1. Национально - региональный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования способствует обеспечению права личности на:
- полноценное и качественное образование, адекватное современным общественным потребностям;
- получение полной и достоверной информации о соблюдении государственных требований к содержанию и результатам общего образования;
- беспрепятственное продолжение образования на последующей ступени общего образования, выбор образовательных учреждений, возможность получения профессионального образования;
- осуществление права граждан (обучающихся) на вариативное образование, на создание многообразия образовательных условий для обучающихся;
- защиту социального, психического и физического здоровья обучающихся (воспитанников);
- индивидуальный подход к нуждающимся в социальной, психологической и специальной педагогической помощи.
2. Национально - региональный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования способствует обеспечению социального заказа общества и региона в:
- образовании как важнейшем социальном институте - гаранте развития личности и общества, ответственном за наследие, воспроизводство и развитие знаний, умений и ценностей;
- создании правовой основы развития образования, отвечающего современным потребностям общества, региона и традициям отечественной культуры.
3. Национально - региональный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования способствует развитию и реализации потребностей личности, социума и государства в:
- осуществлении государственной политики в области образования в условиях федеративного многонационального государства;
- формировании системы преемственных образовательных программ, создающей основу для подготовки молодого поколения к жизни, непрерывному общему и профессиональному образованию и сомообразованию граждан в условиях становления многоукладной экономики и наукоемкого рынка труда;
- увеличении адаптивных возможностей системы образования в условиях социально - экономических и региональных различий, своеобразия региона;
- демократизации управления общим образованием путем распределения полномочий между органами управления образованием, общественными организациями и непосредственными участниками образовательного процесса.
4. Особенности национально - регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской области.
Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской области является одним из вариантов соединения мирового, федерального и регионального опыта в развитии содержания образования.
Если на федеральном уровне Государственный образовательный стандарт призван обеспечить и гарантировать общекультурные, общечеловеческие, общегосударственные основания самоопределения и соморазвития человека, то на региональном уровне главная функция стандарта - обеспечить и гарантировать дополнительные возможности самоопределения и саморазвития, востребуемые жителями региона (Свердловской области).
4.1. Регионализация образования - это постоянный процесс совершенствования, развития содержания образования (его целей, ценностей, смысловых установок, культуры и технологии образования), источник которого в непрерывном и открытом характере взаимодействия образовательного пространства с динамикой развития региональных процессов. Особенность национально - регионального компонента государственного образовательного стандарта Свердловской области заключается в комплексном осмыслении региональных процессов и их роли в образовании, в самоопределении и саморазвитии обучающихся. Содержание национально - регионального компонента образовательных программ Свердловской области не сводится к информированию об особенностях региона, а строится на основе комплексного соотнесения особенностей, условий, динамики развития региона (включая развитие образовательных потребностей), культурных и экономических ресурсов с формами самоопределения и саморазвития личности (табл. 1).
Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта закрепляет в требованиях и нормах стандарта достигнутый уровень и тенденции развития образования в многообразии его форм, выражая интересы и потребности жителей Свердловской области, гарантирует их соблюдение.
Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта, реализуя принципы региональной политики в сфере образования, формирует стратегию развития содержания образования на основе удовлетворения и развития образовательных потребностей жителей региона, вовлечения интеллектуальных, культурных, экономических ресурсов региона в процесс развития образования.