СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
___________________________
Утратил силу на основании
Закона Свердловской области от 27 мая 2004 года N 5-ОЗ
___________________________
Принят Областной Думой
Законодательного Собрания
Свердловской области
21 мая 1997 года
Настоящий Областной закон определяет правовые и организационные основы регулирования оплаты труда и распространяется на все организации, филиалы и представительства организаций, расположенные на территории Свердловской области, независимо от организационно -правовой формы и формы собственности.
В настоящем Областном законе используются следующие понятия и определения:
заработная плата (оплата труда) -вознаграждение в денежной форме, которое работодатель обязан начислить и выплатить работнику за его труд;
прожиточный минимум -стоимостное выражение минимального объема и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека, определяемое на данный период на основе данных государственной статистики о потребительских ценах на основные виды товаров и услуг по социально -демографическим группам населения;
тарифная система -совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется регулирование оплаты труда определенных групп и категорий работников;
единая межотраслевая тарифная сетка работников внебюджетной сферы -система тарифных коэффициентов, определяющих размеры ставок (окладов) для всех профессий, должностей и профессионально -квалификационных групп работников относительно тарифной ставки первого разряда (минимального оклада) рабочего основной профессии.
Регулирование оплаты труда осуществляется на принципах социального партнерства путем сочетания мер государственного регулирования и системы соглашений на федеральном, областном, территориальном, отраслевом уровнях и на уровне организации.
Государственное регулирование оплаты труда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области и включает в себя:
1) установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
2) проведение налоговой политики (в отношении заработной платы работников);
3) установление порядка индексации заработной платы при росте потребительских цен;
4) регулирование оплаты труда в государственных и муниципальных организациях;
5) введение и установление порядка применения Единой тарифной сетки (ЕТС) по оплате труда работников бюджетных отраслей и установление для этих отраслей тарифной ставки (оклада) первого разряда, а также повышение тарифных ставок (окладов);
6) установление минимальных и повышенных размеров доплат и надбавок, а также районных коэффициентов к заработной плате.
Тарифное регулирование оплаты труда на территории Свердловской области обеспечивается:
1) областным тарифным соглашением;
2) территориальными тарифными соглашениями;
3) отраслевыми и профессиональными тарифными соглашениями;
4) коллективными договорами.
1. Областное тарифное соглашение разрабатывается в рамках областного трехстороннего соглашения и заключается участниками областной трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений.
2. Областное тарифное соглашение по оплате труда распространяется на организации, расположенные на территории Свердловской области, чьи полномочные представители участвуют в его подготовке и заключении.
3. Областное тарифное соглашение определяет:
1) соотношение минимального размера оплаты труда в процентах к величине прожиточного минимума на одного трудоспособного жителя на начало года, на который заключается областное тарифное соглашение;
2) установление межотраслевых соотношений в оплате труда;
3) размер тарифной ставки первого разряда (минимального оклада) рабочего основной профессии внебюджетных отраслей экономики: машиностроения, металлургии, строительства, агропромышленного комплекса, горнодобывающего комплекса, энергетики и других на основе установленных межотраслевых соотношений в оплате труда;
4) соотношение в оплате труда по профессионально - квалификационным группам на основе применения единой межотраслевой тарифной сетки;
5) перечень сквозных профессий и должностей, требующих единых условий оплаты труда независимо от отраслевой принадлежности;
6) размер тарифной ставки первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетных организаций, финансируемых из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;
7) перечень организаций, которым рекомендуется в интересах сбалансированного развития замедлить (ускорить) темпы роста заработной платы вплоть до установления регламентированных темпов замедления (роста).
1. С целью обеспечения выплаты работникам организаций внебюджетной сферы заработной платы в случае неплатежеспособности работодателей областные объединения работодателей вправе самостоятельно выбрать финансовую организацию (банк, в том числе сберегательный банк, негосударственный пенсионный фонд, страховую компанию и другие), которой доверяется осуществление полномочий страховой кассы.
2. Средства для страховой кассы в финансовой организации формируются за счет взносов организаций Свердловской области, входящих в состав областных объединений работодателей.
3. Порядок и условия создания страховой кассы определяются по договору между финансовой организацией и областными объединениями работодателей.
4. Размеры страховых взносов организаций и порядок их внесения в страховую кассу определяются областными объединениями работодателей по согласованию с работодателями, входящими в их состав, и финансовой организацией.
5. Предложения областных объединений работодателей, являющихся участниками заключения областного трехстороннего соглашения, о создании страховой кассы рассматриваются в областной трехсторонней комиссии по регулированию социально -трудовых отношений и включаются в соглашение как обязательства областных объединений работодателей.
1. Территориальные тарифные соглашения заключаются на уровне муниципальных образований на основе территориальных соглашений между территориальными объединениями профсоюзов, территориальными объединениями работодателей и соответствующим органом местного самоуправления.
2. Размеры тарифных ставок, принимаемых территориальным соглашением, не должны быть ниже размеров тарифных ставок, принятых областным тарифным соглашением.
3. Территориальные соглашения определяют:
1) порядок индексации тарифных ставок и окладов работников с учетом роста потребительских цен на товары и услуги на территории муниципального образования;
2) условия оплаты труда по сквозным профессиям и должностям согласно их перечню, устанавливаемому в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 5 настоящего Областного закона;
3) размеры надбавок и условия их выплаты, стимулирующие приток рабочей силы на данную территорию и длительный стаж работы на ней;
4) корректировку условий оплаты труда, содержащихся в областном тарифном соглашении, в сторону их повышения.
1. Отраслевые и профессиональные тарифные соглашения заключаются между соответствующими профсоюзами и их объединениями, объединениями работодателей и уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области определяется Правительством Свердловской области.
2. В тех случаях, когда в сферу действия отраслевого или профессионального тарифного соглашения включается не менее чем 50 процентов работников отрасли, профессии, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области имеет право предложить работодателям и представителям работников, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей и работников с момента получения предложения.
3. Отраслевые и профессиональные тарифные соглашения определяют:
1) величину межразрядных тарифных коэффициентов;
2) размер тарифной ставки (минимального оклада) рабочих основных профессий отрасли;
3) размер тарифной ставки (минимального оклада) рабочих профессий отрасли для организаций -монополистов;
4) размеры и соотношения в оплате труда по основным профессионально -квалификационным группам работников с учетом областного тарифного соглашения;
5) особенности оплаты труда отдельных групп работников, отражающих производственную специфику отрасли;
6) условия оплаты за тяжелые и вредные условия труда в отрасли;
7) основные условия стимулирования труда работников;
8) порядок пересмотра минимального размера оплаты труда в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
1. Коллективный договор в соответствии с федеральным и областным законодательством заключается между работниками в лице их представителей и работодателем.
2. Коллективный договор по вопросам оплаты труда определяет:
1) вид (форму) системы оплаты труда, размеры тарифных ставок (окладов);
2) соотношение размеров тарифных ставок (окладов) между отдельными категориями персонала;
3) размеры и порядок выплаты доплат и надбавок;
4) условия премирования работников;
5) механизм регулирования оплаты труда работников с учетом величины прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета населения, положений Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, отраслевых тарифных соглашений Российской Федерации и Свердловской области, областного и территориальных соглашений, а также установленного законодательством порядка индексации заработной платы;
6) виды, размеры и порядок выплаты компенсаций при задержках заработной платы;
7) сроки выплаты заработной платы.
3. В коллективном договоре может быть предусмотрена бестарифная система оплаты труда.
4. В отдельных случаях с согласия работника может быть предусмотрена частичная выплата заработной платы натуральной продукцией в порядке и на условиях, определенных коллективным договором, другими локальными нормативными актами.
1. Тарифные ставки и должностные оклады для работников организаций бюджетной сферы устанавливаются на основе ЕТС, утверждаемой Правительством Российской Федерации, и носят характер государственной нормы для конкретных профессионально - квалификационных групп работников.
2. На территории Свердловской области размер тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС для организаций, финансируемых из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, устанавливается на основании областного тарифного соглашения между Правительством Свердловской области и главами муниципальных образований с учетом прожиточного минимума на одного трудоспособного жителя Свердловской области.
Регулирование оплаты труда государственных и муниципальных служащих Свердловской области осуществляется в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
Критериями установления размера оплаты труда руководителей организаций внебюджетной сферы являются следующие показатели работы организации:
1) объемы работ (услуг), их технологическая сложность;
2) величина прибыли;
3) численность работающих;
4) соотношение размера оплаты труда (среднего заработка) руководителя организации к размерам оплаты труда (средним заработкам) по основным категориям работников организации.