ЗАКОН
от 13 апреля 1995 года N 11-ОЗ
Об избирательной комиссии Свердловской области
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 декабря 1997 года на основании
Закона Свердловской области от 5 декабря 1997 года N 73-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят Свердловской областной
Думой 05.04.95
Избирательная комиссия Свердловской области (далее по тексту избирательная комиссия, комиссия) формируется для подготовки и проведения на территории Свердловской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и иными федеральными законами, выборов в федеральные органы государственной власти и в другие федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, референдума Российской Федерации, а также в соответствии с Уставом Свердловской области и областными законами выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления Свердловской области, референдума Свердловской области.
Избирательная комиссия состоит из 14 членов комиссии с правом решающего голоса.
Формирование комиссии осуществляется Областной Думой Законодательного собрания Свердловской области и Губернатором Свердловской области с учетом предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту их работы, службы, учебы и жительства. При этом 7 членов комиссии назначаются Областной Думой, 7 членов комиссии назначаются Губернатором Свердловской области.
Избирательная комиссия Свердловской области формируется не позднее чем через месяц со дня вступления в силу настоящего областного закона. До формирования избирательной комиссии Свердловской области полномочия и функции областной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления Свердловской области, референдума Свердловской области в соответствии с областными законами о выборах и референдуме возлагаются на региональную избирательную комиссию Свердловской области, сформированную Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20.05.94 г. N 212.
В состав избирательной комиссии не могут входить кандидаты в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидаты в депутаты Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, кандидаты на должность Губернатора Свердловской области или в выборный орган местного самоуправления, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
При возникновении указанных обстоятельств член избирательной комиссии обращается к Губернатору области и Областную Думу с письменным заявлением о сложении своих полномочий.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от своих обязанностей до истечения срока полномочий по решению Губернатора области и Областной Думы в случаях:
а) письменного заявления члена комиссии о сложении своих полномочий;
б) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;
в) переезда члена комиссии на постоянное жительство за пределы Свердловской области;
г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;
д) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным либо ограниченно дееспособным;
е) по представлению председателя комиссии член комиссии может быть досрочно выведен из ее состава решением Губернатора области и Областной Думой.
Назначение нового члена комиссии вместо выбывшего производится по решению Губернатора области и Областной Думы.
В соответствии с федеральными законами, законами Свердловской области о выборах избирательные объединения и кандидаты вправе назначить в избирательную комиссию одного члена комиссии с правом совещательного голоса.
При подготовке и проведении выборов избирательная комиссия в пределах своей компетенции, установленной федеральными и областными законами о выборах, независима от государственных органов и органов местного самоуправления.
Решения избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления Свердловской области, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий.
Государственные органы, органы местного самоуправления Свердловской области, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательной комиссии содействие в реализации ее полномочий, в том числе по представлению необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также представлять сведения и материалы, давать ответы на ее обращения в пятидневный срок, а за пять дней до выборов и в день выборов немедленно, кроме того, предоставлять возможность для размещения печатной информации комиссии в порядке, установленном федеральным и областными законами.
Избирательная комиссия - некоммерческая организация (учреждение), создаваемая для решения задач, указанных в статье 1 настоящего закона, а также для защиты и реализации избирательных прав граждан, проживающих на территории Свердловской области, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, круглую гербовую печать и штамп. Комиссия имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять в установленном законами Российской Федерации и законами Свердловской области порядке имущественные и неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.
Избирательная комиссия, обеспечивая подготовку и проведение на территории Свердловской области выборов и референдумов, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Уставом Свердловской области, в соответствии с федеральными и областными законами:
а) обеспечивает единообразную реализацию соответствующего федерального и областного законодательства на основе рекомендаций и методических указаний Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
б) дает разъяснения ненормативного характера о порядке применения областного законодательства о выборах, а также о референдуме;
в) осуществляет координацию деятельности избирательных комиссий, образованных на территории области, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и руководит ими при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления области, оказывает им методическую и организационно-техническую помощь;
г) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
д) изучает избирательную практику и готовит предложения по совершенствованию действующего законодательства о выборах (референдумах);
е) обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти Свердловской области;
ж) в случаях, предусмотренных областными законами о выборах и референдуме, издает инструкции и иные акты по вопросам организации и проведения выборов;
з) регистрирует кандидатов в органы государственной власти области и их доверенных лиц, инициативные группы по проведению референдума и выдает им удостоверения установленного образца;
и) утверждает форму и текст избирательных бюллетеней, образцы протоколов избирательных комиссий, списков избирателей и других избирательных документов по выборам в органы государственной власти, референдума области;
к) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого из кандидатов в органы государственной власти;
л) организует изготовление и доставку в избирательные комиссии избирательных бюллетеней по выборам в органы государственной власти области;
м) заслушивает сообщения представителей Правительства области, окружных, территориальных избирательных комиссий по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов (референдумов);
н) распределяет между нижестоящими избирательными комиссиями денежные средства, выделяемые на подготовку и проведение выборов и референдумов, обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств и отчитывается перед Центральной избирательной комиссией Российской Федерации об использовании выделенных ей средств из федерального бюджета;
о) устанавливает результаты выборов в органы государственной власти, референдума области и публикует их в печати, определяет порядок передачи избирательной документации в архив;
п) в соответствии с областным законодательством организует дополнительные и повторные выборы в органы государственной власти области;
р) осуществляет контроль за своевременностью опубликования избирательными комиссиями сведений о результатах выборов в средствах массовой информации;
с) контролирует своевременность и полноту публикаций избирательными комиссиями сведений о размерах и источниках образования избирательных фондов кандидатами или избирательными объединениями, а также отчетов кандидатов или избирательных объединений о всех затратах, произведенных за счет этих фондов;
т) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения;
у) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов в органы государственной власти области (референдума).
Избирательная комиссия совместно с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации:
а) принимает участие в создании общегосударственной системы регистрации избирателей и единой системы подведения итогов голосования и установления результатов выборов в Российской Федерации;
б) принимает участие в разработке стандартов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением;
в) осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными и областными законами и поручениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Избирательная комиссия действует на постоянной основе. Срок ее полномочий 4 года.
Члены комиссии на ее первом заседании избирают тайным голосованием из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, которые, как правило, должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права.
Избирательная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с перспективными и текущими планами работы, а также планами мероприятий по подготовке и проведению выборов и референдумов. Планы утверждаются на заседаниях избирательной комиссии и доводятся до сведения заинтересованных организаций и должностных лиц.
Планы работы комиссии по подготовке и проведению выборов в федеральные органы государственной власти и референдумов Российской Федерации, по реализации Федеральной программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации, а также государственной автоматизированной системы "Выборы" согласовываются с календарными планами соответствующих мероприятий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Информация о ходе выполнения планов периодически рассматривается на заседаниях комиссии.
Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса.
Заседание комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. В случае невозможности прибыть на заседание член комиссии заблаговременно извещает об этом председателя, либо заместителя или секретаря комиссии.
Решения комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на ее заседаниях большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса.
При принятии решений избирательными комиссиями, имеющими в своем составе четное число членов комиссии с правом решающего голоса, в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя является решающим.
Решения комиссии по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно.
Решения комиссии и протоколы ее заседаний подписываются председательствующим на соответствующем заседании и секретарем комиссии.
Члены комиссии с правом решающего голоса, не согласные с принятым решением, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания.
В случае, если решение касается вопросов, связанных с выборами в федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, либо проведением референдума Российской Федерации, особое мнение члена комиссии должно быть доведено до сведения Центральной избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно.
Решения и действия избирательной комиссии, противоречащие Конституции Российской Федерации, Уставу Свердловской области, федеральному или областному законодательству либо принятые комиссией с превышением установленных законами полномочий, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в Свердловский областной суд. Предварительное обращение в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд.
Председатель избирательной комиссии созывает ее заседания и председательствует на них; распределяет обязанности между членами комиссии для организации работы по исполнению ее решений; дает отдельные поручения членам комиссии; приглашает для участия в заседаниях комиссии представителей органов государственной власти, местного самоуправления, избирательных объединений, организаций, должностных и иных лиц; представляет комиссию в отношениях с органами государственной власти, должностными лицами, избирательными объединениями, избирателями, а также в судах; является распорядителем финансов; пользуется правом найма и увольнения работников аппарата комиссии; осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральными и областными законами о выборах, настоящим законом.
Председатель областной комиссии издает распоряжения по вопросам, относящимся к его ведению.
Заместитель председателя избирательной комиссии выполняет поручения председателя комиссии, а в отсутствие председателя выполняет его функции.
Секретарь избирательной комиссии осуществляет организационно-техническое и документационное обеспечение ее заседаний; оформляет принятые решения, протоколы заседаний комиссии и другие документы, организует ведение делопроизводства; обеспечивает сохранность документов комиссии и передачу их в архив, выполняет другие поручения председателя комиссии (заместителя председателя).
Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса используют это право при принятии решений по вопросам, входящим в компетенцию комиссии; они выполняют поручения председателя комиссии по проверке нижестоящих избирательных комиссий, по другим вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов и референдумов, в том числе осуществляют проверки финансовых документов нижестоящих избирательных комиссий, а также документов, относящихся к формированию избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений, к затратам, произведенным из этих фондов.
Члены комиссии с правом решающего и совещательного голоса:
- заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии, повестке дня заседаний и присутствуют на них;
- вправе выступать на заседаниях комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в ее компетенцию, и требовать проведения по ним голосования;