ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 1998 года N 355
Об освоении подземного пространства г. Екатеринбурга
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Главы города Екатеринбурга от 18 июля 2007 года N 3310
____________________________________________________________________
В целях формирования единой градостроительной системы многофункциональных подземных пространств и создания основы для планирования освоения подземного пространства города, постановляю:
1. Утвердить "Концепцию комплексного освоения подземного пространства г. Екатеринбурга", разработанную ЗАО Научно производственный центр "Городские подземные комплексы", согласно приложению 1.
2. Главархитектуре (Вяткин М. Б.) в течение 1998 г. на основе Концепции и в соответствии с заданием (приложение 2) разработать "Программу освоения подземного пространства г. Екатеринбурга до 2005 года" по следующим основным направлениям:
2.1. Комплексное освоение подземного пространства при строительстве метрополитена с созданием социально значимых объектов.
2.2. Строительство подземных гаражей - паркингов (автостоянок) для легковых автомобилей в центрах наибольшего притяжения населения.
2.3. Формирование многофункционального подземного пространства при реконструкции кварталов и освоении новых территорий под жилищное строительство.
2.4. Строительство коммуникационных коллекторов.
2.5. Устройство подземных транспортных сооружений.
2.6. Строительство подуличных переходов.
3. Финансово - бюджетному управлению (Воронов А. Д.) профинансировать по Программе 1998 г. за счет средств, поступающих от земельного налога, в объеме 100 тыс. рублей согласно представленным актам выполненных объемов работ.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Главы города Попова В. В.
Глава города
А. М. Чернецкий
Приложение 1
к Постановлению Главы города
от 12 мая 1998 года N 355
Закрытое акционерное общество
Научно - производственный центр
"Городские подземные комплексы"
Концепция разработана Закрытым акционерным обществом "Научно - производственный центр - Горподземкомплекс".
Исполнители:
Попов А. В., профессор, кандидат архитектуры - Уральская государственная архитектурно - художественная академия и ОАО "УралНИАСцентр";
Половов Б. Д., профессор, доктор технических наук - Уральская горно - геологическая академия;
Пелевин Л. И. - инженер ОАО "Уралгипротранс".
Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен без разрешения ЗАО НПЦ "Горподземкомплекс"
ЗАО НПЦ "Горподземкомплекс", 1997 г.
Общая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Градостроительная ситуация . . . . . . . . . . . . .
2. Цели и задачи подземного
строительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Принципы использования подземного
пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Автотранспортные сооружения . . . . . . . . . . . .
5. Коммуникационные сооружения . . . . . . . . . . . .
6. Комплексное освоение подземного
пространства при строительстве
метрополитена . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7. Социально - экономическая эффективность
использования подземного пространства . . . . . . .
8. Градостроительная эффективность
использования подземного пространства . . . . . . .
9. Выводы и предложения . . . . . . . . . . . . . . . .
В настоящей концепции отражены специфические аспекты освоения подземного строительства и формы реализации проектов, обусловленные градостроительными, природно - климатическими, социально - экономическими и экологическими особенностями крупнейшей на Урале промышленно - селитебной агломерации. Она направлена на создание и освоение подземного пространства по единому градостроительному плану как системы мероприятий, комплексно увязанной с общим генеральным планом города в соответствии с "Правилами застройки города и административно подчиненной территории", утвержденными администрацией города Екатеринбурга в 1995 г., и охватывает самые острые проблемы, отражающие направления градостроительной теории в целом, применительно к местным условиям в соответствии с "Концепцией развития города Екатеринбурга до 2010 г." - Екатеринбургпроект, 1996 г.
В градостроительной практике Среднего Урала и в Екатеринбурге в частности не удалось реализовать идею города как гармоничного единого социально - производственного комплекса. Опережающее формирование жилой застройки без достаточного развития социальной сферы и обслуживающей промышленности привело к снижению уровня комфорта проживания в жилых районах, высокой стоимости инженерной подготовки территорий, нарушению экологического равновесия, не рациональным транспортным потокам. Усиливаются тенденции углубления противоречий между действительными потребностями человека и реальной возможностью их удовлетворения в жилищном строительстве и сервисном обслуживании.
В связи с интенсивным развитием новых форм трудовой деятельности, расширением сфер обслуживания населения, резко возросла интенсивность пассажире - и грузопотоков, возникла потребность в строительстве объектов социальной и производственной инфраструктуры. Особенно остро ощущается недостаток площадей для постоянного и временного паркирования лавинообразно растущего парка легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, что приводит к занятию под стоянки и без того недостаточного количества полос движения городских улиц и существенно снижает их пропускную способность.
В результате продолжительной практики экстенсивного освоения территорий под новое жилищно - гражданское и промышленное строительство практически не осталось земель, благоприятных для дальнейшего территориального развития города. Вместе с тем, значительная часть поверхности территорий селитебных зон занята складскими, подсобно - вспомогательными объектами и металлическими гаражами личного автотранспорта.
В настоящее время инженерные коммуникации города, в основном, стиснуты в тонком приповерхностном слое; многие из них проложены непосредственно под проезжей частью улиц. В этом же слое и в ближайшем его окружении сосредоточены многие природные водные потоки (речки, ручьи, грунтовые воды). Все это значительно осложняет эксплуатацию и ремонт коммуникаций в условиях нарастающей интенсивности дорожного движения, снижает их надежность и срок службы.
Общегосударственные проблемы (изменение социально экономических условий, экология, энергообеспечение и т. п.), преломляясь в специфике региональных условий, обусловливают формирование новой модели архитектурно - пространственной организации среды обитания человека. Возникла острая необходимость пересмотра устаревшей практики застройки нашего города, которая чрезвычайно слабо адаптируется к новым требованиям усиления социальных аспектов регионального развития на фоне демократизации общества в условиях проводимой реформы.
Необходим поиск принципиально новых направлений в градостроительном проектировании и строительстве. Это становится особенно важным, если учесть, что город в течение длительного периода формировался на базе ранее действующей нормативно правовой базы и сегодня многие его социальные и экологические проблемы обусловлены именно этим фактором.
Выход из сложившейся критической ситуации сегодня следует искать в принципиально новых решениях за счет рационального использования городских территорий на основе принципа глубинно пространственного их освоения с широкомасштабным использованием подземного пространства.
Предпосылки для этого обусловлены:
- инженерно - геологическими условиями и особенностями рельефа района строительства;
- высокой потребностью города в новом типе жилища с развитой инфраструктурой обслуживания;
- непрерывно увеличивающейся нагрузкой на транспортные коммуникации города и острой необходимостью устройств для паркирования автотранспорта;
- низкой надежностью существующих инженерных сетей и ограниченным количеством строительства новых магистральных коллекторов;
- высокой относительной стоимостью инженерной подготовки застраиваемых территорий;
- отсутствием попутного строительства подземных городских объектов при сооружении метрополитена.
Мировая и отечественная практика свидетельствует о значительном социальном и градостроительном эффекте использования подземного пространства: по данным НИИПИГенплана в подземном пространстве крупнейшего города может находиться до 70% общего объема гаражей, до 80% - складов, до 50% архивов и хранилищ, до 35% учреждений, НИИ, вузов и др. Подземные транспортные и инженерные коммуникации - единственное радикальное средство, позволяющее решить транспортные и коммунальные проблемы селитебных зон городских агломераций.
Вместе с тем масштабное освоение подземного пространства требует привлечения больших денежных средств, поэтому в градостроительных планах Екатеринбурга и планах финансирования подземного строительства необходимо предусматривать рациональную очередность и комплексность мероприятий по вводу подземных объектов с учетом интеграции муниципальных и частных интересов. Настоящие концептуальные положения должны способствовать текущему планированию проектно - изыскательских и строительных работ, а также созданию благоприятных условий освоения недр Екатеринбурга "на сегодня" и "на перспективу", что позволит успешно решать социальные, экологические, градостроительные и транспортные проблемы нашего города.
2.1. Главной целью подземного строительства при проектировании новых микрорайонов и кварталов города, а также 2-й линии метрополитена, является:
- формирование комфортной жилой среды в крупной городской агломерации за счет создания многофункционального подземного пространства при высокоэффективном использовании городской территории материальных ресурсов и комплексном решении актуальных градостроительных проблем;
- отказ от старой формы мышления - плоскостного проектирования и строительства жилого квартала, города как количественного скопления пространственно разрозненных единичных наземных объектов (жилых домов и элементов инфраструктуры с независимо выполненной от них инженерной подготовкой территории) и переход к формированию высококомфортной жилой среды на основе пространственной организации всей системы объектов застройки как целостного единого организма, включающего в себя жилищный фонд и всю необходимую социально - производственную и инженерную инфраструктуру, создаваемую за счет рационального использования подземного и полуподземного пространства для размещения инженерно транспортных систем помещений производственного, культурно бытового и другого назначения;
- создание единой градостроительной системы многофункциональных подземных пространств, органически связанных с архитектурно - планировочной и транспортно - пешеходной инфраструктурой города на основе их теснейшей интеграции, и целенаправленное строительство подземных сооружений с целью гармоничного развития и объединений наземных зданий и подземных объектов в единую, функционально и композиционно оправданную градостроительно - пространственную структуру, включающую в себя подземные сооружения метрополитена, улично - дорожной сети, жилых районов (вновь строящихся и реконструируемых) и промышленно коммунальных зон, что обеспечит многоплановую градостроительную, социально - экономическую и экологическую эффективность строительства, а также эксплуатацию подземных сооружений.
2.2. Главной задачей подземного строительства в условиях сложившейся застройки является:
- освобождение дневной поверхности земли на селитебных территориях от инженерно - технических, коммунально - складских, подсобно - вспомогательных объектов, гаражей, складов и т. п., что позволит обеспечить качественно новый уровень жизни и комфорта в городе, а также высвободить площади для жилой застройки и объектов социальной инфраструктуры с сохранением памятников истории и культуры и воссозданием исторических ландшафтов;
- увеличение пропускной способности городских улиц за счет размещения в подземном пространстве гаражей - паркингов для легкового транспорта, устройства подземных транспортных развязок в крупных грузопассажирских напряженных узлах, что помимо основной задачи, позволит оздоровить экологическую обстановку в городе, создать благоустроенные озелененные пешеходные пространства;
- увеличение надежности и срока службы инженерных сетей (водопровод, канализация, тепловые и электрические сети и др.) с улучшением условий их эксплуатации за счет сооружения магистральных коллекторов.
3.1. В г. Екатеринбурге прослеживаются следующие основные направления глубинно - пространственной организации городской застройки, с различными вариантами их возможных сочетаний и комбинаций в зависимости от инженерно - геологических и градостроительных условий:
- формирование развитого многофункционального пространства ниже нулевой отметки при освоении под массовую застройку заторфованных территорий с пониженными планировочными отметками, вместо традиционных методов инженерной подготовки территорий, связанных с большими объемами насыпных грунтовых (щебеночных) масс на выторфованных участках;
- создание подземной платформы в виде стилобатной части зданий для социальной и производственной инфраструктуры с максимальным сохранением природного ландшафта при строительстве на активном рельефе;
- формирование многофункционального подземного пространства, специально организуемого для общественного и транспортного обслуживания населения в наиболее напряженных зонах города с критической транспортно - пешеходной ситуацией;
- попутное создание подземных сооружений над перегонными тоннелями и станциями мелкого заложения или рядом с ними с развитием привестибюльных зон и других участков при строительстве метрополитена;
- строительство городских магистральных сетей в проходных коммуникационных коллекторах созданием узлов обслуживания и ремонта.
3.2. По схеме глубинно - пространственного решения подземные сооружения в системе города могут быть:
- в виде подземной платформы - стилобатной части зданий, образуемой при застройке объектов коммунально - промышленных зон и жилых кварталов города;
- в виде самостоятельных подземных сооружений, связанных с другими подземными объектами или расположенных автономно;
- в виде специализированных транспортных и коммуникационных тоннелей с совмещением в них функций объектов попутного обслуживания, парковки автотранспорта, складов и др.
3.3. Наиболее широкое развитие в г. Екатеринбурге должно получить подземное строительство при застройке и реконструкции жилых кварталов с устройством подземных сооружений в виде стилобатной части с вертикальным зонированием функциональных групп помещений для объектов общественного и коммунально - бытового обслуживания, гаражей - паркингов автотранспорта, прокладки коммуникационных тоннелей.
3.4. Строительство стилобата, представляющего собой многофункциональное подземное и полуподземное пространство, включая инженерное обустройство территории, должно опережать жилищное строительство и тем самым полностью гарантировать высококомфортную среду проживания на любом этапе строительства.
Такие решения являются наиболее целесообразными для площадок с мощными отложениями торфа, на территориях с пониженными отметками земной поверхности и на участках с активным рельефом.
3.5. При строительстве стилобатной части на городских территориях:
- все технические коммуникации прокладываются в тоннелях, выполняемых как часть единой конструктивной системы, многие элементы которой несут функциональную нагрузку соседних помещений;
- транспортные и пешеходные потоки устраиваются в разных уровнях с возможностью организации одностороннего движения для всего района;
- предусматривается объединение пешеходных и торговых зон, а основные потоки людей должны отделяться от транспорта и проходить по системам коридоров, организуемых как пешеходные улицы по всей территории микрорайона вдоль предприятий обслуживания, торговли, мастерских;
- поверхность стилобата, свободная от жилой и других видов застройки, используется под благоустройство.
3.6. При планировании подземного строительства в Екатеринбурге должны выдерживаться следующие требования:
- жесткая увязка с генеральным планом развития города;
- рациональное использование городских земельных ресурсов;
- поэтапность освоения подземного пространства: на первом этапе должны строиться объекты, обеспечивающие резкое улучшение экологической и транспортной обстановки и дающие высокий социально - экономический эффект; второй этап освоения может включать строительство подземных автомобильных развязок, тоннелей, культурно - административных и промышленных комплексов;