Недействующий


СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

от 12 февраля 1999 года N 2-ОЗ

О питьевом водоснабжении в Свердловской области

____________________________________________________________________
Утратил силу с 17 мая 2005 года на основании
Закона Свердловской области от 3 мая 2005 года N 38-ОЗ
____________________________________________________________________


Принят
Областной Думой
Законодательного Собрания
Свердловской области
22 января 1999 года

______________________________________________________________________________________________________________

в закон внесены изменения, см. Закон Свердловской области от 21.12.01 № 69-ОЗ

______________________________________________________________________________________________________________

Глава 1

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим
Областным законом

1. Настоящий Областной закон регулирует на основе федерального законодательства порядок осуществления питьевого водоснабжения на территории Свердловской области, определяет полномочия органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления в сфере питьевого водоснабжения и устанавливает государственные гарантии по обеспечению населения питьевой водой.

2. Регулирование права собственности на водные объекты и установление порядка их использования для питьевого водоснабжения осуществляются законодательством Российской Федерации.

3. Положения настоящего Областного закона не распространяются на отношения в сфере питьевого водоснабжения на специальных объектах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по атомной энергии и Министерства путей сообщения Российской Федерации, а также на транспортных средствах.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Областном законе применяются следующие основные понятия:

1) питьевая вода - вода, предназначенная для удовлетворения питьевых нужд, а также производства и переработки пищевой продукции, отвечающая установленным санитарным правилам и нормам;

2) питьевое водоснабжение - деятельность граждан и организаций, направленная на обеспечение потребностей в питьевой воде;

3) источник питьевого водоснабжения - водный объект или его часть, содержащие воду, по своему качеству пригодную для забора воды в целях питьевого водоснабжения;

4) система питьевого водоснабжения (водопровод) - комплекс, включающий водозабор, водопроводные насосные станции, станции очистки воды или водоподготовки, водопроводную сеть и резервуары, предназначенный для водоснабжения;   

5) водоснабжающая     организация     -     специализированная организация,    осуществляющая   эксплуатацию   систем   питьевого водоснабжения  и  (или)  предоставляющая   услуги   по   питьевому водоснабжению;

6) централизованное питьевое водоснабжение - водоснабжение, при котором забор, очистка, хранение и доставка воды к местам расходования осуществляется водоснабжающими организациями, имеющими лицензию на водопользование и (или) лицензию на эксплуатацию систем питьевого водоснабжения;

7) нецентрализованное питьевое водоснабжение - водоснабжение, при котором граждане и организации осуществляют забор воды непосредственно из поверхностных и подземных водных объектов для обеспечения своих потребностей при помощи водозаборных устройств без разводящей сети;

8) зона санитарной охраны источника питьевого водоснабжения территория, на которой устанавливается особый режим санитарной охраны в целях предупреждения загрязнения источника питьевого водоснабжения, водозаборных сооружений и мест их расположения.

Статья 3. Организация питьевого водоснабжения
на территории Свердловской области

1. Компетенция органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления в сфере питьевого водоснабжения, порядок забора, получения, хранения и доставки питьевой воды к местам расходования, а также порядок оказания услуг по питьевому водоснабжению устанавливаются Водным кодексом Российской Федерации и другим законодательством Российской Федерации, настоящим Областным законом и иным законодательством Свердловской области.

2. Выбор источников питьевого водоснабжения и контроль за их использованием осуществляются, исходя из единых стандартов и нормативов, действующих на территории Российской Федерации.

Статья 4. Принципы осуществления питьевого водоснабжения

Основными принципами питьевого водоснабжения населения являются:

1) строгое соответствие питьевой воды установленным санитарным правилам и нормам;

2) государственный контроль за качеством питьевой воды;

3) запрещение использования воды технического качества для питьевого водоснабжения;

4) полное обеспечение потребностей в питьевой воде, исходя из научно обоснованных норм потребления;

5) ответственность органов местного самоуправления за обеспечение населения питьевой водой;

6) государственное регулирование порядка осуществления питьевого водоснабжения;

7) государственное лицензирование водопользования и деятельности по эксплуатации систем водоснабжения;

8) выбор наиболее экономичного варианта питьевого водоснабжения;

9) обеспечение надежности и бесперебойной работы систем питьевого водоснабжения;

10) приоритет государственной и муниципальной собственности на системы питьевого водоснабжения;

11) ограничение монополистической деятельности в сфере питьевого водоснабжения;

12) платность питьевого водоснабжения; государственное регулирование порядка ценообразования в сфере питьевого водоснабжения;

13) санитарная охрана источников питьевого водоснабжения.

Глава II

КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ
ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Статья 5. Компетенция Законодательного Собрания
Свердловской области и Правительства Свердловской
области в сфере питьевого водоснабжения

1. Законодательное Собрание Свердловской области:

1) регулирует порядок осуществления питьевого водоснабжения на территории Свердловской области;

2) определяет режим особо охраняемых водных объектов, находящихся в государственной собственности;

3) предоставляет налоговые и иные льготы водоснабжающим организациям в части налогов и платежей, поступающих в областной бюджет;

4) осуществляет контроль за исполнением законов, регулирующих отношения в сфере питьевого водоснабжения, и иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Свердловской области и законами Свердловской области.

2. Правительство Свердловской области:

1) определяет основные направления и утверждает областные целевые программы и планы мероприятий по развитию питьевого водоснабжения, охране и восстановлению источников питьевого водоснабжения, экономии питьевой воды, обеспечению и улучшению ее качества;

2) принимает решение о предоставлении водных объектов в пользование в целях питьевого водоснабжения;

3) определяет дифференцированные размеры платы, связанной с пользованием источниками питьевого водоснабжения;

4) осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на услуги по питьевому водоснабжению, в том числе путем установления предельных цен и тарифов, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области;

5) устанавливает лимиты водопользования физическим и юридическим лицам по представлению специально уполномоченного государственного органа управления и охраны природных ресурсов по водным объектам, находящимся в государственной собственности;

6) организует развитие систем питьевого водоснабжения;

7) утверждает планы питьевого водоснабжения населения в чрезвычайных ситуациях;

8) осуществляет резервирование источников питьевого водоснабжения, находящихся в государственной собственности, на случай возникновения чрезвычайных ситуаций; организует работы по питьевому водоснабжению в условиях чрезвычайных ситуаций; устанавливает режим использования обособленных водных объектов, не находящихся в государственной собственности, при чрезвычайных ситуациях;

9) разрешает в исключительных случаях использовать водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, для питьевого водоснабжения по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной природных ресурсов и специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим управление курортами;

10) осуществляет государственный контроль рационального использования водоисточников, качества воды в водоисточниках, водопроводах (в том числе непосредственно у потребителя);

11) принимает решения об ограничении, приостановлении и запрещении использования источников питьевого водоснабжения, находящихся в государственной собственности;

12) устанавливает режимы наполнения и сработки водохранилищ на водных объектах, находящихся в государственной собственности;

13) осуществляет иные полномочия в сфере питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 6. Компетенция уполномоченных областных
исполнительных органов государственной власти
Свердловской области по питьевому водоснабжению

Уполномоченные областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области по питьевому водоснабжению:

1) разрабатывают и представляют в Правительство Свердловской области программы и планы мероприятий по развитию питьевого водоснабжения, охране и восстановлению источников питьевого водоснабжения, экономии питьевой воды, улучшению ее качества;

2) заключают договоры на право пользования водными объектами в целях питьевого водоснабжения на основании решения Правительства Свердловской области в соответствии с Положением о порядке заключения договоров на право пользования водными объектами, утвержденным Правительством Свердловской области;

3) проводят государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние источников питьевого водоснабжения на территории Свердловской области;

4) осуществляют контроль за использованием и охраной водных объектов; принимают решения о запрещении ввода в эксплуатацию и об ограничении, приостановлении и запрещении эксплуатации хозяйственных и других объектов, отрицательно влияющих на источники питьевого водоснабжения;

5) осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области лицензирование деятельности по эксплуатации систем водоснабжения;

6) координируют деятельность органов местного самоуправления и водоснабжающих организаций независимо от форм собственности в сфере питьевого водоснабжения;

7) организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для водоснабжающих организаций;

8) обеспечивают население необходимой информацией по вопросам снабжения водой и о ее качестве;

9) осуществляют иные полномочия в сфере питьевого водоснабжения в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления
в сфере питьевого водоснабжения, переданные
им органами государственной власти Свердловской
области

Органы местного самоуправления:

1) организуют питьевое водоснабжение на территории муниципального образования; разрабатывают и утверждают в составе планировочной документации генеральные и районные схемы питьевого водоснабжения, местные целевые программы и планы мероприятий по развитию систем питьевого водоснабжения и рациональному использованию питьевой воды;

2) осуществляют сбор и анализ данных о наличии и состоянии источников питьевого водоснабжения, возможностях удовлетворения потребностей граждан и организаций в питьевой воде и надежности систем питьевого водоснабжения;

3) устанавливают цены и тарифы на услуги по питьевому водоснабжению и размер авансовых платежей на основании определенных Правительством Свердловской области предельных цен и тарифов на данные виды услуг;

4) передают системы питьевого водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, в хозяйственное ведение муниципальным водоснабжающим организациям либо в аренду иным юридическим лицам и определяют в договорах условия их эксплуатации;

5) определяют условия и порядок деятельности муниципальных водоснабжающих организаций, финансируют в случае недостаточности у них собственных средств строительство и реконструкцию муниципальных систем водоснабжения за счет средств местного бюджета и привлеченных средств;

6) предоставляют водоснабжающим организациям налоговые и иные льготы в части налогов и платежей, поступающих в местный бюджет;

7) выдают разрешения на присоединение к системе питьевого водоснабжения новых объектов либо на увеличение объема подачи питьевой воды по существующей водопроводной сети;

8) обеспечивают население необходимой информацией о качестве питьевой воды, нормах ее расхода и способах экономии, а также о порядке оплаты услуг по питьевому водоснабжению;

9) согласовывают по представлению водоснабжающих организаций время перерывов в питьевом водоснабжении, необходимых им для проведения ремонтных и профилактических работ;

10) утверждают порядок регистрации требований (претензий), предъявляемых потребителями в связи с нарушением водоснабжающей организацией установленного качества услуг по питьевому водоснабжению, и сроки устранения недостатков;

11) запрещают по представлению водоснабжающей организации использование питьевой воды не по назначению в случае ее использования потребителем на технические нужды;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»