Недействующий


СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

от 9 января 1998 года N 4-ОЗ

Об обращениях граждан

____________________________________________________________________
Утратил силу с 2 апреля 2006 года на основании
Закона Свердловской области от 20 марта 2006 года N 13-ОЗ
____________________________________________________________________


   Принят Областной Думой
                                         Законодательного Собрания
                                              Свердловской области
                                              16 декабря 1997 года



Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Областным законом

1. Настоящий Областной закон на основе законодательства Российской Федерации и Свердловской области регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан Российской Федерации на обращения в органы государственной власти Свердловской области и к их должностным лицам, в органы местного самоуправления муниципальных образований и к должностным лицам органов местного самоуправления, в органы территориального общественного самоуправления, а также в органы управления организаций, находящихся на территории Свердловской области, и к их руководителям (далее -органы и должностные лица), в связи с признанием, соблюдением, защитой прав, свобод и законных интересов граждан.

2. Действие настоящего Областного закона не распространяется на следующие обращения граждан:

1) обращения, связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;

2) обращения, рассматриваемые в порядке уголовного, гражданского, арбитражного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях;

3) обращения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, а законодательством Свердловской области -к компетенции Уставного Суда Свердловской области;

4) обращения, направляемые Уполномоченному по правам человека Российской Федерации и Уполномоченному по правам человека Свердловской области;

5) обращения, вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, регулируемых федеральным законодательством, их уставами и положениями;

6) запросы в архивы;

7) иные обращения, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен специальный порядок рассмотрения.

3. Депутаты Законодательного Собрания Свердловской области и представительных органов местного самоуправления муниципальных образований рассматривают обращения граждан в порядке, установленном соответствующими законами Свердловской области.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Областном законе

1. Обращения граждан -индивидуальные или коллективные предложения, заявления, жалобы, ходатайства, изложенные в письменной или устной форме.

2. В настоящем Областном законе используются следующие основные понятия:

1) предложения -обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально -культурной и других сфер деятельности общества и государства;

2) заявления -обращения граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Свердловской области;

3) жалобы -обращения граждан с требованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов либо должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или законных интересов;

4) ходатайства -письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод;

5) коллективные обращения граждан -обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях;

6) повторные обращения граждан -обращения, поступившие от одного и того же лица (группы лиц) по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный федеральным и областным законодательством для рассмотрения данного обращения срок или обратившийся не согласен с принятым по его обращению решением;

7) анонимные обращения -обращения, не содержащие сведений, по которым можно установить личность (личности) обратившихся граждан.

Статья 3. Право граждан на обращения

1. Граждане Российской Федерации (далее -граждане) в соответствии с настоящим Областным законом вправе лично или через своих представителей обращаться:

1) в палаты Законодательного Собрания Свердловской области и к их должностным лицам;

2) к Губернатору Свердловской области, в Правительство Свердловской области, иные органы исполнительной власти Свердловской области и к их должностным лицам;

3) в органы местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области и к должностным лицам местного самоуправления;

4) в органы территориального общественного самоуправления и к их руководителям;

5) в органы управления организаций и к их руководителям;

6) в иные органы и к иным должностным лицам, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов.

2. Органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований обязаны в доступной форме информировать граждан об органах и должностных лицах, рассматривающих обращения граждан, об их компетенции и порядке работы по обращениям граждан.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Свердловской области, пользуются правом на обращения, определенным настоящим Областным законом, наравне с гражданами Российской Федерации кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Свердловской области, а также международными договорами Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 4. Основные принципы деятельности органов и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан

Основными принципами деятельности органов и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан являются:

1) защита прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка;

2) обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их пола, возраста, национальности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

3) своевременность и объективность рассмотрения обращений граждан.

Статья 5. Язык производства при рассмотрении обращений граждан

Рассмотрение обращений граждан ведется на русском языке.  

Глава II. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Статья 6. Обязанность органов и должностных лиц рассматривать
обращения граждан и принимать по ним решения

1. Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в обращениях граждан вопросов, обязаны своевременно и по существу рассматривать обращения и принимать по ним обоснованные решения в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящим Областным законом и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.

2. Органы и должностные лица при рассмотрении обращений граждан обязаны:

1) в случае необходимости предложить обратившемуся лицу предоставить дополнительные документы, а также принимать другие меры в пределах своей компетенции для объективного разрешения вопроса;

2) систематически контролировать состояние дел по рассмотрению обращений граждан, принимать меры к устранению причин, вызывающих поступление повторных обращений граждан;

3) сообщать гражданам, подавшим письменные обращения, в письменной, а устные обращения -в устной форме о решениях, принятых по обращениям, а в случае их отклонения указывать мотивы;

4) обеспечить своевременное и правильное исполнение принятых по обращениям граждан решений;

5) разъяснять порядок обжалования принятых решений.

3. Органы и должностные лица обязаны:

1) систематически обобщать обращения граждан с целью изучения общественного мнения, совершенствования своей работы, своевременного выявления и устранения причин нарушения прав и законных интересов граждан;

2) в случае необходимости истребовать документы от соответствующих органов и должностных лиц, а также принимать другие меры в пределах своей компетенции для объективного разрешения вопроса.

Статья 7. Подведомственность дел по обращениям граждан и адресаты обращений граждан

1. Граждане подают свои обращения органам и должностным лицам в соответствии с их компетенцией.

2. В том случае, если обращения не подведомственны органу или должностному лицу, они адресуются органом или должностным лицом, к которым поступило обращение, в пятидневный срок со дня поступления органу или должностному лицу, к компетенции которого относится решение поставленных в них вопросов. Обратившимся гражданам в письменном ответе в трехдневный срок со дня передачи обращения по подведомственности сообщается, кому направлены на рассмотрение их обращения.

На личном приеме гражданам разъясняется, куда им следует обратиться.

3. В целях своевременного рассмотрения обращений граждан:

1) предложения, заявления, ходатайства подаются в те органы и тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится их рассмотрение;

2) жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица, чьи действия или решения обжалуются;

3) жалобы на действия (бездействие) и решения органов управления организаций и их должностных лиц, не имеющих своих вышестоящих органов и должностных лиц, подаются в органы государственной власти Свердловской области или в органы местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области в соответствии с их компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Свердловской области;

4) жалобы на действия (бездействие) и решения органов территориального общественного самоуправления и их должностных лиц подаются в органы или должностным лицам местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области в соответствии с их компетенцией;

5) ходатайства подаются в случаях и по вопросам, прямо установленным законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

4. Запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам и должностным лицам, действия (бездействие) и решения которых обжалуются.

5. Споры о подведомственности обращений граждан разрешаются вышестоящим органом или должностным лицом либо в судебном порядке.

Статья 8. Доказательства по обращениям граждан

1. При подаче обращений гражданами в случае необходимости должны быть представлены доказательства или указано место их нахождения.

2. Доказательствами являются любые достоверные фактические данные, на основании которых орган либо должностное лицо, рассматривающие обращения граждан, устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования, содержащиеся в обращении, и иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения соответствующего обращения.

3. Доказательства представляются гражданами, подавшими обращение. Доказательства могут представляться также и иными лицами, заинтересованными в принятии решения по обращению.

4. Если представленные доказательства недостаточны, органы или должностные лица, рассматривающие обращение, предлагают гражданам представить дополнительные доказательства или собирают их по собственной инициативе в соответствии со своей компетенцией.

5. Обстоятельства, которые признаны общеизвестными, не доказываются.

6. Факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, не подлежат повторному доказыванию.

Статья 9. Обязанность органов и должностных лиц представлять письменные доказательства

Органы и должностные лица по официальным запросам обязаны представлять документы и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения обращений граждан в качестве доказательств, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 10. Основания оставления обращений граждан без рассмотрения

1. Органы и должностные лица вправе оставить обращения граждан без рассмотрения в случаях:

1) подачи анонимных обращений;

2) обращения граждан с просьбой о толковании законодательства Российской Федерации и Свердловской области;

3) подачи обращений, на которые не распространяется действие настоящего Областного закона.

2. В случае оставления обращений граждан без рассмотрения на основании подпунктов 2, 3 пункта 1 настоящей статьи в порядке, определяемом настоящим Областным законом, обратившиеся граждане извещаются об органе или должностном лице, в компетенцию которого входит рассмотрение данного обращения граждан.

3. Извещение граждан об оставлении их обращений без рассмотрения осуществляется в трехдневный срок со дня регистрации обращений.

Статья 11. Последствия оставления обращения граждан без рассмотрения

После устранения условий, послуживших основанием для оставления обращений граждан без рассмотрения, заинтересованные граждане вправе вновь обратиться к органам или к должностным лицам.

Статья 12. Устные обращения граждан

1. Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны или установлены.

2. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.

3. В отдельных случаях, ввиду сложного характера вопросов, поставленных в устных обращениях, либо необходимости дополнительной проверки изложенных в них фактов, должностные лица дают соответствующие распоряжения в порядке подчиненности.

4. Устные обращения граждан регистрируются немедленно по поступлении и в случае необходимости ставятся на контроль органом или должностным лицом, принявшим дело по обращению к производству.

5. Результаты рассмотренных по существу устных обращений граждан доводятся до сведения заинтересованных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 13. Письменные обращения граждан

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»