Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

от 4 июля 1996 года N 23-ОЗ

О защите населения и территорий Свердловской области
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

(в редакции Областного закона от 19 ноября 1998 года N 37-оз)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2005 года на основании
Закона Свердловской области от 27 декабря 2004 года N 221-ОЗ
____________________________________________________________________

Принят Областной Думой
Законодательного Собрания
Свердловской области
14 июня 1996 года

 ______________________________________________________________________________________________________________

   в закон внесены изменения, см. Закон Свердловской области от 26.11.02 № 38-ОЗ

______________________________________________________________________________________________________________

Настоящий закон определяет общие для Свердловской области организационно - правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Свердловской области (далее население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Свердловской области или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайной ситуации).

Действие настоящего закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Глава I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации - это аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для ЧС опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Зона бедствия - часть территории или отдельная местность в зоне ЧС, сильно пострадавшая и требующая дополнительной и немедленной помощи и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

Население, оказавшееся в зоне ЧС - все население, оказавшееся на момент случившегося опасного явления в зоне ЧС, как пострадавшее в результате ЧС, так и не пострадавшее от него.

Пострадавшее население - часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, перенесшая воздействие поражающих факторов опасных явлений, приведших к гибели, ранениям, травмам, нарушению здоровья, понесшая материальный и моральный ущерб.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях совокупность согласованных и взаимоувязанных по цели, задачам, месту и времени действий органов исполнительной власти всех уровней, местного самоуправления, их сил и средств, направленных на создание условий, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне ЧС, на маршрутах и в районе эвакуации пострадавшего населения.

Первоочередное жизнеобеспечение населения в ЧС предоставление населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, материальных средств и услуг, минимально необходимых для удовлетворения его жизненно важных потребностей в соответствии с установленными нормами ЧС.

Источник техногенной ЧС - объект промышленности, энергетики, коммунального хозяйства или транспорта, в результате деятельности которого на определенной территории возникла или может возникнуть ЧС.

Источник природной ЧС - опасное природное явление, в результате которого на определенной территории возникла или может возникнуть ЧС.

Потенциально опасный объект - объект, на котором используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются радиоактивные, пожаро-, взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества или иные вещества, создающие реальную угрозу возникновения ЧС.

Статья 2. Законодательство в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций

В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций применяется законодательство Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативные акты Свердловской области.

Статья 3. Цели настоящего закона

Целью настоящего закона является нормативно - правовое обеспечение:

а) организации работы по предупреждению возникновения ЧС;

б) проведения мероприятий по ограничению масштабов ЧС, снижения возможных людских потерь и материального ущерба;

в) организации работ по ликвидации последствий ЧС;

г) организации мер первоочередного жизнеобеспечения людей, пострадавших в результате возникновения ЧС.

Несвязанные с перечисленными в настоящей статье целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим законом не регулируются.

Статья 4. Областная подсистема единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для организации выполнения работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от них, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения постоянной готовности всех органов управления Свердловской области к быстрым и эффективным действиям в случае возникновения экстремальной обстановки, вызванной авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, эпифитотиями, координации и контроля за работой органов местного самоуправления создана областная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - областная подсистема РСЧС).

Областная подсистема, являющаяся частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяет органы управления, силы и средства Правительства Свердловской области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами областной подсистемы РСЧС являются:

а) организация разработки и реализации правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) осуществление целевых и научно - технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

г) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) организация подготовки населения и должностных лиц органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях;

е) прогнозирование и оценка социально - экономических последствий чрезвычайных ситуаций, организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;

ж) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

з) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

и) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;

к) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

л) реализация прав граждан в области защиты от ЧС.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности областной подсистемы РСЧС определяются Положением о подсистеме, утверждаемым постановлением Правительства Свердловской области.

Статья 5. Классификация чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

(статья в редакции Областного закона от 19 ноября 1998 года N 37-оз)

Статья 6. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации.

(статья в редакции Областного закона от 19 ноября 1998 года N 37-оз)

Статья 7. Гласность и информация в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций

Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико - биологической, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти Свердловской области, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны организовать оперативное и достоверное информирование населения через средства массовой информации, другими возможными способами о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, порядке действий, способах защиты населения от ЧС.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.(пункт в редакции Областного закона от 19 ноября 1998 года N 37-оз).

Статья 8. Цели сбора и обмена информацией о чрезвычайных
ситуациях

Основными целями организации сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:

а) своевременное оповещение органов управления и населения о возникших угрозах чрезвычайных ситуаций и неотложных действиях, необходимых для защиты жизни, здоровья людей и сохранения материальных ценностей;

б) обеспечение органов управления полными и достоверными данными о масштабах ЧС для принятия решения по организации и проведению спасательных работ, мероприятий по ликвидации промышленных аварий, катастроф и последствий стихийных бедствий;

в) обеспечение органов управления данными, необходимыми для организации мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также для принятия решений по дальнейшему развитию и совершенствованию системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 9. Содержание информации о чрезвычайных ситуациях

1. Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие сведения:

- о прогнозе, фактах и причинах возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- об обстановке в зонах чрезвычайных ситуаций, ходе и результатах работ по их локализации и ликвидации;

- о планируемых мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

- о состоянии потенциально опасных объектов и территорий;

- о наличии, укомплектованности, оснащенности и действиях сил системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и других сил, привлекаемых к проведению спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;

- о наличии, состоянии и использовании чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Информация может передаваться в виде сообщений, донесений, уведомлений, докладов, сводок, отчетов, карт с нанесенной обстановкой, условных сигналов и в других формах.

3. В зависимости от содержания информация может быть чрезвычайной, срочной или текущей.

К чрезвычайной относится информация, содержание которой требует незамедлительного принятия решений. Она доводится руководителями организаций до председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям района, города, на территории которого располагается организация.

Передача информации осуществляется немедленно по любому из имеющихся средств связи через оперативные и дежурно диспетчерские службы. К срочной относится информация, содержащая сведения, которые должны быть переданы в соответствующие органы управления (должностным лицам) к заранее установленному сроку и в определенной последовательности, устанавливаемой соответствующими нормативными документами.

Срочными являются донесения о масштабах чрезвычайных ситуаций, ведении аварийно - спасательных и других неотложных работ, о силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

К текущей относится информация, содержащая периодически или постоянно поступающие сведения, сроки и очередность представления которых заблаговременно не установлены. Текущими являются донесения о промышленной и экологической безопасности, состоянии чрезвычайных резервных фондов, сил и средств системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Об угрозе (прогнозе) возникновения чрезвычайных ситуаций руководители местного самоуправления обязаны сообщить Председателю Правительства Свердловской области.

Статья 10. Порядок передачи информации о ЧС

Основными источниками информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются руководители местного самоуправления, руководители предприятий, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, дежурно диспетчерские службы департаментов и управлений Правительства Свердловской области, которые обязаны немедленно доводить всю информацию о возникших чрезвычайных ситуациях и происшествиях на подведомственных территориях и объектах до органов управления районов, городов области, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, соответствующих вышестоящих должностных лиц.

Представление информации о гибели людей, санитарно эпидемиологической обстановке, правилах поведения и мерах медицинской защиты населения возлагается на Департамент здравоохранения Правительства Свердловской области или его территориальные органы. По остальным видам последствий ЧС информацию представляют территориальные органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления по делам ГО и ЧС).

Решение о необходимости направления в органы управления информации о чрезвычайных ситуациях, не предусмотренной действующими критериями, принимается источником информации с учетом ее значимости в конкретной обстановке.

Экстренная информация об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций передается оперативно - дежурными службами органов управления по делам ГО и ЧС городов и районов Свердловской области с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и установленных паролей срочности передачи информации.

Письменные подтверждения экстренной информации, а также срочные и текущие донесения передаются за подписью руководителей органов управления или должностных лиц, которым в установленном порядке предоставлено право подписи.

Оперативно - дежурным и дежурно - диспетчерским службам органов управления по делам ГО и ЧС предоставлено право запрашивать и получать информацию от взаимодействующих органов по всем вопросам, связанным с предупреждением ЧС и ликвидации их последствий.

Органы исполнительной власти Свердловской области, организующие контроль за состоянием безопасности организаций и территорий, а также наблюдение и контроль за обстановкой в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, немедленно доводят информацию о прогнозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций до Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий через областной орган по делам ГО и ЧС независимо от принимаемых в пределах своей компетенции мер по предотвращению ЧС.

Средства массовой информации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности обязаны передавать информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, поступающую от дежурных служб органов управления по делам ГО и ЧС, вне всякой очереди и безвозмездно.

Порядок сбора информации о ЧС на территории Свердловской области определяет Правительство области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»