Таблица 1
+----------------------------------------------------------------+
¦Аспекты понятия ¦Структуры ¦Что определяет ¦
¦"регион" ¦самоопределения ¦стандарт ¦
¦ ¦и саморазвития ¦ ¦
¦ ¦личности ¦ ¦
+---------------------+---------------------+--------------------¦
¦1. Регион как ¦Структуры культурно -¦Информационно - ¦
¦культурно - ¦исторического базиса ¦содержательные ¦
¦исторически ¦личности ¦основания ¦
¦сложившаяся ¦ ¦самоопределения ¦
¦целостность ¦ ¦личности ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Регион как ¦Ценностно - ¦Ценностно - ¦
¦динамически - ¦регулятивные и ¦ориентирующие и ¦
¦вариативно - ¦вариативно - ¦вариативно - ¦
¦развивающаяся ¦деятельностные ¦деятельностные ¦
¦целостность ¦структуры ¦основания ¦
¦ ¦самоопределения и ¦самоопределения ¦
¦ ¦саморазвития ¦личности ¦
¦ ¦личности ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Регион как система¦Творческий потенциал ¦Основания для ¦
¦культурно - ¦личности, структуры ¦расширения ресурсов ¦
¦исторических ¦саморазвития ¦(потенциала) ¦
¦ресурсов развития ¦ ¦личностного развития¦
¦ ¦ ¦и самоопределения ¦
¦ ¦ ¦(культурные, ¦
¦ ¦ ¦научные, ¦
¦ ¦ ¦педагогические, ¦
¦ ¦ ¦экономические ¦
¦ ¦ ¦и т. д.) ¦
+----------------------------------------------------------------+
4.2. Национально - региональный компонент стандарта общего образования Свердловской области создает систему условий, позволяющих на основе развития принципа преемственности образовательных программ преодолеть изолированность систем дошкольного и начального общего образования. Объединяя образовательные программы дошкольного и начального общего образования в единое образовательное пространство - образование в период детства - национально - региональный компонент государственного стандарта общего образования Свердловской области гарантирует каждому обучающемуся этого периода оптимальные условия для целостного развития, выступает фактором социально педагогической защиты детства, каждого обучающегося независимо от видов и форм получения образования.
Реализуя принципы единства линейности и цикличности, преемственности и вариативности содержания образования, национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской области создает условия для преемственности образовательных программ общего и профессионального образования (начального, среднего, высшего), гарантирует создание дополнительных возможностей для успешного самоопределения в условиях региона выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы.
4.3. Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта, развивая установки и требования федеральной образовательной политики, фиксирует, что цели образования изменились, меняются нормативные, в том числе педагогические основания образовательного процесса.
Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта основан на системе педагогических норм и ценностей, выраженных в Концепции и программе развития образования Свердловской области, таких как:
- личностно - ориентированный характер образования, создание условий для самостоятельного самоопределения личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности;
- приоритет ценностной составляющей образовательного процесса, гуманистических ценностей в образовании и педагогических отношениях;
- вариативность как основание свободного самоопределения обучающегося;
- научность и практико - ориентированность как формирование в образовательном процессе творческих, исследовательских подходов к изучаемому материалу, ориентация образования на передовые достижения современной научной мысли, стимулирование самостоятельной познавательной активности обучающегося в единстве с умением использовать знания в нестандартных, жизненных ситуациях;
- обеспечение качества образования не ниже международного и федерального уровня путем постоянного соотнесения с образовательными стандартами других стран, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- демократизм как один из главенствующих принципов организации образовательного процесса, подразумевающий отношения сотрудничества в сообществе обучающихся, педагогов и родителей (общественности), подчеркнутое внимание и уважение к самостоятельному выбору обучающегося, его творческим достижениям.
4.4. Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта Свердловской области, определяя в качестве главного результата образования достижение социальной компетентности обучающегося (выпускника), основан на единстве обучения и воспитания, развитии личной инициативы, различных форм самодеятельности учащейся молодежи и ее гражданской ответственности, направлен на решение следующих задач:
1) формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
2) формирование нравственных идеалов и патриотизма;
3) изучение национальных традиций и обычаев, изучение родного края, воспитание уважения к прошлому своего народа;
4) недопустимость унижения достоинства личности, противодействие распространению преступности и других антисоциальных явлений (наркомании, токсикомании и иных зависимостей).
5. Наряду с функциями стандарта образования, выделяемыми на федеральном уровне (критериально - оценочная, функция обеспечения прав учащихся на полноценное образование, функция сохранения единства образования, функция управления, функция повышения качества образования), региональный компонент государственного стандарта образования Свердловской области выполняет следующие функции:
- валеологическую: нормы нагрузки, вариативность видов занятий, оптимальный технологический режим образовательного процесса, уровневый подход, возможность индивидуального выбора, приоритет культуры здоровья, заложенные в стандарте, позволяют организовать процесс образования в соответствии с валеологическими критериями и нормами;
- развитие содержания образования, образовательного пространства региона в целом на основе выявления, развития и удовлетворения образовательных потребностей жителей Свердловской области;
- сохранение и развитие культурно - профессиональных ценностей педагогического сообщества региона.