Настоящая программа разработана во исполнение Постановления Правительства Свердловской области N 97-П от 05.12.95 (п. 5).
Целью разработки Программы является интенсификация развертывания работ, направленных на внедрение двухтарифного учета электроэнергии в жилищно - коммунальной отрасли Свердловской области как первоочередного этапа организации многотарифного учета энергоресурсов в различных энергопотребляющих отраслях, на пути оптимизации потребления энергоресурсов и их энергосбережения.
Основаниями для разработки настоящей программы являются:
введение с 01.01.95 г. двухтарифного учета электроэнергии для населения области (Постановление Правительства области N 606 от 20.12.94 г.);
выявленное Свердловэнергонадзором низкое качество поставляемых из Литвы (ВЗЭТ) однофазных счетчиков класса 2,5 и невозможность их применения в автоматизированных системах учета электроэнергии;
несоответствие выпускаемых индукционных одно- (ВЗЭТ) и трехфазных счетчиков (ЛЭМЗ г. Санкт-Петербург) перспективным требованиям и требованиям рынка;
организация в рамках областной конверсионной Программы на Уральском Приборостроительном заводе (УПЗ) массового серийного производства унифицированных многотарифных одно- и трехфазных индукционных счетчиков повышенной метрологической надежности, соответствующих требованиям международных стандартов качества.
Отличительными особенностями современных индукционных счетчиков массового применения, по сравнению с электронными, в настоящий период являются:
значительный срок службы (до 30 лет и более);
гарантированная метрологическая надежность и отсутствие необходимости периодического обслуживания при эксплуатации;
ремонтнопригодность в случае необходимости продления срока службы сверх гарантированного изготовителем;
высокая технологичность и низкая цена при массовом выпуске.
Освоенные на учрежденном УПЗ и фирмой "ИСКРА" (Словения) совместном российско - словенском предприятии АОЗТ "ИСКРА - УРАЛ" унифицированные индукционные счетчики электроэнергии отличаются не только повышенной метрологической надежностью и большим сроком службы, но и позволяют организовать выполнение тех же функций, что и более дорогие и менее надежные электронные счетчики, т. е. они позволяют осуществлять организацию учета электроэнергии с предварительной оплатой за потребляемую электроэнергию и обладают возможностью работы в автоматизированных системах коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), а также позволяют осуществлять, где это необходимо, дистанционное снятие показаний счетчика контролером на переносной компьютер через оптоволоконную систему без посещения помещения, где установлен счетчик. Кроме того, в отличие от находящихся в эксплуатации счетчиков производства ВЗЭТ и ЛЭМЗ, такие счетчики могут быть оснащены как одно-, так и двухтарифным механизмом учета электроэнергии, причем замена однотарифного отсчетного устройства на двухтарифный может быть осуществлена по желанию потребителя до истечения первого межпроверочного итервала и гарантийного срока эксплуатации, составляющих 16 лет, что является также отличительной особенностью освоенных счетчиков.
Освоение в регионе производства таких счетчиков открывает возможность поставки потребителям конкурентноспособных счетчиков на внутренний и внешний рынки, где эти типы счетчиков уже давно известны и позволяют успешно решать вопросы энергосбережения за счет внедрения гибкой дифференцированной тарифной политики и экономить энергоресурсы за счет выравнивания нагрузки электропотребления в течение суток.
В качестве первого шага представляется целесообразным организовать двухтарифный учет электроэнергии в сфере ЖКХ.
Организация производства и внедрение двухтарифных счетчиков электроэнергии в сфере ЖКХ области позволит снизить социальную напряженность в переходный экономический период, поскольку представит возможность населению области осуществлять потребление электроэнергии по льготному тарифу в субботние и воскресные дни недели круглосуточно, а в ночной период среди недели - с 23-00 часов до 07-00 часов.
В свою очередь перераспределение нагрузки за счет введения льготного тарифа в выходные дни и ночной период для населения благоприятно скажется на режиме производства электроэнергии за счет сглаживания суточного графика нагрузки и позволит энергоснабжающим предприятиям получить экономический эффект.
Внедрение двухтарифного учета электроэнергии в быту явится своего рода школой для каждого жителя области по организации рационального энергопотребления, что благоприятно скажется и при решении производственных задач энергосбережения.
Программа предусматривает создание условия для поэтапного перехода на многотарифный учет.
Первый раздел программы предусматривает решение организационно - правовых вопросов, связанных с внедрением двухтарифного учета.
Второй раздел предусматривает формирование экономических условий наращивания объемов производства двухтарифных счетчиков на АОЗТ "Искра - Урал", организации сбыта и внедрения двухтарифных счетчиков в условиях неплатежей и дефицита бюджетных ассигнований.
Третий раздел посвящен организации пропаганды внедрения многотарифного учета и проблемам маркетинга.