Нормативное пространство, фиксирующее права граждан на качественное образование на территории Свердловской области, представлено законодательными и нормативными актами об образовании Российской Федерации и Свердловской области.
Данное нормативное пространство представлено следующими законодательными актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Указами Президента Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации "Об образовании";
- Областным Законом "О защите прав ребенка".
Задачами законодательства Российской Федерации и Свердловской области в сфере образования являются:
а) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и управления различных уровней;
б) обеспечение и защита конституционного права граждан Свердловской области на образование;
в) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Свердловской области;
г) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в сфере образования.
Конкретизация прав граждан на качественное образование и особенно конкретизация механизмов реализации данных прав фиксируются в нормативных документах Министерства образования Российской Федерации, а на уровне Свердловской области как субъектов Российской Федерации - нормативными документами Правительства Свердловской области и Департамента образования.
Нормативное пространство в сфере образования Российской Федерации и Свердловской области фиксируют следующие права граждан в области образования:
- получение образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости;
- получение бесплатного общего (начального, основного, среднего (полного)) и на конкурсной основе профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые;
- получение образования на родном языке;
- получение образования через различные формы (в образовательном учреждении с отрывом и без отрыва от производства; в форме семейного образования; самообразования; экстерната);
- на уважение человеческого достоинства;
- на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса;
- на выбор образовательного учреждения;
- на получение образования в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным планам;
- на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
- на участие в управлении образовательным учреждением;
- на свободу совести, информации;
- на свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
- на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Механизмы реализации прав граждан на качественное образование, не отрегулированные законодательством Российской Федерации и Свердловской области, фиксируются в нормативных актах образовательного учреждения (Устав, Положение об образовательном учреждении и т. д.).
Анализ содержания прав граждан на качественное образование, зафиксированных в законодательных и нормативных актах Российской Федерации в сфере образования, позволяет сделать следующий вывод: продекларированные права граждан на качественное образование в законодательных нормативных актах по сути фиксируют право граждан на вариативное и разноуровневое образование, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШИМ ФАКТОРОМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ РЕАЛИЗАЦИЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ.
При этом в части нормативного обеспечения реализации процесса формирования и удовлетворения образовательных потребностей вычленяются следующие противоречия:
- между необходимостью обеспечения гарантий прав граждан на качественное образование и состоянием нормативного пространства, фиксирующего механизмы реализации данных прав (особенно это касается нормативной регламентации механизмов финансирования);
- между необходимостью конкретизации прав граждан на качественное образование и механизмов реализации данных прав на уровне нормативных актов образовательных учреждений и состоянием нормативных актов образовательных учреждений (по результатам лицензирования образовательных учреждений зафиксировано, что в значительной части Уставов образовательных учреждений отсутствует конкретизация прав граждан на качественное образование и механизмов, зафиксированных в законодательстве Российской Федерации и Свердловской области);
- между необходимостью информирования граждан об их правах в сфере образования и состоянием системы информирования населения о законодательных и нормативных актах, обеспечивающих права граждан на качественное образование и механизмы реализации данных прав.