Формирование и особенности деятельности сети интернатных учреждений должны определяться социально-демографической обстановкой. Основными тенденциями, обусловливающими социальное сиротство, являются следующие: увеличение числа детей с аномалиями в физическом и умственном развитии; увеличение числа детей сирот; отказ от ранее усыновленных и взятых под опеку детей с повторным вливанием их в систему государственного воспитания; возрастание числа детей - сирот, переданных на международное усыновление.
чел.
30000 +
¦
¦
27500 +
¦ ________
¦ ________
25000 + ________
¦ ________
¦ ________
22500 + ________ ________
¦ ________ ________
¦ ________ ________ ________
20000 + ________ ________ ________ ________
¦ ________ ________ ________ ________ ________
¦ ________ ________ ________ ________ ________
17500 + ________ ________ ________ ________ ________
¦ ________ ________ ________ ________ ________
¦ ________ ________ ________ ________ ________
15000 + ________ ________ ________ ________ ________
¦ ________ ________ ________ ________ ________
¦ ________ ________ ________ ________ ________
12500 + ________ ________ ________ ________ ________
¦ ________ ________ ________ ________ ________
¦ ________ ________ ________ ________ ________
10000 +---________----________----________----________----________-
1990 1991 1992 1993 1994
______ - количество воспитанников учреждений системы
государственного воспитания;
______ - количество детей с аномалиями в умственном и
физическом развитии;
______ - количество детей с аномалиями в умственном развитии.
Из приведенного графика видно, как соотносятся основные из перечисленных тенденций с изменением числа выпускников учреждений системы государственного воспитания.
В соответствии с этим целесообразно рассмотреть динамику процессов в системе государственного воспитания:
Число интерн.
учреждений
200 +
¦
¦
175 +
¦
¦
150 +
¦
¦
125 +
¦
¦ ________
100 + ________ ________ ________ ________
¦ ________ ________ ________ ________ ________
¦ ________ ________ ________ ________ ________
75 + ________ ________ ________ ________ ________
¦ ________ ________ ________ ________ ________
¦ ________ ________ ________ ________ ________
50 + ________ ________ ________ ________ ________
¦ ________ ________ ________ ________ ________
¦ ________ ________ ________ ________ ________
25 + ________ ________ ________ ________ ________
¦ ________ ________ ________ ________ ________
¦ ________ ________ ________ ________ ________
0 +---________----________----________----________----________-
1990 1991 1992 1993 1994
______ - общее
______ - для детей-сирот
Следует отметить, что только в 1995 г. открыто 7 новых детских домов.
Приведенная динамика отражает и то обстоятельство, что всего 4-6% от общего числа воспитанников составляют дети-сироты; более 90% составляют дети, оставшиеся без попечения родителей (находятся в заключении, скрываются, лишены родительских прав и т. д.).
В числе учреждений для детей-сирот достаточно стабильным остается число семейных детских домов:
Год Общее число учреждений Число семейных
для детей-сирот детских домов
1992 30 11
1993 33 12
1994 42 12
1995 47 10
Дети-сироты распределены по возрастным группам неравномерно: в младенчестве - единицы на 1 тысячу человек населения, в среднем школьном возрасте - 3%. Ежегодно в области остаются без попечения родителей от 1.5 до 2.0 тысяч детей, при этом, как следует из сказанного выше, контингент детей-сирот существенно "повзрослел".
Процесс формирования и удовлетворения образовательных потребностей для детей, оставшихся без попечения родителей, требует определенных изменений в номенклатуре, структуре и численности соответствующих интернатных учреждений. Так, в 1994 году в областное подчинение передано 14 учреждений, в том числе:
детских домов - 8
домов детства - 1
детских домов-школ - 1
центров реабилитации - 1
вспомогательных школ-
интернатов - 1
В 1995 году число этих учреждений составляло 15, из них:
детских домов - 8
домов детства - 4
детских домов-школ - 2
вспомогательных школ-
интернатов - 1
При этом Сухоложский центр реабилитации разделен на 2 учреждения - дошкольный дом и смешанный дом детства, а на базе Тавдинского детского дома образован детский дом-школа.
В большинстве учреждений разработаны программы их развития, разрабатываются подходы к внедрению школьного компонента. У руководителей учреждений государственного воспитания изменяется мотивация их деятельности. Если ранее приоритетным было создание материально-технических условий функционирования учреждений, то на смену этому приходит создание научно-методических, нормативно-правовых и кадровых условий.
Главными задачами в плане формирования и удовлетворения образовательных потребностей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для учреждений государственного воспитания является выявление и устройство таких детей в детские дома, дома ребенка, школы-интернаты. На приведенном ниже графике отражена динамика этой деятельности на период с 1985 по 1994 годы.