановление Правительства РФ N 261 от 18 апреля 1992 года "О создании российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", Закон "Об образовании" Свердловской области;
- знать нормы различных областей права, направленные на обеспечение здоровья, чести и достоинства граждан, их имущества и других интересов;
- знать критерии оценки окружающей среды в различных ее аспектах с позиции безопасной жизнедеятельности;
- знать факторы здорового образа жизни;
- знать способы выживания в экстремальных ситуациях и оказания помощи другим.
Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:
- предвидеть опасность, идентифицировать ее, предотвратить по возможности или уменьшить степень риска, ликвидировать ее последствия;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- принимать рациональные решения в различных чрезвычайных ситуациях;