УТРАТИЛ СИЛУ - Закон РС(Я) от 31.03.2005 217-З N 441-III
Настоящий закон разработан в соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 ноября 1999 года N 195-ФЗ), Законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в целях смягчения социальной напряженности на рынке труда и определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Республике Саха (Якутия) для обеспечения дополнительных гарантий гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, реализации ими права на труд, а также на социальную защиту от безработицы.
1. Квотирование рабочих мест для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.
2. Под квотой понимается минимальное количество рабочих мест (в процентах от среднесписочной численности работников предприятия, учреждения или организации) для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении или организации. В квоту включается количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий.
3. Право на установление квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, имеют органы исполнительной и представительной власти улусов, городов (республиканского значения).
Статья 2. Граждане, для которых вводится квотирование рабочих мест
1. К группам населения, для которых в первую очередь вводится квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Саха (Якутия): инвалиды; выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования; молодежь из числа сирот и лишенных попечения родителей, а равно лиц, их заменяющих; несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения; другие лица моложе восемнадцати лет; лица, освобожденные из мест лишения свободы, а также лица, осужденные без лишения свободы; одинокие родители, воспитывающие детей-инвалидов. В зависимости от ситуации, складывающейся на рынке труда, возможно квотирование рабочих мест и для других групп населения (одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, родителей, воспитывающих детей до трех лет и являющихся единственными кормильцами в семье; лиц, продолжительное время не имеющих работы).
2. Преимущественным правом направления для трудоустройства на рабочие места, созданные в счет установленной квоты, должны пользоваться безработные граждане из числа особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, состоящие на учете в органах государственной службы занятости населения (одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; родители, воспитывающие детей до трех лет и являющиеся единственными кормильцами в семье; лица предпенсионного возраста; лица, продолжительное время не имеющие работы; беженцы, вынужденные переселенцы, а также другие категории граждан).
3. Для несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний или закончивших закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения, квоты предоставляются по месту жительства их родителей или лиц, их заменяющих, для лиц, освобожденных из учреждений исполнения наказаний, - по месту жительства их семьи или родителей.
1. Размер квоты определяется в зависимости от среднесписочной численности работников и составляет для предприятий, учреждений и организаций численностью свыше 30 человек 3 процента для инвалидов и других лиц, особо нуждающихся в социальной защите, указанных в статье 2 настоящего закона.
2. Квота устанавливается предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, кроме федеральных структур.
3. Условия установления квоты утверждаются решением органа исполнительной и представительной власти улуса, города (республиканского значения) по представлению соответствующего территориального органа службы занятости населения, а также с привлечением органа по труду и общественных организаций, представляющих интересы групп граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Статья 4. Порядок установления квот
1. Квота для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, устанавливается на период не менее одного календарного года.
2. Порядок установления квоты, ее размеры и сроки действия, категории граждан, для которых она устанавливается, утверждаются решением органа исполнительной и представительной власти улуса, города (республиканского значения) по представлению соответствующего территориального органа службы занятости населения, а также с привлечением органа по труду и общественных организаций, представляющих интересы групп граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
3. Об установлении квоты работодатели информируются не менее чем за три месяца до начала периода ее установления.
1. В целях содействия занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите, работодатели обязаны:
а) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите, в рамках установленной квоты и в соответствии с нормами охраны труда;
б) предоставлять органам службы занятости в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите.
2. Работодатели ежемесячно представляют в органы службы занятости следующие сведения:
а) о выполнении квоты для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите;
б) о наличии вакантных рабочих мест, созданных или выделенных в счет выполнения квоты.
3. В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите, работодатели ежеквартально вносят в соответствующий бюджет улуса, города (республиканского значения) обязательную плату за каждого гражданина, не трудоустроенного в пределах квоты. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите.
Обязательная плата за каждого гражданина, не трудоустроенного в пределах квоты, устанавливается в сумме, равной среднемесячному размеру затрат средств бюджета на оказание материальной поддержки одному безработному.
Перечисление обязательной платы за каждого гражданина, не трудоустроенного в пределах квоты, производится работодателем по платежному требованию органа исполнительной власти в соответствующий бюджет улуса, города (республиканского значения).
Внесение обязательной платы за каждого гражданина, не трудоустроенного в пределах квоты, осуществляется непосредственно работодателями до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
4. Работодатели, нарушающие порядок внесения обязательной платы за каждого гражданина, не трудоустроенного в пределах квоты, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
5. В случае невозможности выделения или создания на своем производстве рабочих мест для использования труда инвалидов или других категорий граждан в счет квоты, установленной для данного предприятия, учреждения или организации, работодатели вправе для этой цели арендовать рабочие места на других предприятиях, в учреждениях или организациях.
6. Работодатели обязаны информировать местные органы службы занятости населения Республики Саха (Якутия) о движении квотируемых рабочих мест. Срок представления этой информации - не позднее 10 дней с момента принятия решения о выделении, перепрофилировании или ликвидации рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест.
7. Отказ лицам, указанным в статье 2 настоящего закона, в приеме на работу в счет квоты, установленной настоящим законом, запрещается и может быть обжалован ими в суде в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Рабочие места для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, создаются за счет средств работодателей, республиканского бюджета, бюджета улуса, города (республиканского значения), предусмотренных на реализацию программы содействия занятости населения, а также за счет иных источников.
Статья 7. Льготы работодателям
1. Для работодателей, выделяющих или создающих за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите, устанавливаются льготы по уплате республиканских налогов в соответствии с действующим законодательством.
2. Льготы по уплате местных налогов и сборов устанавливаются решениями местных представительных органов.
3. Количество квотируемых рабочих мест и сумма расходов, связанная с предоставлением работодателям налоговых льгот за их создание, предусматривается в доходной части республиканского бюджета при формировании его на очередной финансовый год.
При формировании смет расходов улусов и городов, бюджетов муниципальных образований учитываются суммы расходов, связанные с предоставлением работодателям налоговых льгот за создание квотируемых рабочих мест.
4. Работодатели, трудоустраивающие лиц, указанных в статье 2 настоящего закона, сверх установленных квот, имеют преимущественное право на размещение республиканских или муниципальных производственных заказов.
1. Контроль за выполнением квоты, установленной предприятиям, учреждениям и организациям для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите, осуществляют местные органы исполнительной власти и службы занятости.
2. При осуществлении контроля должностные лица указанных органов исполнительной власти и службы занятости имеют право производить на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовых форм проверку соответствующих документов в целях получения полной и достоверной информации по вопросам, связанным с обеспечением занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.Штыров
г.Якутск
5 марта 2002 года
N 4-З N 329-II
Текст документа сверен по:
"Сборник законов,
принятых Государственным Собранием (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)в 2002 году",
Якутск, 2003