В настоящее время система профессионального образования нашей области имеет в своей структуре 133 образовательных учреждений (в том числе 36 профессиональных лицеев), в которых обучается свыше 62 тысяч учащихся.
Положение об учреждении НПО Свердловской области включает требования к деятельности учебных заведений начального профессионального образования в зависимости от целей образовательного процесса. Выделено три типа учебных заведений начального профессионального образования: профессиональная школа, профессиональное училище и профессиональный лицей, реализующие образовательные программы различного уровня. Данный документ при сохранении всех федеральных требований регламентирует ряд положений, имеющих региональную специфику, и является нормативом, на основании которого учреждения профессионального образования определяют свой статус и осуществляют образовательную деятельность.
+---------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------+ +----------+ +----------+ ¦
Учреждения ¦Профессио-¦ ¦Профессио-¦ ¦Профессио-¦ Учреждения
пред- ¦ нальная ¦ ¦ нальное ¦ ¦ нальный ¦ среднего и
профессиона- ¦ школа ¦ ¦ училище ¦ ¦ лицей ¦ высшего
льного +----------+ +----------+ +----------+ профессиона-
образования льного
¦ образования
¦ ¦
¦ ¦
+ Учреждения дополнительного профессионального образования +
Учебные заведения начального профессионального образования Свердловской области объединяются на ассоциативной основе в учебные округа. Каждый учебный округ образует единое образовательное пространство и является частью образовательного комплекса субрегиона.
Всего учебных округов 12. Они существенно различаются между собой по таким показателям, как число субъектов, наличие всех перечисленных выше типов учебных заведений, наличие многоуровневости, спектров профессий, развитость инфраструктуры и т. д.
Учреждения начального профессионального образования взаимодействуют с учреждениями профессионального, среднего специального и высшего профессионального, а также дополнительного профессионального образования с целью создания условий для формирования и удовлетворения образовательных потребностей населения территории или региона и соблюдения принципа непрерывности в получении профессионального образования.
В настоящее время система профессионального образования нашей области дает подготовку по 127 профессиям (из них 105 федеральные и 22 региональные) и 221 специальности.
Основными механизмами формирования (изменения) образовательных потребностей в учебном заведении являются содержание образования, педагогические технологии и организация образовательного процесса.
Система государственных образовательных стандартов, определяя объекты стандартизации и их компоненты, позволяет в широких диапазонах (от федерального до училищного уровня) изменять требования к содержанию образования (перечень профессий и специальностей, профессиональные характеристики, учебный план, квалификационные испытания и документы, удостоверяющие ступень квалификации) и организации образовательного процесса (положения об учреждениях профессионального образования, положения об итоговой и промежуточной аттестации учащихся).