Практически 100% образовательных учреждений в 1994-95 учебном году реализовали свое право самостоятельно формировать вариативную часть БУП и определились с выбором школьного компонента. Экспресс-опросы в территориях показали, что учащиеся и их родители, как правило, не знают, какие же предметы введены в учебный план с учетом их образовательных потребностей.
Большинство руководителей и педагогов ОУ результатом своей деятельности по-прежнему считают ЗУН по своему предмету, о чем свидетельствуют и результаты итоговой аттестации, которая так и не стала механизм выявления результата образования в его региональном аспекте (уровень образованности, личностной зрелости и др.). Представление в департамент 88 программ к сертификации, безусловно, отражает положительную тенденцию в развитии творческой инициативы педагогов. Однако ни одна программа в своей основе не ориентирована на прогностическую модель выпускника образовательного учреждения, нет ориентации на результат образования в его региональном аспекте, т. е. нет глубинного осознания и принятия идеологии БУП.
БУП сыграл роль катализатора в формировании единых образовательных комплексов территорий, т. к. его внедрение обострило проблему оптимального использования ресурсов (кадровых, программно - методических и др.).
В соответствии с задачами внедрения БУП в области оценка состояния управления процессом на уровне департамента образования следующая:
- задачи по научно-методическому,
организационно-содержательному обеспечению реализованы полностью;
- информационному, экспертному, научно-методическому, кадровому - частично;
- задачи по нормативно-правовому обеспечению реализованы частично.
О недостаточности нормативно-правового обеспечения БУП говорят и многочисленные факты взимания платы с родителей за ведение тех или иных предметов, что является нарушением прав ученика, его родителей как налогоплательщиков.
В большинстве территорий задачи информационного обеспечения внедрения БУП не реализованы, а отсутствие системы выявления образовательных потребностей учащихся отразилось на качестве формирования учебных планов образовательных учреждений. Состояние наполнения БУП иллюстрируется следующей диаграммой.