Таблица 4
Число педагогических работников, имеющих повышенные разряды
оплаты труда
_____________________________________________________________________
14-16 разряды 13 р. 12 р.
_____________________________________________________________________
5,5 % 9,6 14,7 % - от общего числа
педагогов
_____________________________________________________________________
Очевидно, что значительная доля расходов на заработную плату работников образования связана с действующими до 1 сентября 1995 года повышенными разрядами оплаты труда, установленными при внеочередной аттестации (хотя вопрос о пролонгировании разрядов решался местными органами самоуправления, исходя из финансовых возможностей территорий).
Несмотря на региональные коэффициенты, определяемые областным Положением об аттестации (коэффициенты 1,1 - к заработной плате педагога 3 квалификационной категории, 1,5 - 2 категории, 1,8 - 1 категории, 2 - высшей категории), общий объем дополнительного финансирования, связанного с введением коэффициентов, не велик по сравнению с объемом финансирования, необходимым для оплаты труда педагогов, имеющих повышенные разряды по формальным показателям (то есть по результатам внеочередной аттестации 1991/1992 года).
Так, например, из представленных статистических данных следует, что педагогам, имеющим разряды оплаты труда с 14 по 16 общий объем расходов на заработную плату составляет: 10 % - на заработную плату аттестованных работников, 90 % - на заработную плату работников, имеющих повышенные разряды по результатам внеочередной аттестации.
По ориентировочным расчетам прекращение действия только 14-16 разрядов оплаты труда учителей общеобразовательных школ, присвоенных по результатам внеочередной аттестации, и установление им 11 разряда оплаты труда в соответствии с ЕТС повлекло бы экономию фонда заработной платы по этой категории работников в масштабах области 1 млрд. 842 млн. 975 тыс. рублей в год (без учета территориальных надбавок, устанавливаемых местными администрациями). В то же время выплата заработной платы с учетом региональных коэффициентов по результатам очередных аттестаций для этой категории работников влечет дополнительные расходы (326 человек по высшей квалификационной категории) 824 млн. рублей в год (без учета территориальных надбавок). При этом надо учитывать, что среди педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, учителей общеобразовательных школ большинство - 97 %, затраты на финансирование результатов аттестации других групп педагогов будут на порядок ниже.
Регионально повышенные коэффициенты к тарифным ставкам педагогических работников, устанавливаемые по результатам аттестации, на сегодня являются мощным стимулом, заставляющим педагогов совершенствовать свое мастерство. Средняя заработная плата педагога, имеющего 1 квалификационную категорию, на сегодня в среднем в 2 раза выше, чем у педагога, имеющего 3 категорию. Это серьезный стимул, и Постановление Главы администрации Свердловской области от 31.12.92 N 260, предполагающее установление этого соотношения ("в 2-3 раза"), выполняется.
Но даже обеспечение финансирования результатов аттестации не позволяет реализовать Указ Президента РСФСР "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР", предполагающий доведение средней заработной платы учителей и других педагогических работников до уровня промышленности".
На основании представленных данных и наблюдаемых тенденций можно сделать прогноз на 1998 год (предполагается 100 %-е прохождение очередной аттестации педагогическими работниками и установление им тарифных разрядов: 14-16 разряды - 1,5 %, 13 разряд - 20 %, 12 разряд - 35 %, 7-11 разряды - 43,5 %): доля увеличения средней заработной платы педагогических работников, вызванная результатами аттестации, составит 50 %. В этом случае средняя заработная плата работников образования будет приблизительно равной этому показателю в промышленности.
Анализ состояния финансирования по ряду территорий показывает, что наибольшие трудности с выплатой повышенных территориальных коэффициентов к тарифным ставкам и должностным окладам работников образования возникают в тех территориях, где сохраняются повышенные разряды оплаты труда, установленные при внеочередной аттестации педагогических работников. Поэтому считаем необоснованными решения ряда местных администраций о сокращении или снятии повышенных коэффициентов к тарифным ставкам педагогов, подтвердивших свой профессионализм при прохождении очередной аттестации.
Представленные данные позволяют сделать выводы: во-первых, о необходимости изыскания средств для улучшения материального положения педагогических работников, во-вторых, аттестация кадров с введением областным коэффициентов за квалификационные категории позволяет рационально использовать средства, отпускаемые на финансирование образования.
Департамент образования
администрации области