Действующий

О региональном докладе 1995 года "Система образования Свердловской области как фактор (механизм) удовлетворения образовательных потребностей"

3.5. Система государственного воспитания

Формирование и особенности деятельности сети интернатных учреждений должны определяться социально-демографической обстановкой. Основными тенденциями, обусловливающими социальное сиротство, являются следующие: увеличение числа детей с аномалиями в физическом и умственном развитии; увеличение числа детей сирот; отказ от ранее усыновленных и взятых под опеку детей с повторным вливанием их в систему государственного воспитания; возрастание числа детей - сирот, переданных на международное усыновление.

   чел.

30000 +
      ¦
      ¦
27500 +
      ¦                                                   ________
      ¦                                                   ________
25000 +                                                   ________
      ¦                                                   ________
      ¦                                                   ________
22500 +                                       ________    ________
      ¦                                       ________    ________
      ¦                           ________    ________    ________
20000 +               ________    ________    ________    ________
      ¦   ________    ________    ________    ________    ________
      ¦   ________    ________    ________    ________    ________
17500 +   ________    ________    ________    ________    ________
      ¦   ________    ________    ________    ________    ________
      ¦   ________    ________    ________    ________    ________
15000 +   ________    ________    ________    ________    ________
      ¦   ________    ________    ________    ________    ________
      ¦   ________    ________    ________    ________    ________
12500 +   ________    ________    ________    ________    ________
      ¦   ________    ________    ________    ________    ________
      ¦   ________    ________    ________    ________    ________
10000 +---________----________----________----________----________-

          1990        1991        1992        1993         1994

     ______ -   количество   воспитанников   учреждений    системы
                государственного воспитания;

     ______ -   количество  детей  с  аномалиями  в  умственном  и
                физическом развитии;

______ - количество детей с аномалиями в умственном развитии.

Из приведенного графика видно, как соотносятся основные из перечисленных тенденций с изменением числа выпускников учреждений системы государственного воспитания.

В соответствии с этим целесообразно рассмотреть динамику процессов в системе государственного воспитания:

 Число интерн.
 учреждений

  200 +
      ¦
      ¦
  175 +
      ¦
      ¦
  150 +
      ¦
      ¦
  125 +
      ¦
      ¦                                                   ________
  100 +               ________    ________    ________    ________
      ¦   ________    ________    ________    ________    ________
      ¦   ________    ________    ________    ________    ________
   75 +   ________    ________    ________    ________    ________
      ¦   ________    ________    ________    ________    ________
      ¦   ________    ________    ________    ________    ________
   50 +   ________    ________    ________    ________    ________
      ¦   ________    ________    ________    ________    ________
      ¦   ________    ________    ________    ________    ________
   25 +   ________    ________    ________    ________    ________
      ¦   ________    ________    ________    ________    ________
      ¦   ________    ________    ________    ________    ________
    0 +---________----________----________----________----________-

          1990         1991        1992        1993        1994

     ______  - общее

______ - для детей-сирот

Следует отметить, что только в 1995 г. открыто 7 новых детских домов.

Приведенная динамика отражает и то обстоятельство, что всего 4-6% от общего числа воспитанников составляют дети-сироты; более 90% составляют дети, оставшиеся без попечения родителей (находятся в заключении, скрываются, лишены родительских прав и т. д.).

В числе учреждений для детей-сирот достаточно стабильным остается число семейных детских домов:

     Год              Общее число учреждений       Число семейных
                          для детей-сирот          детских домов

     1992                      30                        11
     1993                      33                        12
     1994                      42                        12
     1995                      47                        10

Дети-сироты распределены по возрастным группам неравномерно: в младенчестве - единицы на 1 тысячу человек населения, в среднем школьном возрасте - 3%. Ежегодно в области остаются без попечения родителей от 1.5 до 2.0 тысяч детей, при этом, как следует из сказанного выше, контингент детей-сирот существенно "повзрослел".

Процесс формирования и удовлетворения образовательных потребностей для детей, оставшихся без попечения родителей, требует определенных изменений в номенклатуре, структуре и численности соответствующих интернатных учреждений. Так, в 1994 году в областное подчинение передано 14 учреждений, в том числе:

                  детских домов                 - 8
                  домов детства                 - 1
                  детских домов-школ            - 1
                  центров реабилитации          - 1
                  вспомогательных школ-
                  интернатов                    - 1

В 1995 году число этих учреждений составляло 15, из них:

                  детских домов                 - 8
                  домов детства                 - 4
                  детских домов-школ            - 2
                  вспомогательных школ-
                  интернатов                    - 1

При этом Сухоложский центр реабилитации разделен на 2 учреждения - дошкольный дом и смешанный дом детства, а на базе Тавдинского детского дома образован детский дом-школа.

В большинстве учреждений разработаны программы их развития, разрабатываются подходы к внедрению школьного компонента. У руководителей учреждений государственного воспитания изменяется мотивация их деятельности. Если ранее приоритетным было создание материально-технических условий функционирования учреждений, то на смену этому приходит создание научно-методических, нормативно-правовых и кадровых условий.

Главными задачами в плане формирования и удовлетворения образовательных потребностей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для учреждений государственного воспитания является выявление и устройство таких детей в детские дома, дома ребенка, школы-интернаты. На приведенном ниже графике отражена динамика этой деятельности на период с 1985 по 1994 годы.