Одной из приоритетных тенденций развития системы образования в Свердловской области является процесс ее адаптации к формирующимся в обществе рыночным отношениям. Развитие региональной образовательной системы должно опираться в первую очередь на содержание и формы проявления образовательных потребностей населения, особенно молодежи. От знания образовательных потребностей зависят темп и своеобразие процессов регионализации и интеграции образования.
Изучением образовательных потребностей на территории области занимаются около 20 крупных и мелких исследовательских коллективов (ИРРО, УрГУ, УППУ, УГПУ, Институт экономики УрО РАН, УИНХ, Институт философии и права УрО РАН, НТГПИ и другие).
Удовлетворенность обучением - индивидуальная субъективная оценка, отражающая характер образовательных возможностей и качество преподавания в учебных заведениях. Она может быть обнаружена и зафиксирована только в результате массовых опросов. По итогам исследования "Потребности населения Свердловской области в образовательных услугах" (Екатеринбург, УрГУ, 1995) можно привести следующие данные, касающиеся выпускников школ.