________________
* Здесь и далее приводятся отдельные положения из Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа
После подписания представителями Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов Федеративного договора в округе образовалась особенная государственно-правовая ситуация. Ее уникальность состоит в том, что, будучи субъектами Федеративного договора, автономный округ входит в состав Тюменской области, являющейся субъектом того же договора.
Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила равенство субъектов Федерации в качестве одного из принципов конституционного строя. При сохранении территориальной целостности Тюменской области стала актуальной задача согласования деятельности областных и окружных органов государственной власти. Юридическая сложность данной проблемы заключается в возникновении обширной сферы конкурирующих полномочий областных, окружных органов власти. В соответствии со статьей 66 Конституции Российской Федерации статус автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации автономный округ обладает всей полнотой государственной власти на своей территории.
В ведении автономного округа находятся:
а) принятие и изменение Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа, законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, контроль за их соблюдением;
б) определение административно-территориального устройства автономного округа;
в) установление системы органов государственной власти автономного округа, порядка их организации и деятельности, формирование органов государственной власти автономного округа;
г) законодательное и иное нормативное правовое обеспечение организации местного самоуправления на основе общих принципов, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
д) государственная собственность автономного округа и управление ею;
е) определение экономической, социальной и национальной политики автономного округа и принятие программ развития автономного округа;
ж) окружной бюджет, целевые бюджетные фонды, территориальные государственные внебюджетные и валютные фонды автономного округа, региональные налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению автономного округа;
з) энергетические, информационные, инженерные и иные системы жизнеобеспечения автономного округа;
и) организация проведения научных, научно-прикладных, научно-технических исследований для обеспечения государственных нужд автономного округа и защиты прав населения автономного округа (подпункт "и" введен Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 ноября 2004 года N 58-ЗАО);
к) иные вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, договорами и соглашениями (пункт 2 в редакции Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 ноября 2003 года N 49-ЗАО).