Действующий

О региональном докладе 1995 года "Система образования Свердловской области как фактор (механизм) удовлетворения образовательных потребностей"

2.2. Нормативное обеспечение прав граждан на качественное
образование

Нормативное пространство, фиксирующее права граждан на качественное образование на территории Свердловской области, представлено законодательными и нормативными актами об образовании Российской Федерации и Свердловской области.

Данное нормативное пространство представлено следующими законодательными актами:

     - Конституцией Российской Федерации;
     - Указами Президента Российской Федерации;
     - Законом Российской Федерации "Об образовании";
     - Областным Законом "О защите прав ребенка".

Задачами законодательства Российской Федерации и Свердловской области в сфере образования являются:

а) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и управления различных уровней;

б) обеспечение и защита конституционного права граждан Свердловской области на образование;

в) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Свердловской области;

г) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в сфере образования.

Конкретизация прав граждан на качественное образование и особенно конкретизация механизмов реализации данных прав фиксируются в нормативных документах Министерства образования Российской Федерации, а на уровне Свердловской области как субъектов Российской Федерации - нормативными документами Правительства Свердловской области и Департамента образования.

Нормативное пространство в сфере образования Российской Федерации и Свердловской области фиксируют следующие права граждан в области образования:

- получение образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости;

- получение бесплатного общего (начального, основного, среднего (полного)) и на конкурсной основе профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые;

- получение образования на родном языке;

- получение образования через различные формы (в образовательном учреждении с отрывом и без отрыва от производства; в форме семейного образования; самообразования; экстерната);

- на уважение человеческого достоинства;

- на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса;

- на выбор образовательного учреждения;

- на получение образования в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным планам;

- на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

- на участие в управлении образовательным учреждением;

- на свободу совести, информации;

- на свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

- на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Механизмы реализации прав граждан на качественное образование, не отрегулированные законодательством Российской Федерации и Свердловской области, фиксируются в нормативных актах образовательного учреждения (Устав, Положение об образовательном учреждении и т. д.).

Анализ содержания прав граждан на качественное образование, зафиксированных в законодательных и нормативных актах Российской Федерации в сфере образования, позволяет сделать следующий вывод: продекларированные права граждан на качественное образование в законодательных нормативных актах по сути фиксируют право граждан на вариативное и разноуровневое образование, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШИМ ФАКТОРОМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ РЕАЛИЗАЦИЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

При этом в части нормативного обеспечения реализации процесса формирования и удовлетворения образовательных потребностей вычленяются следующие противоречия:

- между необходимостью обеспечения гарантий прав граждан на качественное образование и состоянием нормативного пространства, фиксирующего механизмы реализации данных прав (особенно это касается нормативной регламентации механизмов финансирования);

- между необходимостью конкретизации прав граждан на качественное образование и механизмов реализации данных прав на уровне нормативных актов образовательных учреждений и состоянием нормативных актов образовательных учреждений (по результатам лицензирования образовательных учреждений зафиксировано, что в значительной части Уставов образовательных учреждений отсутствует конкретизация прав граждан на качественное образование и механизмов, зафиксированных в законодательстве Российской Федерации и Свердловской области);

- между необходимостью информирования граждан об их правах в сфере образования и состоянием системы информирования населения о законодательных и нормативных актах, обеспечивающих права граждан на качественное образование и механизмы реализации данных прав.