Действующий

О региональном докладе 1995 года "Система образования Свердловской области как фактор (механизм) удовлетворения образовательных потребностей"

Углубленное изучение различных предметов в школах, имеющих
отдельные классы с  углубленным  изучением различных предметов

+-----------------------------------------------------------------+
¦                  ¦       ¦                    В них             ¦
¦                  ¦       +--------------------------------------¦
¦ Профили обучения ¦ Число ¦  Классов         ¦ Учащихся в классах¦
¦                  ¦ школ  ¦  (групп)         ¦ с углубленным     ¦
¦                  ¦       ¦  с углубленным   ¦ изучением         ¦
¦                  ¦       ¦  изучением       ¦ предметов         ¦
¦                  ¦       ¦  предметов       ¦                   ¦
¦                  ¦       +------------------+-------------------¦
¦                  ¦       ¦1-4¦5-9¦10-11¦итог¦1-4¦5-9¦10-11¦итого¦
¦                  ¦       ¦кл.¦кл.¦ кл. ¦    ¦кл.¦кл.¦ кл. ¦     ¦
+------------------+-------+---+---+-----+--------+---------+-----¦
¦Гуманитарный -    ¦ 160   ¦182¦317¦ 181 ¦680¦3489¦5517¦3142¦12148¦
¦всего             ¦       ¦   ¦   ¦     ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
¦В том числе       ¦       ¦   ¦   ¦     ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
¦с изучением       ¦       ¦   ¦   ¦     ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
¦языков:           ¦       ¦   ¦   ¦     ¦   ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
¦  английского     ¦ 70    ¦ 95¦148¦  66 ¦309¦1814¦2811¦1267¦ 5892¦
¦  французского    ¦ 15    ¦ 12¦ 31¦  10 ¦ 53¦ 133¦359 ¦  85¦  577¦
¦  немецкого       ¦ 22    ¦ 38¦ 56¦  20 ¦114¦ 478¦763 ¦ 141¦ 1382¦
¦Естественнонаучный¦ 126   ¦ 28¦155¦ 229 ¦412¦ 718¦4041¦4552¦ 9311¦
¦Технический       ¦ 39    ¦  8¦ 36¦  54 ¦ 98¦ 198¦880 ¦1100¦ 2178¦
¦С/хозяйственный   ¦ 13    ¦  4¦  4¦  18 ¦ 22¦    ¦ 53 ¦315 ¦  368¦
¦Другие            ¦ 50    ¦105¦115¦  49 ¦269¦1413¦2312¦1034¦ 4759¦
+-----------------------------------------------------------------+

При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что число учащихся, занимающихся углубленным изучением различных предметов, за 3 года выросло примерно в три раза. В основном этот рост обусловлен наличием в школах отдельных классов с углубленным изучением различных предметов. И рост этот осуществляется за счет гуманитарного профиля обучения, в то время как естественнонаучный, технический и другие профили привлекают в 1994/95 уч.году примерно такое же количество учащихся, что и в 1991/92 г.

Последнее вызывает сомнения в адекватности формирования образовательных потребностей для большинства учащихся школ с профильными классами.

Большинство классов профильного типа для 1991/92 и для 1994/95 уч. годов приходится на учащихся 5-9 классов. Это же можно сказать и о числе учащихся, охваченных профильными классами. По-видимому, такая специфика говорит об активном формировании образовательных потребностей именно на этой ступени образования. Последующий спад числа учащихся (10-11 классы) можно рассматривать как результат частичного удовлетворения учащимися своих образовательных потребностей.

В тех случаях, когда число учащихся профильных классов повышается в 10-11 классах, речь идет о формировании образовательных потребностей другого уровня и использовании профильных классов учащимися в качестве средства подготовки для вступления в вуз (см. например, естественнонаучный профиль).

Таким образом, из приведенных данных следует, что процессы формирования и реализации образовательных потребностей при посредстве профильных классов успешно развиваются, несмотря на издержки, связанные с неадекватностью представлений учащихся о своих жизненных ценностях и интересах.