Основной задачей в области дошкольного и начального образования (образования в период детства) является преодоление его изолированности от остальной системы образования, прежде всего параллельности существования дошкольного и начального образования, а также ликвидации пробелов в части обеспечения эффективного и результативного функционирования такой формы дошкольного и начального образования, как семейное.
Для решения этой задачи деятельность Департамента образования, органов и учреждений на местах должна развиваться по следующим направлениям:
- внесение необходимых корректив в Концепцию развития образования Свердловской области с целью полного отражения в ней проблем дошкольного и начального образования, или образования в период детства (3-9 лет);
- разработка регионального компонента Базисного учебного плана периода детства с целью преодоления его изолированности и формирования понятия "государственный региональный стандарт результатов дошкольного начального образования (образования в период детства)", позволяющий в полной мере реализовать индивидуальный, личностно-ориентированный подход к развитию ребенка;
- дальнейшее качественное развитие лечебно-оздоровительной образовательной среды в учреждениях дошкольного и начального образования, обеспечение преемственности в решении этой проблемы по всей вертикали системы образования;
- формирование сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы периода детства, в том числе программы медицинского, педагогического, психологического просвещения родителей, осуществляющих семейное образование;
- разработка "методического комплекса для родителей", осуществляющих семейное образование детей, включающих "Книгу для чтения родителей", "Малый психологический словарь", "Сборник развивающих домашних игр" и т. п.;
- разработка отдельной целостной программы работы с педагогами дошкольного и начального образования, направленное на преодоление авторитарности в способах управления образовательным процессом, развитие прогностических навыков и умений, преодоление ограниченности содержания и технологий в дошкольном и начальном образовании, выливающейся в принципиальное противоречие между т. н. инновационными формами образовательных учреждений и традиционным содержанием педпроцесса, которое, в свою очередь, связано с нечеткостью представлений о процессах психосоматического, личностного развития ребенка, устаревшими представлениями о сущности социализации ребенка, отсутствии системного подхода к педагогическим процессам.