ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 1996 года N 498-п
О порядке разработки, утверждения и реализации целевых
программ развития Свердловской области
___________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Свердловской области от 10 июня 2004 года N 470-ПП
___________________________
С целью упорядочения процесса формирования целевых программ развития Свердловской области, их утверждения и реализации Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить положение о порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ развития Свердловской области (прилагается).
2. Возложить на комитет по экономике Правительства области (Ковалева Г. А.) координацию работ по разработке, экспертизе целевых программ развития области, формированию их перечня и анализу реализации программ.
3. Признать утратившим силу Постановление Главы администрации Свердловской области от 06.06.95 N 295.
4. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на председателя комитета по экономике Правительства Свердловской области.
Председатель Правительства
Свердловской области
А. П. Воробьев
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 21 июня 1996 года N 498-п
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке разработки, утверждения и реализации целевых
программ развития Свердловской области
1.1. Настоящее положение разработано в целях обеспечения единства методологических подходов, унификации способов и технологии формирования целевых программ развития Свердловской области (далее - программ). Положение определяет общий порядок разработки, согласования, утверждения, финансирования и реализации программ.
1.2. Положение разработано на основе действующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Свердловской области.
1.3. Положение предназначено для исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления, а также для предприятий (организаций) разработчиков и исполнителей программ.
2.1. Программы являются важнейшим средством государственного воздействия на экономику, эффективным способом решения приоритетных социально-экономических, научно-технических, инновационных и экологических задач, проблем развития отраслей, народно-хозяйственных комплексов, отдельных территорий.
2.2. Приоритетными проблемами для программно-целевого решения являются:
- совершенствование территориальной и отраслевой структуры экономики, поддержка территорий с высоким потенциалом роста;
- стабилизация производства в отраслях материальной сферы;
- обеспечение занятости, создание новых рабочих мест, осуществление адресной и социальной поддержки населения;
- развитие и поддержка отраслей социальной сферы образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта;
- поддержка производителей сельскохозяйственной продукции;
- достижение экологического равновесия, снижение техногенного влияния на природную среду;
- поддержание научно-технического потенциала и стимулирование инновационной деятельности;
- развитие внешнеэкономической деятельности;
- становление и развитие рыночной инфраструктуры, создание конкурентной среды, содействие предпринимательству;
- расширение строительства жилья;
- преодоление последствий стихийных бедствий;
- укрепление правопорядка.
Приоритеты уточняются ежегодно в бюджетном послании Губернатора и утверждаются областным Законом "Об областном бюджете".
2.3. Программы классифицируются по государственному статусу, по функциональной ориентации и срокам реализации.
По статусу программы подразделяются на:
- федеральные, утверждаемые и финансируемые Правительством Российской Федерации;
- межрегиональные, реализуемые и финансируемые Свердловской областью совместно с другими субъектами Российской Федерации;
- областные, утверждаемые и финансируемые Правительством Свердловской области.
Наиболее актуальным областным программам Указом Губернатора области может придаваться статус губернаторских программ.
По функциональной ориентации выделяются программы:
- социально-экономические, формирующие целенаправленное преобразование социальных и экономических отношений общества, предусматривающие меры социальной поддержки населения, а также научно-техническое и структурное преобразование здравоохранения, образования, культуры и услуг;
- научно-технические, направленные на решение прикладных проблем в науке, технике и технологии;
- инновационные, обеспечивающие внедрение научно-технических достижений в производстве;
- производственные, реализующие отраслевые и межотраслевые структурные сдвиги;
- экологические, направленные на осуществление природоохранных мероприятий.
При определении типа программы, обладающей несколькими из указанных признаков, выделяется ведущий, вытекающий из основной цели программы.
По срокам реализации программы подразделяются на:
- краткосрочные (продолжительностью до 2 лет);
- среднесрочные (от 3 до 5 лет);
- долгосрочные (свыше 5 лет).
2.4. Программы должны обладать строгой целевой направленностью, точной адресностью, временным интервалом, обоснованными объемами работ и ресурсных затрат, просчитанным эффектом (конечным результатом).
2.5. Предусматриваются следующие этапы разработки и реализации областных программ:
- принятие решения о разработке областной целевой программы (Указ (распоряжение) Губернатора области или Постановление Правительства области);
- разработка программы;
- экспертиза программы;
- утверждение программы Правительством области;
- реализация программы и контроль за ходом ее выполнения.
Средства из областного бюджета, предусмотренные на финансирование губернаторских программ в областном Законе "Об областном бюджете" на очередной финансовый год, указываются отдельной строкой.
2.6. Финансовое обеспечение реализации программ осуществляется за счет различных источников - бюджетных ассигнований, кредитов, налоговых и тарифных льгот, внебюджетных источников, собственных средств предприятий, частных инвестиций (отечественных и иностранных) и т. д.
Для осуществления программ по решению Губернатора и Правительства области могут создаваться дирекции программ и специальные фонды.
2.7. Координационно-методические функции в процессе формирования программ, сбор и обобщение информации об их выполнении возлагаются на комитет по экономике Правительства области.
3.1. Заявителями на разработку программ выступают управления, комитеты, департаменты Правительства области, государственные органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, а также предприятия и организации.
3.2. Предложения о разработке программ направляются в комитет по экономике Правительства области. Могут предоставляться готовые программные разработки (бизнес-планы, титульные списки и т. д.), отвечающие требованиям программ. Предложения на разработку программ должны содержать: актуальность проблемы, описание цели и задач программы, предлагаемые мероприятия, возможные сроки их реализации, предварительную оценку потребности в финансовых ресурсах и предполагаемые источники их обеспечения, ожидаемую оценку социально-экономической эффективности, перечень возможных государственных заказчиков, разработчиков и исполнителей программ.
3.3. Комитет по экономике Правительства области с привлечением, при необходимости, управлений, комитетов, департаментов Правительства области и других заинтересованных организаций проводит экспертизу заявок на разработку программ, обобщает и представляет рекомендуемый перечень программных разработок в Правительство области. Перечень заявок для программной разработки ежегодно пересматривается и уточняется.
3.4. Правительство области принимает решение о разработке конкретных программ, объемах и источниках их финансирования, утверждает государственных заказчиков и разработчиков программы с выделением в необходимых случаях координатора программы. Государственные заказчик и разработчик программы несут ответственность за своевременную и качественную разработку программы. Государственным заказчиком программы может выступать соответствующий разрабатываемой проблеме государственный орган исполнительной власти области, структурное подразделение Правительства области, являющееся в дальнейшем и заявителем бюджетных ассигнований.
3.5. Государственный заказчик организует и проводит работу по подготовке (технических) заданий на разработку программы, заключает от имени Правительства области или от своего имени договор с организацией-разработчиком по установленной форме, организует и координирует действия разработчиков.
3.6. Разработчиками программы могут являться научно-исследовательские, проектно-конструкторские предприятия и организации, учебные институты, технологические и другие специализированные организации, а также временные творческие коллективы (ВТК).
3.7. Программа должна быть разработана в соответствии с требованиями "Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных программ Российской Федерации", принятых Минэкономики РФ, и содержать:
- основание для разработки программ;
- анализ актуальности и исходного состояния проблемы;
- цели и задачи программы, сроки и этапы реализации;
- перечень мероприятий и работ по реализации программы;
- механизм осуществления программы;
- предприятия, организации - участники реализации программы;
- финансовое обеспечение программы;
- координацию программных мероприятий;
- оценку эффективности осуществления программы;
- организацию, формы и методы управления программой.
Разделы программы содержат необходимые обоснования, расчеты и пояснения.
3.8. Показатели конечных результатов программы включают оценки экономического, социального, научно-технического, экологического и других эффектов в результате осуществления программы. К числу показателей программных результатов относятся: производство важнейших видов конечной программной продукции (оказание услуг) в натуральном и стоимостном выражении, ввод в действие производственных мощностей и объектов непроизводственной сферы (в соответствующих единицах), показатели, характеризующие развитие науки, техники и степень их технологического применения, повышение качества продукции, ресурсо- и импортозамещение, энергосбережение, создание новых рабочих мест, оздоровление окружающей среды и другие.
Показатели эффективности программы могут быть абсолютными и сравнительными, рассчитываться в целом по программе, в разрезе этапов реализации программы, отдельных подпрограмм, мероприятий.
3.9. Государственный заказчик направляет программу на экспертизу в комитет по экономике Правительства области.
3.10. Комитет по экономике Правительства области с привлечением, при необходимости, управлений, комитетов, департаментов Правительства области или специализированных организаций подготавливает заключение и передает государственному заказчику.
3.11. Государственный заказчик, при необходимости, обеспечивает доработку программы и выносит на рассмотрение Правительства области.
3.12. После принятия соответствующего решения (утверждения программы) государственный заказчик ежегодно подготавливает бюджетную заявку для включения программы в перечень целевых программ развития на очередной финансовый год.
3.13. Ежегодно при подготовке бюджетной заявки на очередной финансовый год с учетом хода выполнения мероприятий программ уточняются источники и объемы финансирования программ.
3.14. Формы и методы организации управления целевой программой определяются государственным заказчиком. Для управления программой государственный заказчик может передавать функции другому уполномоченному лицу.
4.1. Формирование перечня программ осуществляет комитет по экономике Правительства области в составе прогноза экономического и социального развития на очередной финансовый год в соответствии с областным Законом "О бюджетном процессе в Свердловской области", принятым Свердловской областной Думой 17 ноября 1994 года.
4.2. В перечень могут быть включены разработанные и действующие программы, а также мероприятия, не имеющие статуса программы, но принятые Указом Губернатора или Постановлением Правительства области к реализации и финансируемые из областного бюджета.
4.3. Государственный заказчик (организация - заявитель бюджетных ассигнований) не позднее 15 мая каждого года подает заявку в комитет по экономике Правительства области на включение в перечень программ в соответствии с прилагаемыми к настоящему положению показателями и формами (приложение 1), подписанную руководителем организации.
4.4. Заявка должна содержать обоснование затрат на реализацию конкретных мероприятий программы. Заявки используются при разработке финансового баланса и расходной части проекта областного бюджета.
4.5. В случае, если программа имеет несколько заказчиков, заявка подается управлением, комитетом, департаментом Правительства области, которое возглавляет (курирует) данную сферу деятельности. На это же структурное подразделение возлагается координация работ по финансированию, реализации программы, контроль за ходом ее выполнения, представление обобщенных данных в комитет по экономике.
4.6. Каждая заявка должна сопровождаться краткой пояснительной запиской, которая должна содержать:
- полное название программы;
- основание для включения программы в перечень (нормативные правовые акты Свердловской области об утверждении программы);