+---------------------------------------------------------------+
¦ Предметы ¦ % от ¦ Предметы ¦% от ¦
¦ ¦ числа ¦ ¦числа ¦
¦ ¦опрошенных¦ ¦ответов¦
+-------------------------+----------+------------------+-------¦
¦ 1. Иностранный язык ¦ 45.5 ¦1. Гуманитарного ¦ 56.7 ¦
+-------------------------+----------¦ цикла ¦ ¦
¦ 2. Информатика и ¦ 43.2 ¦ ¦ ¦
¦ вычислительная ¦ ¦ ¦ ¦
¦ техника ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+----------+------------------+-------¦
¦ 3. Русский язык ¦ 40.6 ¦2. Естественно- ¦ 35.2 ¦
+-------------------------+----------¦ научного ¦ ¦
¦ 4. Этика и психология ¦ 39.1 ¦ цикла ¦ ¦
¦ семейной жизни ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+----------+------------------+-------¦
¦ 5. Математика ¦ 38.6 ¦3. Другие: музыка,¦ 8.1 ¦
+-------------------------+----------¦ рисование, ¦ ¦
¦ 6. Литература ¦ 28.1 ¦ физкультура ¦ ¦
+-------------------------+----------¦ и др. ¦ ¦
¦ 7. Основы права ¦ 24.3 ¦ ¦ ¦
+-------------------------+----------¦ ¦ ¦
¦ 8. История России ¦ 21.1 ¦ ¦ ¦
+-------------------------+----------¦ ¦ ¦
¦ 9. Физика ¦ 19.1 ¦ ¦ ¦
+-------------------------+----------¦ ¦ ¦
¦ 10. Физкультура ¦ 16.9 ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------+
Симптоматично выглядит ориентация родителей на то, чтобы ребенок овладел в школе неким ремеслом, профессией, позволяющими ему после школы найти возможность устроиться на работу. При этом ценностные ориентации относительно трудового обучения ребенка в средней школе сегодня кардинально изменились. В условиях рыночной экономики речь идет не столько о моральной стороне "трудового воспитания", сколько о приобретении молодым человеком преимущественных возможностей для личной профессиональной карьеры и гарантировании себя от безработицы.
Опрос учащихся ПТУ (т. е. подростков, уже сделавших свой профессиональный выбор) показал, что во многом сделанный выбор случаен и не определен реальными потребностями в получении образования или потребностями самореализации.
+---------------------------------------------------------------+
¦ Поступили в ПТУ, ¦ 9 кл. ¦ 11 кл. ¦
¦ потому что: ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+----------+--------------¦
¦ - не поступили в техникум ¦ 20% ¦ 20% ¦
¦ - хотели получить рабочую ¦ ¦ ¦
¦ профессию ¦ 31% ¦ 45% ¦
¦ - стремились к независимости ¦ 8% ¦ 12% ¦
¦ - не желали продолжать учебу ¦ ¦ ¦
¦ в школе ¦ 24% ¦ - ¦
¦ - хотели получить время для ¦ ¦ ¦
¦ окончательного выбора профессии ¦ ¦ ¦
¦ и для поиска работы ¦ 5% ¦ 10% ¦
¦ - здесь учатся друзья ¦ 5% ¦ 5% ¦
¦ - училище близко от дома ¦ 7% ¦ - ¦
+---------------------------------------------------------------+
В сравнении с выпускниками 9-х классов выпускники 11-х классов чаще отмечают желание получить рабочую специальность, получить дополнительное время для поиска работы.
Довольно значительное количество учащихся
ПТУ (74,8%) удовлетворены выбором своей профессии; не
удовлетворены 11,7%.
Однако лишь третья часть опрошенных, оказавшись в ситуации выбора профессии, повторила бы его.
Таким образом, в результате активной региональной образовательной политики у населения нашей области формируется устойчивая потребность в фактически непрерывном образовании. Это соответствует интересам развития как личности, так и общества, государства. Вместе с тем требуются дополнительные усилия для формирования образовательных потребностей, особенно молодежи в возрасте 15-16 лет.