В региональном докладе 1994 г. ("РД-94") был вскрыт ряд противоречий, существующих в системе образования области. Представляется важным рассмотрение состояния этих противоречий год спустя как результат направленной деятельности ДО и ИРРО.
1. Противоречия, преодоление которых является главной целью научной политики ДО.
1.1. Противоречие между унификацией содержания и образования и становлением, развитием личности и конкретных условий региона. Поскольку здесь имелась в виду вариативность учебных планов, то, согласно "РД-94", внедрение БУП и наполнение его необходимыми ресурсами соответствует НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ устранения этого противоречия. Здесь можно квалифицировать указанное противоречие как успешно устраняемое, но не устраненное. Из данных настоящего доклада следует, что значимый результат действий по устранению этого противоречия при том же уровне усилий будет достигнут примерно через два-три года.
1.2. Противоречие между единообразием государственного заказа, формируемого из центра, и тенденциями развития региона, своеобразием региональных образовательных потребностей. В отношении этого противоречия к сказанному в предыдущем пункте следует добавить, что ярче всего оно отразилось в системе НПО, см. раздел 3.2 настоящего Доклада. Учитывая определенную инерционность формирования образовательных потребностей, нельзя обольщаться насчет скорого разрешения этого противоречия. По-видимому, в основе разрешения этого противоречия должна лежать ЭВОЛЮЦИОННАЯ перестройка системы НПО в соответствии с осознанием своеобразия региональных образовательных потребностей как гражданами, так и работниками системы образования.
2. В "РД-94" были особо выделены противоречия в подготовке и обеспечении педагогическими кадрами региональной системы образования.
2.1. Несоответствие содержания педагогического образования различных уровней запросам современной школы и т. д. разрешается через формирование системы образовательных программ ИРРО. Об успешности этого процесса можно судить по разделу 2.9 настоящего Доклада. Основные препятствия на пути этого процесса:
а) некоторая неопределенность конкретных содержательных целей образовательного процесса;
б) несовершенство планирования, разработки и сертификации образовательных программ ИРРО;
в) практическое отсутствие собственного учебно-методического комплекса ИРРО по направлениям образовательной деятельности (отделениям).
2.2. В "РД-94" было указано на "Преобладание... предметно-методического подхода к обучению на фоне отсутствия общей и педагогической культуры". Это противоречие не устранено, т. к. относится к стратегическим:
а) имеет место непонимание того, что задачи образовательного процесса в рамках областной концепции должны решаться не неопределенным "распредмечиванием" с сомнительными педагогическими последствиями, а грамотным использованием предмета, как средства, инструмента педагогического воздействия;
б) сложилась недооценка приоритетности наличия у педагогов упомянутой общей и педагогической культуры, РЕАЛИЗУЕМОЙ НА ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ и обеспечивающей указанную в п."а" грамотность;
в) педагоги недостаточно представляют сущность идеологии образовательной деятельности, состоящей в формировании общего подхода к познанию окружающего мира и взаимодействии с ним на базе конкретных предметов, рассматривающих закономерности фрагментов этого мира.
2.3. Говоря о "слабой способности дипломированных педагогов к последующему самообразованию...", надо учесть, что практическому педагогу:
а) трудно выбирать учебно-методический комплекс для самообразования;
б) трудно найти время для реализации такого выбора и его использования. Поэтому необходимо на уровне ИРРО организовать разработку и выпуск научно-методической продукции нового типа, облегчающей и упрощающей вхождение педагога в процесс самообразования. В целом указанное противоречие следует отнести к неразрешенным как в 1994, так и в 1995 г.
2.4. По-прежнему трудным является положение с "отсутствием социальных гарантий выпускникам педагогических ОУ". Социальные гарантии определяются гарантированным спросом. Спрос же определяется востребованностью новых кадров для реализации определенной идеологии образования, кадров, подготовленных в соответствии с этой идеологией, сформированной временем. Кроме того, социальные гарантии могут быть осуществлены через многоплановость специализации педагога, предоставление ему большей вариантности профессиональной деятельности в сложных социальных и экономических условиях (см. п.п.2.2 и 2.3).
2.5. Координация деятельности ведомственно разобщенных высших и средних педагогических заведений успешно решается на уровне соглашений, в связи с чем это противоречие можно считать устранимым и в 1995 г. успешно преодолеваемым.
Из предложенного краткого анализа противоречий, отмеченных в "РД-94", следует, что процесс устранения этих противоречий развивается, хотя его темпы, в основном по причинам объективного характера, оставляют желать лучшего.