ГУБЕРНАТОР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УКАЗ
от 28 мая 1998 года N 222
О состоянии законности при использовании средств, полученных
от аренды и приватизации государственного, муниципального
имущества
____________________________________________________________________
Утратил силу с 7 ноября 2009 года на основании
указа Губернатора Свердловской области от 23 октября 2009 года N 959-УГ
____________________________________________________________________
В соответствии со ст. 46, 74 Устава Свердловской области и в целях реализации решения Совета общественной безопасности при Губернаторе Свердловской области "О состоянии законности при использовании средств, полученных от аренды и приватизации государственного, муниципального имущества" постановляю;
1. Утвердить решение Совета общественной безопасности от 06.05.98 (прилагается).
2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Свердловской области, главам муниципальных образований Свердловской области обеспечить эффективное выполнение рекомендаций Совета общественной безопасности.
3. Контроль за выполнением настоящего Указа и утвержденного им решения Совета общественной безопасности возложить на секретаря Совета общественной безопасности Ноздрачева И. Ф.
Губернатор
Свердловской области
Э. Э. Россель
УТВЕРЖДЕНО
Указом Губернатора
Свердловской области
от 28 мая 1998 года N 222
РЕШЕНИЕ
Совета общественной безопасности
При Губернаторе Свердловской области
от 6 мая 1998 года
О состоянии законности при использовании средств,
полученных от аренды и приватизации государственного,
муниципального имущества
Прокуратурой области с участием органов налогового и финансового контроля проверено соблюдение законности при использовании средств, полученных от аренды и приватизации государственного, муниципального имущества. Проверка осуществлена в 30 муниципальных образованиях. Органами КРУ Минфина и Госналогинспекцией проведены ревизии финансово - хозяйственной деятельности Областного комитета по управлению имуществом и Фонда имущества.
Обсуждение результатов проверок на Совете общественной безопасности свидетельствует о наличии серьезных недостатков в данной сфере.
Несмотря на определенный рост в прошедшем году доходов от приватизации, сдачи в аренду государственного, муниципального имущества, дивидендов по акциям, принадлежащим государству, фактическое поступление средств от аренды и приватизации в областной бюджет оказалось значительно ниже ожидаемой суммы.
На местах допускались незаконные способы приватизации, запреты на ее проведение, освобождение от арендной платы, пени, штрафов за несвоевременное перечисление средств.
Установлены многочисленные факты нарушений, предусмотренных законодательством, порядка уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением платежей от приватизации и аренды. Во многих муниципальных образованиях грубо нарушаются сроки перечисления средств, не открыты специальные счета в банках для их зачисления. Вместо перечисления арендной платы в соответствующий бюджет по принадлежности объекта собственности она перечисляется на расчетные счета комитетов по управлению имуществом либо на внебюджетные счета, либо в кассу комитетов с последующим перераспределением иным получателям, в том числе на личные нужды, вплоть до присвоения.
В отдельных городах и районах не были составлены реестры муниципальной собственности либо сведения об объектах собственности и их владельцах являлись неполными и устаревшими.
Наряду с этим в деятельности комитетов по управлению имуществом при заключении договоров аренды допускаются многочисленные нарушения: отсутствует учет договоров, волокита при рассмотрении заявлений арендаторов о перезаключении договоров включение в договоры условий, не соответствующих федеральным и местным правовым актам, необоснованное освобождение от арендной платы, неверное исчисление ее размера, бесконтрольность за соблюдением договоров и, в первую очередь, по оплате, неприменение штрафных санкций к нарушителям, крайне редкое использование мер гражданско - правового характера и т. д., что в итоге способствует несвоевременному взысканию в бюджет значительных сумм либо безвозмездному использованию государственного и муниципального имущества.
Органами власти и управления допускаются факты освобождения от арендной платы не только государственных, муниципальных предприятий и учреждений, но и частных организаций, работающих с прибылью, которые, в свою очередь, сдают в аренду используемые ими помещения.
Распространены факты самостоятельной (без согласия комитетов) сдачи предприятиями и учреждениями в аренду государственного, муниципального имущества, а также субаренды. При этом многими комитетами не проводится проверок использования сданного имущества, соблюдения условий договоров, лишь эпизодически возбуждаются дела в суде по фактам нецелевого использования имущества.
Данные недостатки сопровождаются нарушениями налогового законодательства и в первую очередь неуплатой налога на добавленную стоимость.
Имеются нарушения законности в сфере управления закрепленными в государственной собственности пакетами акций, неудовлетворительна роль представителей государства в органах управления акционерных обществ, нарушаются порядок и сроки перечисления дивидендов по акциям, принадлежащим государству.
Указанные недостатки и нарушения обусловлены прежде всего отсутствием надлежащего контроля со стороны государственных, муниципальных органов по управлению имуществом, налогового и финансового контроля за надлежащим использованием юридическими и физическими лицами государственной, муниципальной собственности, незнанием должностными лицами действующего законодательства, либо недобросовестным отношением к исполнению своих обязанностей, неиспользованием полномочий по выявлению и пресечению правонарушений. В целом по результатам проверок органами прокуратуры приняты меры реагирования: руководителям муниципальных органов внесено 58 протестов и представлений об устранении нарушений закона; по требованию прокуроров в бюджеты добровольно перечислено арендных платежей на сумму более 300 млн. рублей, расторгнуто 11 договоров с арендаторами, ряд договоров перезаключен либо заключен вновь; участвовавшими в проверке финансовыми и налоговыми органами обращено внимание соответствующих должностных лиц на имеющиеся нарушения, при этом доначислено в бюджеты 8,6 млрд. рублей, подготовлено 44 исковых заявления о взыскании средств и признании сделок недействительными. По ряду материалов проверка продолжается, направлены необходимые поручения в ГУВД области, КРУ Минфина и ГНИ по области.
В то же время следует констатировать, что при строгом соблюдении закона как собственниками, так и иными лицами, бюджетные поступления от аренды и приватизации государственного, муниципального имущества могли быть значительно выше.
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Принять к сведению сообщения первого заместителя прокурора Свердловской области Кондратьева Ф. М., начальника Главного управления внутренних дел Свердловской области Краева В. К. о результатах проведенных проверок и принятых мерах реагирования.
2. Признать, что состояние законности в сфере использования средств, полученных от аренды и приватизации государственного и муниципального имущества, проводимая органами государственного управления, контроля и муниципальными образованиями работа в этом направлении являются неудовлетворительными.
3. Правительству области безотлагательно принять дополнительные меры, направленные на полное и своевременное поступление в бюджет средств, полученных от использования государственной собственности, надлежащее управление закрепленными в государственной собственности пакетами акций акционерных обществ.
Обеспечить неукоснительное исполнение Областного закона "Об областном бюджете на 1998 год" по формированию доходов бюджета от аренды и приватизации государственного имущества по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации Свердловской области.
4. Обязать Областной комитет по управлению государственным имуществом устранить имеющиеся недостатки и нарушения в организации данной работы.
4.1. В соответствии с Областным законом "Об управлении государственной собственностью Свердловской области" обеспечить полный и всесторонний учет находящихся и областной собственности зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, включая объекты незавершенного строительства.
В течение второго квартала текущего года подготовить Сводную опись государственной собственности Свердловской области, одновременно внести на рассмотрение в Правительство области программу учета государственной собственности Свердловской области на 1998 - 2000 год.
4.2. В срок до 1 июля т. г. провести полный учет договоров аренды и имеющихся документов о перечислении арендной платы.
Обеспечить своевременное рассмотрение заявлений о заключении и пролонгации договоров аренды государственного имущества.
Организовать дополнительные целевые проверки использования государственной собственности, обратив особое внимание на факты незаконного использования государственного имущества, соблюдение условий договоров аренды в части своевременной оплаты, надлежащее выполнение представителями государства в органах управления акционерных обществ своих обязанностей, в том числе принятия ими мер по устранению задолженности по обязательным платежам, по созыву заседаний органов управления акционерных обществ по досрочному прекращению полномочий соответствующих исполнительных органов, соблюдению порядка и сроков перечисления дивидендов по акциям, принадлежащим государству.
4.3. По всем фактам ненадлежащего исполнения договорных обязательств, несвоевременного и неполного внесения арендных платежей, использования имущества без заключения соответствующих договоров принять незамедлительные меры к взысканию средств (с применением штрафных санкций), расторжению договоров.
4.4. В целом о результатах проведенной работы проинформировать Губернатора и Правительство области к указанному выше сроку.
5. Рекомендовать главам муниципальных образований организовать работу по составлению (изменению) реестров муниципальной собственности, положений об органах по управлению муниципальным имуществом. При этом принять меры по исключению фактов необоснованного безвозмездного использования объектов муниципального имущества, усилению контроля за соблюдением арендаторами условий договоров, своевременным внесением соответствующих платежей.
Провести дополнительную проверку принятых решений органов местного самоуправления по вопросам управления (распоряжения) муниципальным имуществом, распределения и использования средств, поступающих от аренды и приватизации, а также заключенных договоров аренды на предмет соответствия их требованиям федерального и областного законодательства, регулирующего вопросы управления государственной и муниципальной собственностью.
5.1. Считать целесообразным провести в июне - июле месяце текущего года семинар с главами администраций городов и районов, на котором обсудить недостатки и упущения при управлении муниципальным (государственным) имуществом.
Организацию и проведение семинара поручить Правительству области.
6. В целях предотвращения допускаемых правонарушений признать необходимым продолжение органами внутренних дел совместных со специалистами ГНИ, УФСНП, СОКУГИ мероприятий по выявлению и пресечению должностных злоупотреблений, взяточничества, сокрытия доходов от налогообложения при сдаче в аренду и субаренду государственного, муниципального имущества.
6.1. Главному управлению внутренних дел Свердловской области (Краев В. К.) при проведении специализированной комплексной операции "Арендатор", а также Государственной налоговой инспекции по области (Семенихин В. И.) и Главному контролеру - ревизору Министерства финансов РФ по Свердловской области Лобанов С. А. направлять в органы прокуратуры соответствующие материалы для предъявления в суды исковых заявлений о взыскании задолженности, признании недействительными сделок, применения иных мер прокурорского реагирования.
7. Обратиться к прокурору области с предложением провести с участием специалистов КУГИСО, ФИСО и иных органов дополнительные проверки исполнения законодательства при использовании средств, полученных от аренды и приватизации государственного, муниципального имущества, обратив внимание на правомерность расходования арендной платы образовательными учреждениями. О результатах проинформировать Губернатора области в июле 1998 года.
8. Контроль за выполнением мероприятий возложить на секретаря Совета общественной безопасности Ноздрачева И. Ф.
Губернатор
Свердловской области
Э. Э. Россель
Секретарь Совета
общественной безопасности
И. Ф. Ноздрачев