Действующий

О региональном докладе 1995 года "Система образования Свердловской области как фактор (механизм) удовлетворения образовательных потребностей"

Степень удовлетворенности учебой выпускников
(в % от отвечающих)

+----------------------------------------------------------------+
¦                              ¦ Полностью ¦ Частично ¦ Всего    ¦
+------------------------------+-----------+----------+----------¦
¦1. Областной центр            ¦  26.2     ¦  34.6    ¦  60.8    ¦
+------------------------------+-----------+----------+----------¦
¦2. Крупные города областного  ¦  25.4     ¦  32.4    ¦  57.8    ¦
¦   подчинения                 ¦           ¦          ¦          ¦
+------------------------------+-----------+----------+----------¦
¦3. Средние и малые города     ¦  27.9     ¦  30.2    ¦  58.1    ¦
+------------------------------+-----------+----------+----------¦
¦4. Село                       ¦  22.6     ¦  33.3    ¦  55.9    ¦
+----------------------------------------------------------------+

Как видно из таблицы, показатели по различным категориям населения очень близки. На селе удовлетворенных на 5% меньше, чем в г. Екатеринбурге. Конечно, здесь существенно сказывается различие в степени и критериях удовлетворенности: у жителей областного центра требования к учебе выше, чем у учащихся в деревнях. Однако на селе выше процент полностью не удовлетворенных учебой (в г. Екатеринбурге - 9.3%, в селах - 11,8%).

Разумеется, степень удовлетворенности учебой в целом различна у выпускников различных типов образовательных учреждений. Больше всего полностью или частично удовлетворенных учебой среди выпускников техникумов (67,4%). Здесь и самый высокий процент удовлетворенных качеством преподавания - 78,5%. Наименьшая удовлетворенность учебой - у выпускников вузов. Она составила всего 54,4%. Здесь и наименьший процент удовлетворенных преподаванием - 60,4%. Полностью же качеством преподавания в вузах удовлетворены только 17,4% выпускников!

Невысока в целом удовлетворенность преподаванием в полной средней школе (64,4%, полностью удовлетворены - 28,6%). В основной школе она немногим выше - 69,9%. Полностью недовольных преподаванием в средней школе 6,3% (сравни: в техникумах - 3,7%).

Неудовлетворенность КАЧЕСТВОМ ПРЕПОДАВАНИЯ:

в селах всего - 9,5%,

из них полностью неудовлетворенных - 3,3%,

в малых и средних городах - 31,8% (полностью - 9,1%),

в г. Екатеринбурге - 20,5% (полностью - 5,4%).

Эти данные приводятся в подтверждение предположения о том, что у горожан более высокие требования к получению образования. Без сомнения, в городах уровень преподавания в целом значительно выше, чем на селе, но процент неудовлетворенных качеством преподавания в г. Екатеринбурге в 2 раза, а в Нижнем Тагиле и Каменск-Уральском в 3 раза выше, чем на селе!

Наибольшее количество неудовлетворенных и условиями учебы, и качеством преподавания оказалось в крупных городах. Это легко объяснить: требования к учебному заведению здесь не ниже, чем в Екатеринбурге, а учреждения образования несколько слабее.

Учащиеся прежде всего не удовлетворены преподаванием МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК:

в г. Екатеринбурге - 42,3%,

в крупных городах - 39,6%,

в средних и малых - 34,2%,

на селе - 41,2% не удовлетворены их преподаванием.

Несколько лучше обстоит дело с преподаванием предметов гуманитарного цикла: удовлетворенность качеством их преподавания и количественными показателями учебной нагрузки - от 36% в малых и средних городах до 19,6% - на селе. В данном случае снова можно упомянуть о меньшей требовательности сельских школьников, ибо более высокое, в среднем, качество преподавания этих наук в областном центре все же вызывает неудовлетворенность у учащихся вдвое больше, чем на селе.

В Екатеринбурге с его техникумами, вузами и ПТУ сравнительно мало недовольных преподаванием ТЕХНИЧЕСКИХ дисциплин и дисциплин ЭКОНОМИЧЕСКОГО цикла (недовольных соответственно - 7,8% и 1,5%. Зато в крупных городах области эти цифры составляют уже - 13,2 и 10,7%. На селе преподаванием экономики не удовлетворены 17,5%, т. е. каждый шестой.

УЧАЩИЕСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЕЕ КРИТИЧНО ОЦЕНИВАЮТ КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ, ЧЕМ РУКОВОДИТЕЛИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ. Цифры не удовлетворенных качеством образования среди руководителей повсеместно столь низки, что есть определенные основания говорить о потере у многих руководителей достаточной требовательности к своим педагогам.

90% выпускников средней школы планируют учиться дальше. Особенно повысилась по сравнению с прошлым годом цифра желающих идти учиться после вуза или техникума. Из числа выпускников ПТУ оказалось больше желающих учиться, чем работать.