Настоящий доклад отражает проблему, рассмотренную на годичном совещании (апрель 1995) руководителей муниципальных органов управления образования и образовательных учреждений, состояние которых соответствует очередному этапу реализации программы развития регионального образования. Основу общей стратегии осуществления программы 1995 года составили координационные проекты: "Комплекс", "Округ", "Педагог"; проблемные: "Содержание", "Дополнительное образование", "Качество", "Маркетинг", "Финансы", "Ресурсы".
Региональный доклад состоит из трех частей.
В первой главе дается характеристика внешней среды, которая оказывает объективное влияние на функционирование системы образования, а также обобщенный анализ условий, влияющих на формирование образовательных потребностей.
Во второй главе рассмотрены условия функционирования системы образования Свердловской области и ее потенциал в решении проблемы формирования и удовлетворения образовательных потребностей.
В третьей главе представлено состояние формирования образовательных потребностей каждой ступени образования.
Проблема, поднимаемая в региональном докладе 95 года, в течение текущего периода находилась в центре внимания Департамента образования, органов управления образованием города и районов, образовательных учреждений, что позволило выверить и скорректировать подходы и понимание проблемы образовательных потребностей в современных условиях. Наиболее глубоко это нашло отражение в докладе Департамента образования на апрельском совещании и ряде других материалов.
"Из двух подходов к образованию - бытового и профессионального - возникает проблема формирования образовательных потребностей, предполагающая наличие нескольких субъектов: самих детей и их родителей, потенциальных работодателей в лице различных предприятий, а также местные власти, озабоченные правильным функционированием инфраструктуры. Задача учебного заведения достаточно сложна: мы должны синтезировать позиции всех субъектов. Важнейшая роль принадлежит и самому учебному заведению, которое является представителем общества. Выступая мостом между ушедшими, живущими и грядущими поколениями, именно образовательное учреждение должно удержать планку памяти, уровень достигнутого человечеством и работать на опережение.
Это работа на перспективу и означает в образовании создание прочного фундамента будущей самоаналитической, самообразовательной и образовательной потребности человека."
Региональный доклад, освещая сегодняшнее состояние политики в области образования, обеспечивает системное видение, необходимое для координации процессов стратегического планирования для всех субъектов, оказывающих влияние на развитие сферы образования Свердловской области.
Главная задача РД - информирование Правительства Свердловской области, областной Думы, муниципальных органов управления образования, образовательных учреждений различных типов и форм собственности, учреждений и организаций, оказывающих образовательные услуги, общественности, гражданналогоплательщиков.