Недействующий

Об утверждении Государственного образовательного стандарта (национально - региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области в новой редакции (утратило силу)

Раздел I. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО - РЕГИОНАЛЬНОГО
КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Национально - региональный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования способствует обеспечению права личности на:

- полноценное и качественное образование, адекватное современным общественным потребностям;

- получение полной и достоверной информации о соблюдении государственных требований к содержанию и результатам общего образования;

- беспрепятственное продолжение образования на последующей ступени общего образования, выбор образовательных учреждений, возможность получения профессионального образования;

- осуществление права граждан (обучающихся) на вариативное образование, на создание многообразия образовательных условий для обучающихся;

- защиту социального, психического и физического здоровья обучающихся (воспитанников);

- индивидуальный подход к нуждающимся в социальной, психологической и специальной педагогической помощи.

2. Национально - региональный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования способствует обеспечению социального заказа общества и региона в:

- образовании как важнейшем социальном институте - гаранте развития личности и общества, ответственном за наследие, воспроизводство и развитие знаний, умений и ценностей;

- создании правовой основы развития образования, отвечающего современным потребностям общества, региона и традициям отечественной культуры.

3. Национально - региональный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования способствует развитию и реализации потребностей личности, социума и государства в:

- осуществлении государственной политики в области образования в условиях федеративного многонационального государства;

- формировании системы преемственных образовательных программ, создающей основу для подготовки молодого поколения к жизни, непрерывному общему и профессиональному образованию и сомообразованию граждан в условиях становления многоукладной экономики и наукоемкого рынка труда;

- увеличении адаптивных возможностей системы образования в условиях социально - экономических и региональных различий, своеобразия региона;

- демократизации управления общим образованием путем распределения полномочий между органами управления образованием, общественными организациями и непосредственными участниками образовательного процесса.

4. Особенности национально - регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской области.

Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской области является одним из вариантов соединения мирового, федерального и регионального опыта в развитии содержания образования.

Если на федеральном уровне Государственный образовательный стандарт призван обеспечить и гарантировать общекультурные, общечеловеческие, общегосударственные основания самоопределения и соморазвития человека, то на региональном уровне главная функция стандарта - обеспечить и гарантировать дополнительные возможности самоопределения и саморазвития, востребуемые жителями региона (Свердловской области).

4.1. Регионализация образования - это постоянный процесс совершенствования, развития содержания образования (его целей, ценностей, смысловых установок, культуры и технологии образования), источник которого в непрерывном и открытом характере взаимодействия образовательного пространства с динамикой развития региональных процессов. Особенность национально - регионального компонента государственного образовательного стандарта Свердловской области заключается в комплексном осмыслении региональных процессов и их роли в образовании, в самоопределении и саморазвитии обучающихся. Содержание национально - регионального компонента образовательных программ Свердловской области не сводится к информированию об особенностях региона, а строится на основе комплексного соотнесения особенностей, условий, динамики развития региона (включая развитие образовательных потребностей), культурных и экономических ресурсов с формами самоопределения и саморазвития личности (табл. 1).

Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта закрепляет в требованиях и нормах стандарта достигнутый уровень и тенденции развития образования в многообразии его форм, выражая интересы и потребности жителей Свердловской области, гарантирует их соблюдение.

Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта, реализуя принципы региональной политики в сфере образования, формирует стратегию развития содержания образования на основе удовлетворения и развития образовательных потребностей жителей региона, вовлечения интеллектуальных, культурных, экономических ресурсов региона в процесс развития образования.