СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
от 18 марта 1998 года N 15-ОЗ
О внесении изменений и дополнений в Областной закон
"О референдуме в Свердловской области"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 30 апреля 2006 года на основании
Закона Свердловской области от 17 апреля 2006 года N 20-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят
Областной Думой
Законодательного Собрания
Свердловской области
3 марта 1998 года
Одобрен
Палатой Представителей
Законодательного Собрания
Свердловской области
11 марта 1998 года
Статья 1
Внести изменения и дополнения в Областной закон "О референдуме в Свердловской области" (Областная газета, 1997, 27 июня, N 95), изложив его в следующей редакции:
"О референдуме в Свердловской области
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Референдум в Свердловской области
1. В соответствии c Уставом Свердловской области на ее территории могут проводиться областной и местные референдумы. Референдум в Свердловской области является одной из форм высшего непосредственного выражения власти народа. В Свердловской области гарантируются свободное волеизъявление граждан на референдуме, защита демократических принципов и норм права на участие в референдуме.
2. Областной референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Свердловской области, по проектам областных законов, по действующим областным законам и другим наиболее важным вопросам общественной жизни областного значения.
Областной референдум проводится на всей территории Свердловской области.
3. Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, по вопросам местного значения. Местный референдум не проводится, если уставами муниципальных образований принятие решений местного значения предусматривается общими собраниями (сходами) граждан, проводимыми в соответствии с областным законом.
4. В настоящем Областном законе также используются следующие основные понятия:
1) агитация по вопросам референдума - деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума проводить референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;
2) комиссии референдума - коллегиальные органы, формируемые (образуемые) в порядке и сроки, которые установлены федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение референдумов в Российской Федерации;
3) право на участие в референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, в том числе голосовать по проектам законов и нормативных правовых актов, действующим законам и нормативным правовым актам, другим вопросам государственного и местного значения, находящимся соответственно в ведении Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Статья 2. Основные принципы референдума
1. Референдум в Свердловской области проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании.
2. В референдуме имеют право принимать участие все граждане Российской Федерации, проживающие на территории Свердловской области (областной референдум) или на территории соответствующего муниципального образования (местный референдум), достигшие на день проведения референдума 18 лет.
Не имеют права принимать участие в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда.
3. Все граждане участвуют в референдуме на равных основаниях, каждый участник референдума имеет один голос.
4. Участие в референдуме осуществляется на добровольной основе, голосование производится лично и свободно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
5. Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума, рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению областного и местного референдума, органами государственной власти Свердловской области, другими государственными органами и органами местного самоуправления муниципальных образований открыто и гласно.
Статья 3. Законодательство о референдуме в Свердловской
области и контроль за его соблюдением
1. Законодательство о референдуме в Свердловской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав Свердловской области, уставы муниципальных образований Свердловской области, настоящий Областной закон, а также иные федеральные и областные законы.
2. В осуществлении контроля за соблюдением законодательства о референдуме имеют право участвовать представители средств массовой информации, представители соответствующих (уровню референдума) областных или территориальных отделений политических партий, общероссийских, межрегиональных и областных общественных объединений, а также их территориальных отделений, уставы которых предусматривают участие в проведении выборов и зарегистрированы Управлением юстиции Свердловской области не позднее чем за шесть месяцев до дня назначения референдума.
Статья 4. Вопросы, выносимые на референдум
1. На референдум может быть вынесен любой вопрос (вопросы), имеющий важное общественное значение, в том числе о внесении изменений в Устав Свердловской области, кроме тех, вынесение которых запрещено Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. На областной референдум в обязательном порядке согласно Уставу Свердловской области выносятся вопросы:
1) изменения статуса Свердловской области, а также ее разделения или объединения с другими субъектами Российской Федерации;
2) изменения границ Свердловской области, влекущие изменение ее территории.
3. Вопросы, выносимые на референдум, не могут ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, а также конституционные гарантии их реализации.
4. На областной и местный референдум в соответствии с федеральным законодательством не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о формировании состава органов государственной власти Свердловской области или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления;
3) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
4) принятия и изменения областного либо местного бюджета, исполнения или изменения внутренних финансовых обязательств Свердловской области или соответствующего муниципального образования;
5) введения, изменения и отмены федеральных, областных либо местных налогов и сборов, а также освобождение от их уплаты;
6) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
5. На областной референдум не могут быть вынесены вопросы изменения статуса, границ отдельных муниципальных образований.
6. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
Статья 5. Обстоятельства, исключающие проведение референдума
1. Референдум не может быть проведен в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного в Российской Федерации в целом или на территории Свердловской области либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после его отмены.
2. Повторный областной или местные референдумы не проводятся в течение двух лет после опубликования результатов прошедшего референдума с аналогичной по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса, выносимого на голосование.
Статья 6. Финансирование референдума
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением областного или местного референдума, осуществляется за счет средств областного или местного бюджета.
Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 7. Инициатива проведения референдума
1. Инициатива проведения областного референдума принадлежит:
1) гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Свердловской области, составляющим не менее 2 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в областном референдуме;
2) представительным органам местного самоуправления не менее чем одной трети муниципальных образований Свердловской области;
3) палатам Законодательного Собрания Свердловской области;
4) губернатору Свердловской области.
2. Инициатива проведения местного референдума в Свердловской области принадлежит:
1) гражданам, составляющим не менее 2 процентов от числа граждан, проживающих на территории муниципального образования, имеющих право на участие в референдуме;
2) представительному органу местного самоуправления конкретного муниципального образования;
3) главе муниципального образования;
4) органам государственной власти Свердловской области в случаях, предусмотренных главой VII настоящего Областного закона.
3. В период между принятием решения о проведении областного (местного) референдума и официальным опубликованием его результатов субъекты, поименованные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не могут выступать с инициативой о проведении нового областного (местного) референдума.
Статья 8. Порядок реализации инициативы граждан
о проведении референдума
1. Каждый избиратель или группа избирателей, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек для проведения областного референдума и не менее 10 человек для проведения местного референдума.
Правом образования инициативной группы обладают также общественные объединения, уставы которых предусматривают участие данного общественного объединения в выборах и их соответствующие (уровню референдума) отделения, зарегистрированные Управлением юстиции Свердловской области не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения с инициативой проведения референдума. В этом случае руководящий орган общественного объединения либо руководящий орган его местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.
Решение об образовании инициативной группы, количестве ее членов и персональном составе принимается участниками собрания группы граждан в порядке, предусмотренном решением этого собрания, или руководящим органом общественного объединения в порядке, предусмотренном его уставом.
Количество участников собрания по образованию инициативной группы для проведения областного референдума должно быть не менее 50, а местного - не менее 25 человек.
Заявление о проведении собрания (заседания руководящего органа общественного объединения) по выдвижению инициативы проведения референдума и образованию инициативной группы подается в письменной форме в избирательную комиссию Свердловской области и главе муниципального образования не позднее чем за десять дней до дня его проведения.
В заявлении указываются дата, место и время проведения мероприятия по выдвижению инициативы проведения референдума и образованию инициативной группы, предполагаемое количество его участников, фамилии, имена, отчества организаторов, даты их рождения, адреса мест жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа (военный билет для лиц, проходящих срочную службу, удостоверение личности военнослужащего, справка установленной формы) каждого из них, дата подачи заявления.
2. Инициативная группа по проведению областного референдума обращается в избирательную комиссию Свердловской области, а местного референдума - в представительный орган местного самоуправления с ходатайством о ее регистрации.
В ходатайстве инициативной группы указываются:
1) формулировка вопроса (вопросов) либо текст законопроекта, проекта иного нормативного акта, предлагаемого для вынесения на референдум;
2) муниципальные образования Свердловской области (при областном референдуме) или городские и сельские населенные пункты (при местном референдуме), на территориях которых предполагается сбор подписей;
3) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории предлагаемого референдума.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания о выдвижении инициативы проведения референдума с данными о регистрации его участников (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа и подпись участника собрания). Протокол подписывается председателем и секретарем собрания и заверяется печатью общественного объединения или печатью организации, где проводилось собрание, или печатью домоуправления, если собрание проводилось по месту жительства граждан, образовавших инициативную группу.
3. Избирательная комиссия Свердловской области и представительный орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения документов устанавливают соответствие ходатайства требованиям настоящего Областного закона, принимают решение о регистрации инициативной группы и выдают свидетельство о регистрации (приложение 1). После принятия решения о регистрации инициативной группы она не вправе менять формулировку вопроса, предлагаемого на референдум, или вносить иные вопросы.
4. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума для вынесения на голосование, не отвечает указанным в настоящем Областном законе требованиям, избирательная комиссия Свердловской области, представительный орган местного самоуправления могут согласовать с инициативной группой по проведению референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума.
5. О регистрации инициативной группы и вопросах, предлагаемых на областной референдум, избирательная комиссия Свердловской области в трехдневный срок извещает губернатора Свердловской области и палаты Законодательного Собрания Свердловской области.
Представительный орган местного самоуправления о регистрации инициативной группы и вопросах, предлагаемых на местный референдум, в трехдневный срок извещает главу муниципального образования и избирательную комиссию Свердловской области.
6. Основанием отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть нарушение Устава Свердловской области (устава муниципального образования) и настоящего Областного закона.
При отказе в регистрации инициативной группе выдается мотивированное решение, которое может быть обжаловано в суд.
7. Получение регистрационного свидетельства является основанием для сбора подписей в поддержку инициативы проведения областного или местного референдума. Регистрационное свидетельство действительно соответственно в течение двух (одного) месяцев при проведении областного (местного) референдума. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
8. Подписи собираются путем заполнения подписных листов (приложение 2), содержащих формулировку вопроса (вопросов), который предлагается вынести на референдум.
Гражданин, поддерживающий инициативу проведения референдума, собственноручно проставляет в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, указывая при этом свою фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.
9. После окончания сбора подписей, но не позднее срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает общее число подписей, а также число подписей по каждому муниципальному образованию (населенному пункту) и составляет итоговый протокол (приложение 3).
Количество подписей в поддержку инициативы проведения областного или местного референдума должно быть не менее 2 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в областном или местном референдумах. Предельное количество представляемых подписей не должно превышать установленное в настоящем пункте количество подписей более чем на 5 процентов.