ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 апреля 1996 года N 303-п

О региональном докладе 1995 года "Система образования
Свердловской области как фактор (механизм) удовлетворения
образовательных потребностей"

В соответствии с Законом РФ "Об образовании в редакции Федерального Закона от 13 января 1996 года N 12-фз (ст. 29), а также во исполнение Постановления Главы администрации области от 17.05.95 N 248 "О мерах по выполнению соглашения между Министерством образования РФ и администрацией Свердловской области" (п. 1) Правительство Свердловской области постановляет:

1. Принять представленный департаментом образования Правительства области региональный доклад 1995 года "Система образования Свердловской области как фактор (механизм) удовлетворения образовательных потребностей" (прилагается).

2. Направить региональный доклад 1995 года "Система образования Свердловской области как фактор (механизм) удовлетворения образовательных потребностей" в Министерство образования РФ, в областную Думу и подразделения Правительства области для использования при принятии решений в области образования.

3. Департаменту образования Правительства области (Нестеров В. В.) считать выводы и предложения по развитию образования, изложенные в региональном докладе, основой для разработки региональной образовательной политики в 1996 году.

Обеспечить информирование муниципальных органов управления образования, общественных организаций и населения области о содержании регионального доклада и направлениях развития образования в 1996 году.

4. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Крысова В. А.

Председатель Правительства
Свердловской области
В. Г. Трушников


Система образования Свердловской области как фактор
(механизм) удовлетворения образовательных потребностей
(Региональный доклад 1995 года)

Содержание

     Введение....................................................

     Глава I. Характеристика внешней среды и образовательных
              потребностей населения региона.....................

     Глава II. Условия формирования и
               удовлетворения образовательных потребностей.......

     Глава III. Состояние формирования и реализации
                образовательных потребностей.....................

     Заключение. Состояние противоречий, выявленных
                 в региональном докладе 1994 г. .................

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий доклад отражает проблему, рассмотренную на годичном совещании (апрель 1995) руководителей муниципальных органов управления образования и образовательных учреждений, состояние которых соответствует очередному этапу реализации программы развития регионального образования. Основу общей стратегии осуществления программы 1995 года составили координационные проекты: "Комплекс", "Округ", "Педагог"; проблемные: "Содержание", "Дополнительное образование", "Качество", "Маркетинг", "Финансы", "Ресурсы".

Региональный доклад состоит из трех частей.

В первой главе дается характеристика внешней среды, которая оказывает объективное влияние на функционирование системы образования, а также обобщенный анализ условий, влияющих на формирование образовательных потребностей.

Во второй главе рассмотрены условия функционирования системы образования Свердловской области и ее потенциал в решении проблемы формирования и удовлетворения образовательных потребностей.

В третьей главе представлено состояние формирования образовательных потребностей каждой ступени образования.

Проблема, поднимаемая в региональном докладе 95 года, в течение текущего периода находилась в центре внимания Департамента образования, органов управления образованием города и районов, образовательных учреждений, что позволило выверить и скорректировать подходы и понимание проблемы образовательных потребностей в современных условиях. Наиболее глубоко это нашло отражение в докладе Департамента образования на апрельском совещании и ряде других материалов.

"Из двух подходов к образованию - бытового и профессионального - возникает проблема формирования образовательных потребностей, предполагающая наличие нескольких субъектов: самих детей и их родителей, потенциальных работодателей в лице различных предприятий, а также местные власти, озабоченные правильным функционированием инфраструктуры. Задача учебного заведения достаточно сложна: мы должны синтезировать позиции всех субъектов. Важнейшая роль принадлежит и самому учебному заведению, которое является представителем общества. Выступая мостом между ушедшими, живущими и грядущими поколениями, именно образовательное учреждение должно удержать планку памяти, уровень достигнутого человечеством и работать на опережение.

Это работа на перспективу и означает в образовании создание прочного фундамента будущей самоаналитической, самообразовательной и образовательной потребности человека."

Региональный доклад, освещая сегодняшнее состояние политики в области образования, обеспечивает системное видение, необходимое для координации процессов стратегического планирования для всех субъектов, оказывающих влияние на развитие сферы образования Свердловской области.

Главная задача РД - информирование Правительства Свердловской области, областной Думы, муниципальных органов управления образования, образовательных учреждений различных типов и форм собственности, учреждений и организаций, оказывающих образовательные услуги, общественности, гражданналогоплательщиков.

Глава I.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

Общая численность населения Свердловской области в 1994 году составила 4 млн. 667 тыс. человек. По сравнению с данными 1993 года численность населения области снизилась более, чем на 30 тысяч человек.

Динамика численности населения Свердловской области

       ¦
       ¦
 4710  +     +-------+
       ¦     ¦       ¦
 4700  +     ¦       ¦
       ¦     ¦       ¦
 4690  +     ¦       ¦       +-------+
       ¦     ¦       ¦       ¦       ¦
 4680  +     ¦       ¦       ¦       ¦
       ¦     ¦       ¦       ¦       ¦
 4670  +     ¦       ¦       ¦       ¦
       ¦     ¦       ¦       ¦       ¦
 4660  +     ¦       ¦       ¦       ¦       +-------+
       ¦     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
 4650  +----------------------------------------------------
               1992            1993               1994

Общая численность населения области продолжает уменьшаться, однако в 1994 году впервые за последние несколько лет наблюдается увеличение численности родившихся.

Динамика рождаемости в Свердловской области

        ¦
 50000  +
        ¦      +-------+
        ¦      ¦       ¦                        +-------+
 40000  +      ¦       ¦       +--------+       ¦       ¦
        ¦      ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦
 30000  +      ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦
        ¦      ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦
 20000  +      ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦
        ¦      ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦
 10000  +      ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦
        ¦      ¦       ¦       ¦        ¦       ¦       ¦
   0    +--------------------------------------------------------
                 1992            1993             1994

Таким образом, волна снижения рождаемости, которая в течение нескольких лет будет сказываться на системе образования области, можно сказать, прошла. Однако этот вывод касается только городов области, где прирост составил 7%. В селе же, несмотря на существенное замедления снижения рождаемости, число рождений снизилось на 0,3%.

Возрастная структура молодежи на сегодняшний день представляет собой следующую картину:

Численность молодежи в возрасте до 18 лет

+---------------------------------------------------------------+
¦               ¦   1993        ¦   1994         ¦    1995      ¦
+---------------+---------------+----------------+--------------¦
¦ До 7 лет      ¦  417011       ¦  390372        ¦    377755    ¦
+---------------+---------------+----------------+--------------¦
¦ 7-13 лет      ¦  518217       ¦  531452        ¦    535272    ¦
+---------------+---------------+----------------+--------------¦
¦ 14-17 лет     ¦  279545       ¦  282184        ¦    282350    ¦
+---------------------------------------------------------------+

Остается сложным положение семьи в области. Продолжает увеличиваться количество разводов, нестабильным остается количество браков.

Динамика регистрации браков и разводов в Свердловской
области на 100 человек населения

+---------------------------------------------------------------+
¦ Показатели             ¦ 1990  ¦ 1991  ¦ 1992  ¦ 1993   ¦ 1994¦
+------------------------+-------+-------+-------+--------+-----¦
¦ Количество браков      ¦ 8,3   ¦   8   ¦ 6,7   ¦ 7,1    ¦ 6,9 ¦
+------------------------+-------+-------+-------+--------+-----¦
¦ Количество разводов    ¦ 3,5   ¦  3,8  ¦ 4,3   ¦  4,5   ¦ 4,8 ¦
+---------------------------------------------------------------+

Если сохранятся подобные тенденции, то в скором времени разводиться в области будут чаще, чем создавать новые семьи. В таком положении возрастает роль педагогики, которая подразумевает особое отношение к тем детям, у которых неблагополучно обстоят дела в семье.

Можно предположить, что будет возрастать число матерей-одиночек, детей-сирот, и, как следствие - увеличится количество детей в учреждениях государственного воспитания.

Заметное снижение (согласно статистическим данным) численности детей, посещающих ДОУ, происходит за счет целого ряда факторов:

- снижение рождаемости;

- резкое увеличение платы за содержание ребенка;

- закрытие по экономическим причинам ряда учреждений дошкольного воспитания.

В школах сокращения численности учащихся не наблюдается, т. к. пополнение контингента происходит в настоящее время за счет детей, родившихся несколько лет назад, т. е. в тот период, когда (по статистическим данным) отмечался рост рождаемости.

Общая численность учащихся системы профессионального образования в последнее время в Свердловской области заметно падает, причем в сфере начального профессионального образования уменьшение численности учащихся не столь стремительно, как в вузах и в техникумах. Отчасти это объясняется тем, что образование для подростков и молодежи носит во многом инструментальный характер (об этом говорят данные социологических исследований), в связи с чем понятно стремление части молодого поколения к скорейшему активному включению в социальную жизнь (но уже не в качестве учащихся, студентов и слушателей), к возможности получения собственного заработка, к скорейшему приобретению материальных благ.

Однако при этом данные социологических опросов, проводимых в Екатеринбурге весной и летом 1995 года среди учащихся выпускных и предвыпускных классов средних общеобразовательных школ, позволяют сделать выводы о том, что у подростков достаточно высокий рейтинг имеет "хорошее" образование: около 87% респондентов ответили, что они намерены продолжать образование после окончания школы.    В целом по системе картина такова:

Динамика численности учащихся по типам образовательных
учреждений

+----------------------------------------------------------------+
¦Учебный  ¦ ДДУ     ¦ Школы     ¦ ПТУ      ¦ ССУЗы     ¦  ВУЗы   ¦
¦год      ¦         ¦           ¦          ¦           ¦         ¦
+---------+---------+-----------+----------+-----------+---------¦
¦1991/92  ¦ 315100  ¦ 649000    ¦ 65208    ¦  73263    ¦ 82807   ¦
+---------+---------+-----------+----------+-----------+---------¦
¦1992/93  ¦ 273400  ¦ 649100    ¦ 65005    ¦  69464    ¦ 79909   ¦
+---------+---------+-----------+----------+-----------+---------¦
¦1993/94  ¦ 255800  ¦ 653500    ¦ 62277    ¦  67145    ¦  74336  ¦
+----------------------------------------------------------------+


 ССУЗы:


      ¦    +---------+
 70000+    ¦  73263  ¦         +---------+
      ¦    ¦         ¦         ¦ 69464   ¦      +---------+
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦ 67145   ¦
 60000+    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
 50000+    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
 40000+    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
 30000+    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
 20000+    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
 10000+    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
 0    +----------------------------------------------------------
            1991/92              1992/93          1993/94


   ДДУ:

      ¦      +--------+
300000+      ¦ 315100 ¦
      ¦      ¦        ¦          +--------+
      ¦      ¦        ¦          ¦ 273400 ¦      +--------+
      ¦      ¦        ¦          ¦        ¦      ¦ 255800 ¦
      ¦      ¦        ¦          ¦        ¦      ¦        ¦
200000+      ¦        ¦          ¦        ¦      ¦        ¦
      ¦      ¦        ¦          ¦        ¦      ¦        ¦
      ¦      ¦        ¦          ¦        ¦      ¦        ¦
      ¦      ¦        ¦          ¦        ¦      ¦        ¦
      ¦      ¦        ¦          ¦        ¦      ¦        ¦
100000+      ¦        ¦          ¦        ¦      ¦        ¦
      ¦      ¦        ¦          ¦        ¦      ¦        ¦
      ¦      ¦        ¦          ¦        ¦      ¦        ¦
      ¦      ¦        ¦          ¦        ¦      ¦        ¦
      ¦      ¦        ¦          ¦        ¦      ¦        ¦
     0+----------------------------------------------------------
              1991/92              1992/93        1993/94



  ПТУ:

      ¦    +---------+         +---------+
      ¦    ¦ 65208   ¦         ¦ 65005   ¦      +---------+
 60000+    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦ 62277   ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
 50000+    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
 40000+    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
 30000+    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
 20000+    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
 10000+    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
      ¦    ¦         ¦         ¦         ¦      ¦         ¦
 0    +----------------------------------------------------------
            1991/92              1992/93          1993/94

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»