Действующий

О региональном докладе 1995 года "Система образования Свердловской области как фактор (механизм) удовлетворения образовательных потребностей"

Предметы школьной программы, требующие увеличения времени на
преподавание

+---------------------------------------------------------------+
¦     Предметы            ¦   % от   ¦   Предметы       ¦% от   ¦
¦                         ¦   числа  ¦                  ¦числа  ¦
¦                         ¦опрошенных¦                  ¦ответов¦
+-------------------------+----------+------------------+-------¦
¦ 1. Иностранный язык     ¦  45.5    ¦1. Гуманитарного  ¦ 56.7  ¦
+-------------------------+----------¦   цикла          ¦       ¦
¦ 2. Информатика и        ¦  43.2    ¦                  ¦       ¦
¦    вычислительная       ¦          ¦                  ¦       ¦
¦    техника              ¦          ¦                  ¦       ¦
+-------------------------+----------+------------------+-------¦
¦ 3. Русский язык         ¦  40.6    ¦2. Естественно-   ¦  35.2 ¦
+-------------------------+----------¦   научного       ¦       ¦
¦ 4. Этика и психология   ¦  39.1    ¦   цикла          ¦       ¦
¦    семейной жизни       ¦          ¦                  ¦       ¦
+-------------------------+----------+------------------+-------¦
¦ 5. Математика           ¦  38.6    ¦3. Другие: музыка,¦  8.1  ¦
+-------------------------+----------¦   рисование,     ¦       ¦
¦ 6. Литература           ¦  28.1    ¦   физкультура    ¦       ¦
+-------------------------+----------¦   и др.          ¦       ¦
¦ 7. Основы права         ¦  24.3    ¦                  ¦       ¦
+-------------------------+----------¦                  ¦       ¦
¦ 8. История России       ¦  21.1    ¦                  ¦       ¦
+-------------------------+----------¦                  ¦       ¦
¦ 9. Физика               ¦  19.1    ¦                  ¦       ¦
+-------------------------+----------¦                  ¦       ¦
¦ 10. Физкультура         ¦  16.9    ¦                  ¦       ¦
+---------------------------------------------------------------+

Симптоматично выглядит ориентация родителей на то, чтобы ребенок овладел в школе неким ремеслом, профессией, позволяющими ему после школы найти возможность устроиться на работу. При этом ценностные ориентации относительно трудового обучения ребенка в средней школе сегодня кардинально изменились. В условиях рыночной экономики речь идет не столько о моральной стороне "трудового воспитания", сколько о приобретении молодым человеком преимущественных возможностей для личной профессиональной карьеры и гарантировании себя от безработицы.

Опрос учащихся ПТУ (т. е. подростков, уже сделавших свой профессиональный выбор) показал, что во многом сделанный выбор случаен и не определен реальными потребностями в получении образования или потребностями самореализации.

 +---------------------------------------------------------------+
 ¦     Поступили в ПТУ,                ¦   9 кл.  ¦    11 кл.    ¦
 ¦     потому что:                     ¦          ¦              ¦
 +-------------------------------------+----------+--------------¦
 ¦   - не поступили в техникум         ¦   20%    ¦     20%      ¦
 ¦   - хотели получить рабочую         ¦          ¦              ¦
 ¦     профессию                       ¦   31%    ¦     45%      ¦
 ¦   - стремились к независимости      ¦    8%    ¦     12%      ¦
 ¦   - не желали продолжать учебу      ¦          ¦              ¦
 ¦     в школе                         ¦   24%    ¦      -       ¦
 ¦   - хотели получить время для       ¦          ¦              ¦
 ¦     окончательного выбора профессии ¦          ¦              ¦
 ¦     и для поиска работы             ¦    5%    ¦     10%      ¦
 ¦   - здесь учатся друзья             ¦    5%    ¦      5%      ¦
 ¦   - училище близко от дома          ¦    7%    ¦      -       ¦
 +---------------------------------------------------------------+

В сравнении с выпускниками 9-х классов выпускники 11-х классов чаще отмечают желание получить рабочую специальность, получить дополнительное время для поиска работы.

    Довольно значительное            количество           учащихся
ПТУ (74,8%)    удовлетворены    выбором    своей   профессии;   не
удовлетворены  11,7%.

Однако лишь третья часть опрошенных, оказавшись в ситуации выбора профессии, повторила бы его.

Таким образом, в результате активной региональной образовательной политики у населения нашей области формируется устойчивая потребность в фактически непрерывном образовании. Это соответствует интересам развития как личности, так и общества, государства. Вместе с тем требуются дополнительные усилия для формирования образовательных потребностей, особенно молодежи в возрасте 15-16 лет.