Действующий

Об утверждении программы основных направлений охраны окружающей среды и природных ресурсов в Свердловской области на 1996-1999 годы

Раздел IV.
ДИРЕКТИВНО-КОНТРОЛЬНЫЕ
ЗАДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМ-ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ ПО ДОСТИЖЕНИЮ НОРМАТИВОВ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ
ВЫБРОСОВ И СБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
В ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДНУЮ СРЕДУ

1. Директивно-контрольные задания разработаны в рамках двух основных механизмов государственного регулирования природопользования: механизма нормирования качества окружающей природной среды и экономического механизма охраны окружающей природной среды. Задания устанавливаются всем природопользователям Свердловской области вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности, в том числе муниципальным предприятиям, военным и оборонным объектам.

2. Директивно-контрольными заданиями для всех природопользователей Свердловской области устанавливаются:

- сроки достижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ (ПДВ и ПДС);

- порядок утверждения природопользователями ежегодных лимитов выбросов и сбросов;

- порядок применения к природопользователям мер принуждения к выполнению директивно-контрольных заданий и мер стимулирования природоохранной деятельности.

3. Предприятиям-природопользователям, являющимся основными источниками загрязнения окружающей природной среды в Свердловской области, для которых достижение нормативов ПДВ и ПДС связано со значительными затратами финансовых средств, структурной перестройкой производства, длительными сроками выполнения природоохранных мероприятий, устанавливаются сроки достижения нормативов согласно приложению 1.

Остальные предприятия-природопользователи Свердловской области обязаны достичь нормативов ПДВ и ПДС в течение 4-летнего периода, начиная с 1996 года.

Конкретный срок достижения нормативов ПДВ и ПДС в рамках указанного периода для этих предприятий устанавливается при утверждении нормативов ПДВ и ПДС специально уполномоченными органами с учетом категорийности предприятий и результатов выполнения каждым из них ранее утвержденных мероприятий.

4. Ежегодные лимиты выбросов и сбросов предприятиям, имеющим утвержденные нормативы ПДВ и ПДС, устанавливаются по этим нормативам.

Для предприятий-природопользователей, не имеющих утвержденных нормативов ПДВ и ПДС, предельно допустимой величиной выбросов и сбросов считается их нулевое значение, и с 1996 года вводится особый порядок установления лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Начиная с года, на который у предприятия отсутствуют утвержденные нормативы, ему производится ежегодное уменьшение лимитов следующим образом:

- на 1-й год отсутствия нормативов лимит снижается на 30% по отношению к лимиту предыдущего года, принимаемому в качестве расчетной базы;

- на 2-й год лимит снижается на 60% по отношению к расчетной базе.

Начиная с третьего года отсутствия у предприятия нормативов и в последующий период, вплоть до утверждения нормативов, вся масса выбросов и сбросов считается сверхнормативной.

5. Установление природопользователями лимитов по схеме их равномерного ежегодного уменьшения осуществляется с одновременным утверждением им планов по выполнению неотложных природоохранных мероприятий, направленных непосредственно на снижение выбросов и сбросов. При этом разрешение на выброс и сброс загрязняющих веществ выдается ежегодно сроком на 1 год - на год установления лимита и выполнения неотложных природоохранных мероприятий.

6. Установление и корректировка лимитов выбросов и сбросов предприятиям, с утверждением директивно-контрольных заданий и сроков достижения нормативов ПДВ и ПДС, осуществляется на основе:

- ранжирования территорий по степени экологического риска с учетом токсической и биологической нагрузки на популяцию;

- выбора, с учетом дозовых нагрузок, приоритетных загрязнителей окружающей среды;

- расчетов и оценки риска приоритетных экотоксикантов для отдельных групп населения.

7. Природопользователи обязаны обеспечивать достижение установленных нормативов ВСВ и ВСС, ПДВ и ПДС как по установленным величинам валовых выбросов и сбросов, так и по концентрациям загрязняющих веществ в выбросах и сбросах по каждому источнику загрязнения.

8. Всем предприятиям-природопользователям области устанавливается директивное задание по выводу населения из санитарно-защитных зон. Конкретный срок организации зон устанавливается при утверждении предприятию нормативов ПДВ с учетом заключения или оценки областного центра санитарно-эпидемиологического надзора о степени влияния выбросов данного предприятия на состояние здоровья людей.

На период достижения нормативов ПДВ вступает в действие экономический механизм по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, проживающих в этих зонах, в связи с экологическими и санитарными правонарушениями, установленный Постановлением Главы администрации Свердловской области от 29.09.94 N 487.

9. Все предприятия-природопользователи обязаны представлять ежегодно отчет о выполнении контрольно-директивных заданий.

Непредставление, несвоевременное представление или искажение установленной отчетности считается экологическим правонарушением с применением к нарушителю предусмотренных законодательством мер ответственности.

    

10. Предприятиям-природопользователям, выполняющим приоритетные для области природоохранные мероприятия в соответствии с приложением 2, а также мероприятия по организации санитарно-защитных зон, внедрению экологически чистых технологий, выпуску экологически чистой продукции, в том числе пищевых продуктов, строительных материалов и товаров народного потребления, оказывается в установленном порядке экономическая поддержка на областном уровне.

Решение о экономической поддержке принимается Правительством области на основе анализа экономического и экологического состояния предприятия, соответствующих перспектив развития, т. е. на основе экологического аудирования и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

11. В случае несвоевременной или неполной реализации принятых решений об оказании мер экономической поддержки предприятию на муниципальном, областном или федеральном уровнях допускается соответствующее пролонгирование сроков достижения нормативов ПДВ и ПДС, установленных настоящей Программой.

12. Допускается продление действия установленных ранее природопользователю нормативов временно согласованных выбросов и сбросов (ВСВ и ВСС), если используемые технологии передового отечественного и мирового уровня не обеспечивают достижения нормативов ПДВ и ПДС. Решение о соответствии применяемой технологии и оборудования передовому уровню принимается на основе заключения государственной экологической экспертизы.

Решение о продлении действия нормативов ВСВ и ВСС принимается Правительством Свердловской области с учетом медико-биологических и социально-экономических факторов.