Цели образования:
Основная цель освоения стандарта "Культура здоровья" заключается в коренном изменении отношения к физическому образованию и физической культуре, в достижении понимания ее огромной общечеловеческой, общенародной и личной человеческой ценности.
Реализация стандарта "Культура здоровья" ориентирована на осознание сущности феномена физического совершенства как важнейшей составляющей человеческой культуры вообще, обеспечивающей освоение детьми и учащейся молодежью данных им от природы возможностей укрепления здоровья, используемых накопленных и приумножаемых знаний, средств и методов, способствующих непротиворечивому развитию телесных, духовных, нравственных и интеллектуальных сил ребенка.
Целями освоения стандарта являются:
1. Развитие физического совершенства, неуклонное повышение уровня физической образованности, формирование здорового образа жизни, совершенствования физической культуры населения области как важнейшего условия укрепления здоровья детей и учащейся молодежи.
2. Расширение физического потенциала ребенка, укрепление его здоровья, в строгом соответствии с научно обоснованными рекомендациями и безусловным запретом любых медикаментозных средств, стимулирующих развитие и проявление физических способностей учащегося в условиях и режимах, неадекватных его биологической и психологической природе; общечеловеческим, нравственным и этическим нормам.
3. Развитие эстетических и нравственных качеств человеческой личности, удовлетворение потребности детей в общении, взаимопомощи, расширение возможности их духовного самосовершенствования, содействие реализации самых высоких гуманистических идеалов.
1. Обязательный минимум содержания образовательной программы
Минимум содержания образовательной программы "Культура здоровья" включает в себя следующие обязательные направления:
1. Понятия и основные принципы культуры здоровья.
2. Системные представления о роли физического образования в физической культуре личности и значении физической культуры в культуре здоровья и общей культуре личности.
3. Валеологическое.
4. Адаптивная физическая культура.
5. Нетрадиционные виды физической культуры.
6. Сведения о видах спорта ациклического и циклического характера, зимних видах, игровых видах, водных видах и профессионально - прикладной физической подготовке - по выбору образовательного учреждения, исходя из своего материально технического обеспечения, кадрового потенциала, образовательных потребностей и познавательных интересов учащихся.
Понятия и основные принципы культуры здоровья
Понимание человека как саморегулирующейся системы, знание особенностей и состояния личного здоровья. Понимание принципов и ценностей культуры здоровья. Знание о единстве физического, психического и духовного здоровья и путей его сохранения. Владение способами самооздоровления, умение организовать активный отдых: используя различные спортивные, народные игры, туризм и т. д. Формирование здорового образа жизни. Осознание персональной ответственности за свое здоровье, уважение и соблюдение прав других людей на здоровье, здоровый образ жизни. Признание ценности гармоничных отношений между людьми.
Системные представления о роли физического образования в физической культуре личности и значении физической культуры в общей культуре личности включают знания о сущности, структуре и содержании: а) физического образования; б) физической культуры; в) общей культуры; умения ориентироваться в явлениях действительности, связанных с физическим образованием, физической и общей культуры.
Валеологическое направление предусматривает наличие у учащихся минимума знаний и умений по элементарной медицине; массажу и самомассажу, здоровому образу жизни; знаний о физиологии и психологии личности, которые следует учитывать для сохранения здоровья, а также - соответствующих умений и навыков.
Адаптивная физическая культура предусматривает наличие минимума знаний, умений и навыков в таких видах двигательной активности: оздоровительный бег, оздоровительное плавание, различные виды туризма и ориентирования; основы фито-, цвето- и музыкальной терапии.
Нетрадиционные виды физической культуры включают в себя элементарные умения и навыки по применению аутогенной тренировки, психорегулирующей тренировке, нервно - мышечной релаксации, пластической и диагональной гимнастики, ци - гуна, хатха - йога, восточных единоборств; видов дыхательных гимнастик и систем биологического оздоровления.
Сведения о видах спорта ациклического и циклического характера, зимних видах, игровых видах, водных видах и профессионально - прикладной физической подготовке предусматривают наличие у учащихся такого минимума знаний, умений и навыков, который позволяет им заниматься самостоятельно, автономно и непрерывно.
Обязательный минимум программы "Культура здоровья" включает в себя знание терминов, обозначающих внутреннее состояние и действие: саморазвитие, самонаблюдение, самооценка, самоконтроль, самомоопределение, сомореализация, самообучение, самообразование, самовоспитание, самоактуализация, самообладание, самосознание, самоуверенность, самоанализ, самоуправление, самосовершенствование.
Период детства
2. Требования к уровню подготовки (образованности)
обучающегося (выпускника)
Предметно - информационная составляющая образованности:
- иметь представление о культуре здоровья и путях ее развития;
- знать уровень своей физической подготовленности и улучшать его с помощью самостоятельных занятий;