Недействующий

Об утверждении Государственного образовательного стандарта (национально - региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области в новой редакции (утратило силу)

Таблица 1

+----------------------------------------------------------------+
¦Аспекты понятия      ¦Структуры            ¦Что определяет      ¦
¦"регион"             ¦самоопределения      ¦стандарт            ¦
¦                     ¦и саморазвития       ¦                    ¦
¦                     ¦личности             ¦                    ¦
+---------------------+---------------------+--------------------¦
¦1. Регион как        ¦Структуры культурно -¦Информационно -     ¦
¦культурно -          ¦исторического базиса ¦содержательные      ¦
¦исторически          ¦личности             ¦основания           ¦
¦сложившаяся          ¦                     ¦самоопределения     ¦
¦целостность          ¦                     ¦личности            ¦
¦                     ¦                     ¦                    ¦
¦2. Регион как        ¦Ценностно -          ¦Ценностно -         ¦
¦динамически -        ¦регулятивные и       ¦ориентирующие и     ¦
¦вариативно -         ¦вариативно -         ¦вариативно -        ¦
¦развивающаяся        ¦деятельностные       ¦деятельностные      ¦
¦целостность          ¦структуры            ¦основания           ¦
¦                     ¦самоопределения и    ¦самоопределения     ¦
¦                     ¦саморазвития         ¦личности            ¦
¦                     ¦личности             ¦                    ¦
¦                     ¦                     ¦                    ¦
¦3. Регион как система¦Творческий потенциал ¦Основания для       ¦
¦культурно -          ¦личности, структуры  ¦расширения ресурсов ¦
¦исторических         ¦саморазвития         ¦(потенциала)        ¦
¦ресурсов развития    ¦                     ¦личностного развития¦
¦                     ¦                     ¦и самоопределения   ¦
¦                     ¦                     ¦(культурные,        ¦
¦                     ¦                     ¦научные,            ¦
¦                     ¦                     ¦педагогические,     ¦
¦                     ¦                     ¦экономические       ¦
¦                     ¦                     ¦и т. д.)            ¦
+----------------------------------------------------------------+

4.2. Национально - региональный компонент стандарта общего образования Свердловской области создает систему условий, позволяющих на основе развития принципа преемственности образовательных программ преодолеть изолированность систем дошкольного и начального общего образования. Объединяя образовательные программы дошкольного и начального общего образования в единое образовательное пространство - образование в период детства - национально - региональный компонент государственного стандарта общего образования Свердловской области гарантирует каждому обучающемуся этого периода оптимальные условия для целостного развития, выступает фактором социально педагогической защиты детства, каждого обучающегося независимо от видов и форм получения образования.

Реализуя принципы единства линейности и цикличности, преемственности и вариативности содержания образования, национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской области создает условия для преемственности образовательных программ общего и профессионального образования (начального, среднего, высшего), гарантирует создание дополнительных возможностей для успешного самоопределения в условиях региона выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы.

4.3. Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта, развивая установки и требования федеральной образовательной политики, фиксирует, что цели образования изменились, меняются нормативные, в том числе педагогические основания образовательного процесса.

Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта основан на системе педагогических норм и ценностей, выраженных в Концепции и программе развития образования Свердловской области, таких как:

- личностно - ориентированный характер образования, создание условий для самостоятельного самоопределения личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности;

- приоритет ценностной составляющей образовательного процесса, гуманистических ценностей в образовании и педагогических отношениях;

- вариативность как основание свободного самоопределения обучающегося;

- научность и практико - ориентированность как формирование в образовательном процессе творческих, исследовательских подходов к изучаемому материалу, ориентация образования на передовые достижения современной научной мысли, стимулирование самостоятельной познавательной активности обучающегося в единстве с умением использовать знания в нестандартных, жизненных ситуациях;

- обеспечение качества образования не ниже международного и федерального уровня путем постоянного соотнесения с образовательными стандартами других стран, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- демократизм как один из главенствующих принципов организации образовательного процесса, подразумевающий отношения сотрудничества в сообществе обучающихся, педагогов и родителей (общественности), подчеркнутое внимание и уважение к самостоятельному выбору обучающегося, его творческим достижениям.

4.4. Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта Свердловской области, определяя в качестве главного результата образования достижение социальной компетентности обучающегося (выпускника), основан на единстве обучения и воспитания, развитии личной инициативы, различных форм самодеятельности учащейся молодежи и ее гражданской ответственности, направлен на решение следующих задач:

1) формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

    2) формирование нравственных идеалов и патриотизма;

3) изучение национальных традиций и обычаев, изучение родного края, воспитание уважения к прошлому своего народа;

4) недопустимость унижения достоинства личности, противодействие распространению преступности и других антисоциальных явлений (наркомании, токсикомании и иных зависимостей).

5. Наряду с функциями стандарта образования, выделяемыми на федеральном уровне (критериально - оценочная, функция обеспечения прав учащихся на полноценное образование, функция сохранения единства образования, функция управления, функция повышения качества образования), региональный компонент государственного стандарта образования Свердловской области выполняет следующие функции:

- валеологическую: нормы нагрузки, вариативность видов занятий, оптимальный технологический режим образовательного процесса, уровневый подход, возможность индивидуального выбора, приоритет культуры здоровья, заложенные в стандарте, позволяют организовать процесс образования в соответствии с валеологическими критериями и нормами;

- развитие содержания образования, образовательного пространства региона в целом на основе выявления, развития и удовлетворения образовательных потребностей жителей Свердловской области;

- сохранение и развитие культурно - профессиональных ценностей педагогического сообщества региона.