Недействующий

Об утверждении Государственного образовательного стандарта (национально - региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области в новой редакции (утратило силу)

II. ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА

Система оценивания дает информацию о степени реализации стандартов (результате образования).

Система оценивания определяется исходной моделью образованности обучающегося и выпускника, на основе которой формируется система критериев и параметров оценивания, и характером инструментария (квалиметрического аппарата оценивания), главная функция которого - определение уровня освоения требований стандарта (базовый и повышенный).

Основная задача системы оценивания освоения национально регионального компонента Государственного образовательного стандарта заключается в определении дополнительных к федеральному компоненту стандарта критериев и параметров и дополнительных квалиметрических средств оценивания уровня достижений обучающихся (выпускников).

Из модели образованности вытекают следующие подходы к разработке квалиметрического аппарата стандарта:

- личностно - ориентированный подход, выражающийся в том, что разработка критериев и параметров оценивания основывается не только на объективных (безотносительно к личности и возможностям обучающихся) характеристиках знания, деятельности, число которых может быть практически бесконечным, но и на анализе включенности личности в ситуацию (педагогическую, коммуникативную, социальную, критическую и т. д.), как исходном основании выработки критериев оценивания;

- гуманистически - прагматический подход, позволяющий соединить общечеловеческие гуманистические ценности с требованиями конкретной жизненной ситуации, складывающейся в регионе. В квалиметрической системе это находит выражение в том, что выделяются характеристики личностного развития, востребованные особенностями и условиями жизни в регионе, Свердловской области. Структуры самоопределения личности сопряжены с особенностями регионального развития;

- субъект - субъектный подход, предполагающий единство оценки педагога и самооценки обучающегося, открытость критериев и параметров оценивания для педагога, обучающегося, родителей (или лиц их заменяющих), общественности;

- комплексный подход к оцениванию достижений обучающихся и выпускников, учитывающий в единстве предметную, деятельностную и ценностную структуры образованности.

Модель критериев и параметров оценивания формируется вокруг таких системных характеристик результата образования как "социальная компетенция" и "ценностные ориентации личности".

"Социальная компетенция" раскрывается в системе основных сфер самоопределения личности и представлена в стандарте приоритетными на региональном уровне линиями содержания образования: культурно исторической (этнокультурной); социально - правовой; информационно - методологической; экологической и культурой здоровья (валеологической).

Выделенные линии содержания образования позволяют сформировать систему целей, содержательных параметров, ценностей, диапазон оценивания достижений учащихся.

Качество образования получает свое системное выражение в ценностных ориентациях личности и раскрывается в составляющих качества образованности: предметная, деятельностно коммуникативная, ценностно - ориентационная, и задает систему комплексных параметров оценивания с приоритетом ценностно ориентационных параметров.

Педагогический мониторинг - система научно обоснованной проверки результата образования (качества образованности обучающегося), коррекции содержания и форм образовательной деятельности на основе постоянного накопления и регулярного анализа результатов оценивания и контроля.

Предметом педагогического мониторинга достижения стандарта (национально - регионального компонента) является качество образованности в единстве трех его составляющих: предметной, деятельностно - коммуникативной, ценностно - ориентационной.

Цель мониторинга - выявить и оценить факторы, обусловившие как высокие, так и низкие результаты образовательного процесса.

Субъекты оценки: учащиеся, учитель, родители, эксперты, экспертная комиссия, аттестационная комиссия.

Результат педагогического мониторинга: изменения в педагогическом процессе образовательного учреждения (непосредственный), в деятельности субъектов образовательного процесса, повышение качества образованности обучающихся (конечный).

Педагогический мониторинг включает:

1. Педагогическое оценивание достижений обучающихся на основе требований государственного образовательного стандарта.

2. Самооценку обучающегося.

3. Экспертный контроль (итоговая аттестация, областные контрольные работы и др.).

Система критериев и параметров оценивания, дополнительная к требованиям федерального компонента стандарта, представлена в таблице 1.

Педагогический мониторинг предполагает возрастание роли самооценки обучающегося от периода детства к III ступени обучения. Оценка ценностно - ориентационной составляющей образованности всецело является предметом самооценки обучающегося при необходимой педагогической поддержке (предоставление учителем инструментария и контрольных материалов).

                                                         Таблица 1
+----------------------------------------------------------------------------------------+
¦Качество       ¦Критерии и параметры,     ¦Дополнительный¦Методология  ¦Виды            ¦
¦образования.   ¦дополнительные к          ¦инструментарий¦оценивания   ¦педагогического ¦
¦Составляющие   ¦федеральному компоненту   ¦              ¦             ¦мониторинга     ¦
¦качества       ¦Государственного стандарта¦              ¦             ¦                ¦
+---------------+--------------------------+--------------+-------------+----------------¦
¦Предметное     ¦- системность, целостность¦- развитие    ¦- рейтинговые¦- педагогическое¦
¦               ¦знаний, выход  на  уровень¦ методологии  ¦системы;     ¦оценивание;     ¦
¦               ¦картин мира;              ¦экзаменаци-   ¦- отметочные ¦- экспертный    ¦
¦               ¦- развитость самосознания ¦онного        ¦системы;     ¦контроль;       ¦
¦               ¦(знаний о себе, о         ¦оценивания;   ¦- методология¦- самооценка    ¦
¦               ¦человеке);                ¦- тестовые    ¦составления  ¦обучающегося    ¦
¦               ¦- личностная освоенность  ¦технологии    ¦учебных      ¦                ¦
¦               ¦знаний (свобода           ¦              ¦заданий      ¦                ¦
¦               ¦оперирования знаниями,    ¦              ¦             ¦                ¦
¦               ¦представленность личной   ¦              ¦             ¦                ¦
¦               ¦позиции, понимание и т.   ¦              ¦             ¦                ¦
¦               ¦д.)                       ¦              ¦             ¦                ¦
+---------------+--------------------------+--------------+-------------+----------------¦
¦Деятельностно -¦- умение использовать     ¦- тестовые    ¦- рейтинговые¦- педагогическое¦
¦коммуникативное¦знания в стандартных и    ¦технологии;   ¦системы;     ¦оценивание;     ¦
¦               ¦нестандартных ситуациях;  ¦развитие      ¦- отметочные ¦- экспертный    ¦
¦               ¦- коммуникативность       ¦методологии   ¦системы;     ¦контроль;       ¦
¦               ¦                          ¦экзаменацион- ¦- методология¦- самооценка    ¦
¦               ¦                          ¦ного          ¦составления  ¦обучающегося    ¦
¦               ¦                          ¦оценивания;   ¦учебных      ¦                ¦
¦               ¦                          ¦- ситуативно -¦заданий      ¦                ¦
¦               ¦                          ¦контекстные   ¦             ¦                ¦
¦               ¦                          ¦технологии    ¦             ¦                ¦
¦               ¦                          ¦оценивания    ¦             ¦                ¦
+---------------+--------------------------+--------------+-------------+----------------¦
¦Ценностно -    ¦- развитость самооценки и ¦- тестовые    ¦- рейтинговые¦- самооценка    ¦
¦ориентационное ¦признание достоинства и   ¦технологии;   ¦системы;     ¦обучающегося    ¦
¦               ¦прав других людей;        ¦- социологи-  ¦- методология¦                ¦
¦               ¦- развитость ценностных   ¦ческие        ¦составления  ¦                ¦
¦               ¦ориентаций, их            ¦методы        ¦учебных      ¦                ¦
¦               ¦социокультурная           ¦              ¦заданий      ¦                ¦
¦               ¦адекватность;             ¦              ¦             ¦                ¦
¦               ¦- готовность к            ¦              ¦             ¦                ¦
¦               ¦самостоятельному выбору,  ¦              ¦             ¦                ¦
¦               ¦решению                   ¦              ¦             ¦                ¦
+----------------------------------------------------------------------------------------+


------------------------------------------------------------------