+--------------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦Областной¦ Крупный ¦ Средний и¦ Село ¦
¦ ¦ ¦центр ¦ город ¦ малый ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ город ¦ ¦
+---+----------------+---------+---------+----------+----------¦
¦ 1 ¦Государственное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ (бесплатное) ¦ 23.7 ¦ 23.5 ¦ 30.3 ¦ 25.8 ¦
+---+----------------+---------+---------+----------+----------¦
¦ 2 ¦Частное ¦ 29.4 ¦ 30.5 ¦ 33.2 ¦ 30.1 ¦
¦ ¦(платное) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+---------+---------+----------+----------¦
¦ 3 ¦Государственное ¦ 46.8 ¦ 46 ¦ 36.5 ¦ 44.1 ¦
¦ ¦с дополнительной¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оплатой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------------------+
Гипотетический характер вопроса исключал материальные причины отрицания платных форм обучения. Но при таких предполагаемых обстоятельствах приоритет государственных форм обучения (с платными дополнительными услугами или без них) все же несомненен.
Опираясь на результаты социологического исследования, в котором приняли участие учащиеся 8-11 классов и ПТУ, проживающие в областном центре, можно описать основные направления изменений потребностей молодежи в профессиональном образовании.
Результаты опроса учащихся общеобразовательных школ относительно тех сфер занятости, где они могли бы (на их взгляд) реализовать себя, сгруппированные по базовым, с точки зрения рыночной экономики, сферам, выглядят следующим образом:
бизнес, коммерция, банковское дело - 28,2%
отрасли духовного производства (наука, - 18,5%
культура, образование)
отрасли социальной инфраструктуры - 18,1%
(здравоохранение, спорт, бытовое
обслуживание, торговля, общественное
питание)
Что касается причин выбора той или иной специальности, то они явились достаточно прогнозируемыми: школьники предпочитают те профессии, которые требуют от них меньшей по времени и затраченным усилиям профессиональной подготовки, но обеспечат большее материальное благополучие.
Готовясь к продолжению учебы в учреждениях профессионального образования, три четверти опрошенных хотели бы еще в школе получить некоторую дополнительную к общеобразовательной программе подготовку, которая облегчила бы им поступление в соответствующее учебное заведение или дала бы возможность приобрести элементарные навыки профессиональной деятельности.
Причем пожелания школьников относительно дополнительной (помимо общеобразовательной) подготовки распределились следующим образом:
максимальное количество опрошенных (45%) хотели бы углубленного изучения в школе соответствующих предметов и дисциплин, которые необходимо будет сдавать при вступительных экзаменах и изучать в выбранном учреждении профессионального образования;
21% опрошенных предпочли бы прослушать дополнительные курсы и дисциплины;
9% видят необходимость в приобретении соответствующих навыков работы, которые можно получить в учебно-производственном комбинате;
четвертая часть опрошенных (около 25%) ограничилась пожеланиями получения дополнительной и более подробной информации об учебных заведениях профессионального обучения и предлагаемых ими профессиях и специальностях.
Социальный заказ родителей учащихся, отражающий содержание образовательных потребностей (по данным последних исследований), выглядит следующим образом (см. таблицы).
Образовательные услуги, оказываемые в пределах программы государственного стандарта и предоставляемые бесплатно, по мнению родителей, необходимо пересмотреть в плане увеличения времени на изучение предметов, обеспечивающих функциональную грамотность современного человека: иностранного языка, информатики и вычислительной техники, русского языка.