Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 1995 года N 458



Об утверждении Порядка купли-продажи
гражданами земельных участков в
Ленинградской области

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства
Ленинградской области от 16 мая 2002 года N 63

____________________________________________________________________


В целях установления на территории Ленинградской области единого порядка купли-продажи земельных участков гражданами и местными администрациями в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства", Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 года N 503 "Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков"

постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок купли-продажи гражданами земельных участков в Ленинградской области.

2. Районным, городским, поселковым и волостным администрациям Ленинградской области руководствоваться данным Порядком при продаже земельных участков в случаях, разрешенных законодательством.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя правительства Ленинградской области Павлова А.В.

     

Губернатор
                                                                   А.Беляков


УТВЕРЖДЕН
постановлением правительства
Ленинградской области
от 13 ноября 1995 года N 458



ПОРЯДОК
купли-продажи гражданами земельных участков
в Ленинградской области

Настоящий порядок разработан на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" от 23 декабря 1992 года, указов Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года N 480 "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" и от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 года N 503 "Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков", постановления правительства Ленинградской области от 28 июля 1995 года N 278* "Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в Ленинградской области" и направлен на совершенствование механизма купли-продажи земельных участков гражданами и местными администрациями, стимулирование земельного рынка в Ленинградской области.

_________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Номер постановления следует читать N 281. Примечание "КОДЕКС"     

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок применяется при купле-продаже гражданами Российской Федерации земельных участков или их частей, выкупе гражданами, в том числе крестьянскими хозяйствами, у местных администраций частей земельных участков сверх установленных норм, ранее предоставленных им в пользование или в аренду на территории Ленинградской области.

1.2. Гражданин, имеющий в собственности земельный участок, имеет право продать его самостоятельно или через уполномоченное им лицо.

1.3. Покупателем земельного участка могут выступать граждане, признаваемые покупателями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

1.4. Обязательным условием совершения сделки купли-продажи земельного участка является наличие у продавца оформленного в установленном порядке свидетельства на право собственности на землю и градостроительного паспорта или заключения органа архитектуры и градостроительства об условиях застройки.

1.5. Купля-продажа земельных участков между гражданами оформляется договором (купчей), форма которого утверждена председателем Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 2 июня 1993 года N 1-16/770 и зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 1993 года N 275. Договор купли-продажи (купчая) земельного участка подлежит нотариальному удостоверению и регистрации по месту нахождения продаваемого участка.

При совершении сделки купли-продажи земельных участков цена и условия оплаты определяются по договоренности между сторонами. При этом договорная цена участка не может быть ниже нормативной, определяемой в порядке, действующем на момент купли-продажи участка.

1.6. Налогообложение сделки купли-продажи и взимание государственной пошлины за нотариальное удостоверение купчей производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.7. Сделка купли-продажи возможна при отсутствии на момент ее совершения споров по земельному участку и иных причин, препятствующих заключению сделки, установленных в административном или судебном порядке.

1.8. При совершении сделки купли-продажи участка продавец или покупатель не могут самостоятельно изменить целевое назначение и режим использования земель, общественные сервитуты (санитарнозащитные зоны, земли природоохранного, рекреационного, историкокультурного значения, а также право проезда по участку, технического обслуживания или ремонта зданий, наземных и подземных коммуникаций) и другие условия использования земель, установленные документами на землю, градостроительным паспортом участка или заключением органа архитектуры и градостроительства, а также другими нормативными документами.

Земельный участок, используемый не по целевому назначению, продаже не подлежит.

1.9. Незастроенные земельные участки, предоставленные в собственность гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и садоводства, могут быть проданы по частям с учетом минимальных предельных норм, установленных правительством Ленинградской области и местными администрациями.

Возможность продажи части застроенного участка без изменения целевого назначения, режима использования и других условий определяется районным, городским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (далее - земельным комитетом) совместно с органом архитектуры и градостроительства соответствующего уровня.

Продажа земельного участка, предоставленного в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляется как единое целое без раздела его на части.

1.10. В случае перехода права собственности на дом, строение или сооружение к нескольким собственникам право собственности на земельный участок переходит к указанным лицам в размере пропорционально долям собственности на дом.

Осуществление сделок с долями недвижимого имущества (включая земельные) производится в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и предельными минимальными нормами, установленными соответствующими исполнительными органами власти.

Собственник жилого дома, расположенного на неприватизированном земельном участке, может продать дом другому гражданину при условии представления в орган нотариата справки соответствующей администрации о правомерном пользовании этим участком собственником жилого дома и возможности его предоставления другому лицу.

При переходе права собственности на жилой дом другому гражданину последний обращается в местную администрацию по месту нахождения участка с заявлением о предоставлении ему в собственность или аренду этого участка. Местная администрация в месячный срок рассматривает заявление и принимает решение о предоставлении гражданину земельного участка.

1.11. При продаже гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, глава районной, городской, поселковой или волостной администрации (далее по тексту администрация) издает постановление (распоряжение) на основании заключения районной, городской земельной комиссии, в состав которой входят представители общественности, администрации, районного, городского землеустроительного, архитектурно-градостроительного и юридического органов, управления муниципальным имуществом, бюро технической инвентаризации.

1.12. Администрация несет ответственность за строгое соблюдение законодательства Российской Федерации и Ленинградской области, настоящего Порядка в части купли-продажи земельных участков, а также целевого использования средств от продажи муниципальных земель.

2. Оформление сделок купли-продажи земельных
участков между гражданами

2.1. Гражданин (собственник земельного участка, далее продавец) при продаже участка может самостоятельно или при содействии районного, городского земельного комитета найти покупателя.

Для проведения правовой экспертизы имеющихся у продавца документов, подтверждающих право на земельный участок, и расчета нормативной цены земли продавец обращается в районный, городской земельный комитет с заявлением по прилагаемой форме 1.

2.2. К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, должны быть приложены следующие документы:

свидетельство на право собственности на землю, выданное в установленном порядке;

градостроительный паспорт земельного участка или заключение органа архитектуры и градостроительства;

кадастровый план земельного участка в масштабе 1:200 - 1:2000, соответствующий требованиям, указанным в пункте 2.3 настоящего Порядка, в трех экземплярах;

справка соответствующего органа технической инвентаризации о наличии (отсутствии) построек на продаваемом участке и их стоимости;

справка налоговой инспекции об уплате земельного налога за период, предшествующий сделке, и отсутствии задолженности по налогам за землю;

письменное согласие другого супруга об отчуждении земельного участка, являющегося их совместной собственностью.

Для удостоверения российского гражданства и постоянного места жительства продавец предъявляет паспорт или иное удостоверение личности (военный билет - для военнослужащего).

2.3. На кадастровом плане земельного участка показываются:

поворотные точки границ участка, длины линий и дирекционные углы;

жилые и хозяйственные постройки;

инженерные сети (линии электропередачи, газопровод, водопровод и т.п.);

границы участка с ограничениями в использовании земель, обремененные правами других лиц;

направление сторон света.

План земельного участка подписывается и удостоверяется печатью (с указанием даты) председателем районного, городского земельного комитета и инженером-землеустроителем, составившим план.

На земли, находящиеся в черте населенных пунктов, план дополнительно подписывается специалистом-землеустроителем местной администрации и районным архитектором.

Границы участка должны быть согласованы на кадастровом плане (или в протоколе согласования границ) с землепользователями соседних участков.

2.4. В случае уточнения площади земельного участка, указанной в свидетельстве на право собственности на землю, по результатам топографо-геодезических работ (в тех же границах) не более чем на 10 процентов, принятие нового постановления главы администрации, в ведении которой находится земля, не требуется. В этом случае сделка оформляется нотариально на площадь, установленную в результате натурных измерений. Свидетельство на право собственности на земельный участок с уточненной площадью готовится покупателю на основании нотариально удостоверенной и зарегистрированной сделки.

В случае отклонения площади продаваемого участка (в тех же границах) более чем на 10 процентов глава администрации по представлению земельного комитета и органа архитектуры и градостроительства принимает постановление о внесении изменений в ранее принятое постановление о передаче земли в собственность. Вновь принятое постановление является основанием для нотариального удостоверения и регистрации сделки.

2.5. При отсутствии кадастрового плана или градостроительного паспорта участка их изготовление осуществляется по утвержденным расценкам организациями, имеющими лицензии и разрешения соответствующих органов. Расходы по изготовлению этих документов несет одна из сторон сделки по взаимной договоренности.

2.6. Земельный комитет в десятидневный срок после подачи заявления и других документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, проводит правовую экспертизу представленных документов и осуществляет расчет нормативной цены земли. Услуги комитета оплачиваются по установленным расценкам.

2.7. Документы, указанные в пункте 2.2, и справка земельного комитета (формы 2 и 3 к настоящему Порядку) о возможности проведения сделки предоставляются участниками сделки в нотариальный орган по месту расположения участка с целью составления договора купли-продажи (купчей).

2.8. Нотариально удостоверенный договор купли-продажи (купчая), свидетельство на право собственности на землю продавца с планом земельного участка и градостроительный паспорт участка возвращаются участниками сделки в земельный комитет для регистрации сделки в установленном порядке.

2.9. На основании нотариально заверенного и зарегистрированного договора купли-продажи земельным комитетом выдается свидетельство на право собственности на землю покупателю (новому владельцу).

2.10. Право собственности на приобретенный земельный участок переходит к покупателю с момента регистрации купчей, при этом документ, удостоверяющий право собственности продавца на участок, утрачивает силу или в него вносятся необходимые изменения.

2.11. Все документы по сделке с земельным участком формируются в отдельное дело и хранятся в земельном комитете в установленном порядке. Сведения о новом собственнике передаются земельным комитетом местной администрации.

3. Выкуп гражданами земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, для
личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства
и индивидуального жилищного строительства

3.1. Предоставление в собственность граждан продуктивных сельскохозяйственных угодий или частей земельных участков сверх установленных норм для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства из состава земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется администрациями за плату по нормативной цене, определяемой в порядке, действующем на момент предоставления участка.

3.2. Для получения в собственность сверхнормативной части участка за плату гражданин обращается в администрацию, в чьем ведении находится земля, с заявлением согласно прилагаемой форме 4.

3.3. К заявлению прикладываются следующие документы:

свидетельство на право собственности на землю (на основной участок, переданный в собственность бесплатно по установленным нормам);

технический паспорт на строения соответствующего органа технической инвентаризации или документ о праве собственности на дом (купчая, свидетельство о наследстве, договор дарения), или выписка из домовой книги (в городах и поселках городского типа), или копия решения соответствующего органа власти, или выписка из приказа директора предприятия (хозяйства) о предоставлении в пользование земельного участка;

договор аренды на выкупаемую часть участка;

выкопировка с генерального плана садоводческого товарищества или дачно-строительного кооператива, согласованного с органом архитектуры и градостроительства в установленном порядке.

3.4. После подачи заявления администрация поручает земельному комитету и органу архитектуры и градостроительства в десятидневный срок провести экспертизу представленных документов и определить возможность выкупа земельного участка, установить градостроительный регламент на весь участок, включая выкупаемую часть, а также подготовить проект постановления о предоставлении части земельного участка в собственность за плату.

При подготовке проекта постановления главы администрации земельным комитетом или специалистом администрации готовится землеустроительное дело.

3.5. Результаты экспертизы документов и подготовленное землеустроительное дело рассматривается земельной комиссией района, города, поселка, волости. На основании заключения комиссии о возможности выкупа главой администрации издается постановление о передаче в собственность за плату части земельного участка, в котором указывается его целевое использование, площадь, фамилия, имя и отчество того, кому предоставляется в собственность участок, нормативная цена участка, градостроительный регламент участка, номер расчетного счета соответствующей администрации, общая сумма денег, которую необходимо перечислить на этот счет.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»