Система оценивания дает информацию о степени реализации стандартов (результате образования).
Система оценивания определяется исходной моделью образованности обучающегося и выпускника, на основе которой формируется система критериев и параметров оценивания, и характером инструментария (квалиметрического аппарата оценивания), главная функция которого - определение уровня освоения требований стандарта (базовый и повышенный).
Основная задача системы оценивания освоения национально регионального компонента Государственного образовательного стандарта заключается в определении дополнительных к федеральному компоненту стандарта критериев и параметров и дополнительных квалиметрических средств оценивания уровня достижений обучающихся (выпускников).
Из модели образованности вытекают следующие подходы к разработке квалиметрического аппарата стандарта:
- личностно - ориентированный подход, выражающийся в том, что разработка критериев и параметров оценивания основывается не только на объективных (безотносительно к личности и возможностям обучающихся) характеристиках знания, деятельности, число которых может быть практически бесконечным, но и на анализе включенности личности в ситуацию (педагогическую, коммуникативную, социальную, критическую и т. д.), как исходном основании выработки критериев оценивания;
- гуманистически - прагматический подход, позволяющий соединить общечеловеческие гуманистические ценности с требованиями конкретной жизненной ситуации, складывающейся в регионе. В квалиметрической системе это находит выражение в том, что выделяются характеристики личностного развития, востребованные особенностями и условиями жизни в регионе, Свердловской области. Структуры самоопределения личности сопряжены с особенностями регионального развития;
- субъект - субъектный подход, предполагающий единство оценки педагога и самооценки обучающегося, открытость критериев и параметров оценивания для педагога, обучающегося, родителей (или лиц их заменяющих), общественности;
- комплексный подход к оцениванию достижений обучающихся и выпускников, учитывающий в единстве предметную, деятельностную и ценностную структуры образованности.
Модель критериев и параметров оценивания формируется вокруг таких системных характеристик результата образования как "социальная компетенция" и "ценностные ориентации личности".
"Социальная компетенция" раскрывается в системе основных сфер самоопределения личности и представлена в стандарте приоритетными на региональном уровне линиями содержания образования: культурно исторической (этнокультурной); социально - правовой; информационно - методологической; экологической и культурой здоровья (валеологической).
Выделенные линии содержания образования позволяют сформировать систему целей, содержательных параметров, ценностей, диапазон оценивания достижений учащихся.
Качество образования получает свое системное выражение в ценностных ориентациях личности и раскрывается в составляющих качества образованности: предметная, деятельностно коммуникативная, ценностно - ориентационная, и задает систему комплексных параметров оценивания с приоритетом ценностно ориентационных параметров.
Педагогический мониторинг - система научно обоснованной проверки результата образования (качества образованности обучающегося), коррекции содержания и форм образовательной деятельности на основе постоянного накопления и регулярного анализа результатов оценивания и контроля.
Предметом педагогического мониторинга достижения стандарта (национально - регионального компонента) является качество образованности в единстве трех его составляющих: предметной, деятельностно - коммуникативной, ценностно - ориентационной.
Цель мониторинга - выявить и оценить факторы, обусловившие как высокие, так и низкие результаты образовательного процесса.
Субъекты оценки: учащиеся, учитель, родители, эксперты, экспертная комиссия, аттестационная комиссия.
Результат педагогического мониторинга: изменения в педагогическом процессе образовательного учреждения (непосредственный), в деятельности субъектов образовательного процесса, повышение качества образованности обучающихся (конечный).
Педагогический мониторинг включает:
1. Педагогическое оценивание достижений обучающихся на основе требований государственного образовательного стандарта.
2. Самооценку обучающегося.
3. Экспертный контроль (итоговая аттестация, областные контрольные работы и др.).
Система критериев и параметров оценивания, дополнительная к требованиям федерального компонента стандарта, представлена в таблице 1.
Педагогический мониторинг предполагает возрастание роли самооценки обучающегося от периода детства к III ступени обучения. Оценка ценностно - ориентационной составляющей образованности всецело является предметом самооценки обучающегося при необходимой педагогической поддержке (предоставление учителем инструментария и контрольных материалов).
Таблица 1
+----------------------------------------------------------------------------------------+
¦Качество ¦Критерии и параметры, ¦Дополнительный¦Методология ¦Виды ¦
¦образования. ¦дополнительные к ¦инструментарий¦оценивания ¦педагогического ¦
¦Составляющие ¦федеральному компоненту ¦ ¦ ¦мониторинга ¦
¦качества ¦Государственного стандарта¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+--------------------------+--------------+-------------+----------------¦
¦Предметное ¦- системность, целостность¦- развитие ¦- рейтинговые¦- педагогическое¦
¦ ¦знаний, выход на уровень¦ методологии ¦системы; ¦оценивание; ¦
¦ ¦картин мира; ¦экзаменаци- ¦- отметочные ¦- экспертный ¦
¦ ¦- развитость самосознания ¦онного ¦системы; ¦контроль; ¦
¦ ¦(знаний о себе, о ¦оценивания; ¦- методология¦- самооценка ¦
¦ ¦человеке); ¦- тестовые ¦составления ¦обучающегося ¦
¦ ¦- личностная освоенность ¦технологии ¦учебных ¦ ¦
¦ ¦знаний (свобода ¦ ¦заданий ¦ ¦
¦ ¦оперирования знаниями, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦представленность личной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦позиции, понимание и т. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦д.) ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+--------------------------+--------------+-------------+----------------¦
¦Деятельностно -¦- умение использовать ¦- тестовые ¦- рейтинговые¦- педагогическое¦
¦коммуникативное¦знания в стандартных и ¦технологии; ¦системы; ¦оценивание; ¦
¦ ¦нестандартных ситуациях; ¦развитие ¦- отметочные ¦- экспертный ¦
¦ ¦- коммуникативность ¦методологии ¦системы; ¦контроль; ¦
¦ ¦ ¦экзаменацион- ¦- методология¦- самооценка ¦
¦ ¦ ¦ного ¦составления ¦обучающегося ¦
¦ ¦ ¦оценивания; ¦учебных ¦ ¦
¦ ¦ ¦- ситуативно -¦заданий ¦ ¦
¦ ¦ ¦контекстные ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦технологии ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦оценивания ¦ ¦ ¦
+---------------+--------------------------+--------------+-------------+----------------¦
¦Ценностно - ¦- развитость самооценки и ¦- тестовые ¦- рейтинговые¦- самооценка ¦
¦ориентационное ¦признание достоинства и ¦технологии; ¦системы; ¦обучающегося ¦
¦ ¦прав других людей; ¦- социологи- ¦- методология¦ ¦
¦ ¦- развитость ценностных ¦ческие ¦составления ¦ ¦
¦ ¦ориентаций, их ¦методы ¦учебных ¦ ¦
¦ ¦социокультурная ¦ ¦заданий ¦ ¦
¦ ¦адекватность; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- готовность к ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самостоятельному выбору, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решению ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------------------+
------------------------------------------------------------------