Недействующий

Об утверждении Государственного образовательного стандарта (национально - региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области в новой редакции (утратило силу)

"Экологическая культура"

Цели образования:

Экологическая составляющая в структуре содержания образования является системообразующим элементом, т. к. экологические проблемы человечества (проблемы взаимодействия человечества с окружающим миром, общества с природой) составляют суть его существования. Поэтому экологическая культура выделена как одна из пяти содержательных линий стандарта общего образования (национально региональный компонент). Эта содержательная линия может реализоваться лишь через комплекс учебных дисциплин, предметов, посредством всех образовательных областей. Межпредметность является одним из принципов экологического образования и основывается на комплексности экологии как области научного знания и комплексном характере экологических проблем.

Целью и планируемым результатом образования по содержательной линии "Экологическая культура" является развитие у учащихся экологической ответственности на основе экологических знаний, владения экологически целесообразными способами деятельности и принятия личностно - значимой системы экологических ценностей.

Период детства

1. Обязательный минимум содержания образовательной программы

Живые существа - уникальные и самоценные. Необходимые условия существования живых существ. Отличия живых существ от неживых объектов. Сезонные закономерности развития природы. Природные сообщества как единицы биосферы. Зависимость здоровья и существования человека от природы. Незаменимость природы в жизни человека. Удовлетворение основных потребностей человека непосредственно или опосредованно трудом человека за счет природы. Негативное и позитивное влияние деятельности человека на целостность и устойчивость природы. Правила поведения в природной и социальной среде. Специальная деятельность человека по защите природных объектов и сохранению качества окружающей среды. Представления об особенностях природы, окружающей среды Урала, места проживания.

2. Требования к уровню подготовки (образованности)

обучающегося (выпускника)

Предметно - информационная составляющая образованности:

- представление о природе как взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека целостности;

- представление о взаимосвязи, взаимодействии и взаимовлиянии человека и окружающей среды;

- представление об экологически целесообразном (неразрушающем целостность природы и качества окружающей среды) поведении в быту, на отдыхе, при изучении природных объектов и явлений, о необходимости экономного, бережного отношения к природе.

Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:

- соучастие в деятельности взрослых по защите природных объектов и сохранению качества окружающей среды, забота о ближайшем окружении (природном и социальном);

- выполнение экологических правил поведения в природной и социальной среде;

- наблюдение отдельных природных явлений и объектов;

- восприятие впечатлений о природе, взаимодействии человека и природы через художественные произведения;

- выражение эмоционального отношения к природе средствами художественного творчества.

Ценностно - ориентационная составляющая образованности:

- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к себе и своему здоровью;

- эмоционально - положительное отношение к живым объектам, осознание их уникальности и самоценности;

- развитие чувства необходимости практической заботы о состоянии окружающей среды;

- осознание разнообразных ценностей природы и ее незаменимости в жизни человека.

II ступень

1. Обязательный минимум содержания образовательной программы

Экология как наука и как область знаний о состоянии окружающей среды. Экосистема: структура и виды. Экологические факторы. Устойчивость экосистем. Роль живого вещества в биосфере. Потребности человека и окружающая человека среда. Универсальная ценность природы. Исторические этапы взаимодействия общества и природы. Единство и противоречия в системе "человек - природа общество". Экологический кризис. Экологические проблемы. Перенаселение. Нехватка ресурсов. Загрязнение. Рациональное природоиспользование. Экологический мониторинг. Экологическое прогнозирование. Экологические нормы поведения в различных видах деятельности. Экологические исследования. Эмоционально нравственное отношение человека к природе. Типы отношений человека к природе и их отражение в произведениях искусства. Основные понятия и принципы региональной экологии.

2. Требования к уровню подготовки (образованности)

обучающегося (выпускника)

Предметно - информационная составляющая образованности: