ЗАКОН

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 24 июня 2005 года N 46-ЗАО

О комплексной целевой программе по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2005 2007 годы

Принят
Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
15 июня 2005 г.

Документ с изменениями внесёнными:

-законом автономного округа от 27.06.2006 г. N 31-ЗАО

- законом автономного округа от 27.10.2006 г. N 60-ЗАО

Статья 1


Утвердить комплексную целевую программу по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2005 - 2007 годы.

Статья 2


Финансирование мероприятий комплексной целевой программы по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2005 - 2007 годы осуществляется в соответствии с законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Губернатор Ямало-Ненецкого
     автономного округа
     Ю.В.Неёлов

г.Салехард
24 июня 2005 г.
N 46-ЗАО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа
"О комплексной целевой программе по усилению
борьбы с преступностью и укреплению правопорядка
на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
на 2005 - 2007 годы"


КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2005 - 2007 ГОДЫ


г. Салехард

2005 год

П А С П О Р Т комплексной целевой программы по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2005 - 2007 годы


Наименование
 Программы
 Основание для разработки Программы
 Государственный заказчик - координатор Программы
 Основные разработчики и исполнители Программы
 Основная цель и задачи Программы, важнейшие целевые показатели
 Сроки и этапы реализации мероприятий
 Перечень основных мероприятий
 Объемы и источники финансирования Программы
 Система организации контроля за исполнением Программы

- комплексная целевая программа по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Ямало-Ненецкого автономного округа(далее - автономный округ) на 2005 - 2007 годы (далее - Программа)
 - решение коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе от 29 марта 2004 года N 1, указание Министерства внутренних дел России от 29 сентября 2005 года N 868 (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200600257.doc )
 - Управление внутренних дел автономного округа
 - Управление внутренних дел автономного округа, отдел по автономному округу регионального Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тюменс кой области, Управление Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по автономному округу, Суд автономного округа, органы местного самоуправления, департамент по труду и социальной защите населения автономного округа, департамент образования автономного округа, Департамент Федеральной государственной службы занятости населения автономного округа, департамент здравоохранения автономного округа, департамент информации и общественных связей автономного округа, департамент по молодежной политике автономного округа, департамент по культуре, искусству и кинематографии автономного округа, Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации по автономному округу, общественные организации;
(с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200600257.doc )
 - основная цель Программы - обеспечение надлежащего уровня общественной безопасности, повышение уровня результативности борьбы с преступностью, обеспечение надежной защиты общественного порядка, жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан, частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, создание действенной системы профилактики правонарушений (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200600257.doc )
 задачи:
 удержание контроля над криминальной ситуацией, сосредоточение всех сил и средств правоохранительных органов на борьбе с организованной преступностью, наркопреступностью, преступностью в сфере экономики и коррупцией;

 обеспечение антитеррористической безопасности населения автономного округа;

 снижение темпов прироста и доли тяжких преступлений;

 повышение раскрываемости преступлений;

 повышение эффективности управленческой деятельности и ответственности за состояние правопорядка;

 сохранение и закрепление кадрового профессионального ядра правоохранительных органов, укрепление доверия общества к ним;

 поэтапное формирование действенной системы профилактики правонарушений;

 сокращение количества пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, обеспечение сохранения жизни и здоровья граждан, гарантии их прав на безопасные условия движения на дорогах;

 обеспечение миграционного режима на территории автономного округа
 - 2005 - 2007 годы
 Программу предполагается реализовать в три этапа:
 I этап - 2005 год
 II этап - 2006 год
 III этап - 2007 год
 - преодоление криминализации экономики автономного округа, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией;

 противодействие организованной преступности и проявлениям терроризма и экстремизма;

 борьба с незаконным оборотом наркотиков;

 повышение эффективности раскрытия и расследования тяжких преступлений;

 обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, профилактика и предотвращение правонарушений;

 совершенствование структуры управления безопасностью дорожного движения;

 нормотворческая деятельность;

 укрепление материально-технической базы правоохранительных органов, повышение социальной защищенности их сотрудников
 объем ассигнований для финансирования Программы составляет 605,1 млн рублей. (в ред. c:\content\ngr\RU89DMJ200600404.doc )
 В том числе:
 ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ:
 млн рублей

Бюджет

2005

2006

2007

Всего

Окружной
 (для УВД)

0,5

0,5

7,7

8,7

  КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ:
 млн рублей

Бюджет

2005

2006

2007

Всего

Окружной

49,5

226,4

320,5

596,4

  ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

N п/п

Название раздела

Финансирование мероприятий

2

Противодействие организованной преступности и проявлениям терроризма и экстремизма

32,8

5

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, профилактика и предотвращение правонарушений

35,0

7

Совершенствование структуры управления безопасностью дорожного движения

151,9

9

Укрепление материально-технической базы правоохранительных органов, повышение социальной защищенности их сотрудников

385,4

ИТОГО:

605,1

  млн рублей
 Указанные объемы финансирования подлежат уточнению при формировании окружного бюджета на соответствующий год.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Постановлением Губернатора автономного округа от 30 октября 2001 года N 652 была утверждена комплексная целевая программа по усилению борьбы с преступностью в автономном округе на 2002 - 2004 годы. Реализация ряда программных мероприятий во многом оказала позитивное воздействие на состояние правопорядка на территории автономного округа, помогла решить стоящие перед правоохранительными органами задачи.

Вместе с тем криминогенная ситуация в автономном округе требует дальнейших совместных усилий по укреплению правопорядка на его территории.

Анализ показателей преступности за 2004 год показал, что в автономном округе, несмотря на предпринимаемые усилия, отмечен рост наиболее опасных преступлений, таких как умышленные убийства, разбойные нападения, грабежи, кражи, мошенничество, преступления, связанные с наркотиками, коррупционные преступления.

Преступная среда консолидируется, усиливаются ее организованность, профессионализм и вооруженность.

Расширяются интересы криминальных структур в топливно-энергетическом комплексе, кредитно-финансовой сфере, на рынке ценных бумаг, во внешнеэкономической деятельности. Нередки противоправные сделки по вывозу сырьевых ресурсов за рубеж. Криминалитет стремится проникнуть во властные структуры. Поэтому борьба с организованной преступностью, преступлениями в сфере экономики и коррупцией является наиболее важным направлением деятельности всех правоохранительных органов.

Об этом свидетельствуют и статистические данные о состоянии преступности в автономном округе за прошедшие 3 года. Если в 2002 году из 115 пресеченных правоохранительными органами автономного округа преступлений, совершенных членами организованных преступных групп, доля тяжких и особо тяжких преступлений составляла 95,6 процента, то уже в 2004 году из 97 аналогичных преступлений доля тяжких и особо тяжких составила 99 процентов. За этот же период правоохранительными органами раскрыты и направлены в суд уголовные дела по 6 преступлениям, связанным с организацией преступного сообщества (ежегодно по 2 преступления), и одному преступлению, совершенному в составе банды.

Кроме того, количество выявленных преступлений экономической направленности, следствие по которым обязательно, возросло за период с 2002 по 2004 год на 9,1 процента, в том числе совершенных в крупном и особо крупном размере - на 94,1 процента. За этот же период в 3,8 раза больше выявлено фактов взяточничества, на 30,2 процента - хищений путем присвоения и растраты вверенного имущества.

Размер материального ущерба от экономических преступлений в 2004 году составил 506 млн. 528 тыс. рублей, что в 3,1 раза больше уровня 2002 года.

Нуждается в совершенствовании организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности. За последние три года количество преступлений, совершенных в общественных местах, увеличилось на 24,1 процента, в том числе на улицах - на 41,0 процент.

Криминальную напряженность усиливают нарастающие темпы распространения алкоголизма и наркомании.

Негативные тенденции криминальной ситуации явились следствием:

отставания правовой базы от потребностей правоохранительной практики;

недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего, в силу отсутствия надлежащего взаимодействия, недостаточной опоры на население, размывания профессионального кадрового ядра, неполноты решения проблем правового общения.

недостаточного финансирования из федерального бюджета для полного обеспечения нужд правоохранительных органов автономного округа;

целенаправленной деятельности преступных сообществ по ослаблению экономического потенциала автономного округа, использованию его территории и ресурсов в своих интересах;

недооценки профилактики преступлений, ее осуществления на низком уровне;

неуверенности населения автономного округа в способности правоохранительных органов защитить их интересы.

Сотрудники органов внутренних дел автономного округа работают в условиях нагрузок, значительно превышающих среднероссийские. Отчасти это явилось следствием неравномерного распределения выделяемой Тюменской области Министерством внутренних дел штатной численности. Например, содержание только 20 процентов сотрудников органов внутренних дел автономного округа финансируется федеральным бюджетом, тогда как по югу Тюменской области - около 50 процентов. Дефицит штатной численности значительно осложняет оптимизацию организационно-штатной структуры Управления внутренних дел автономного округа, ставшую необходимой в связи со значительным увеличением объема и сложности решаемых задач. Усеченная структура Управления препятствует развитию и значительно осложняет схему управления территориальными горрайорганами.

Служебными помещениями органы внутренних дел автономного округа по сравнению с действующими на территориях других субъектов Федерации обеспечены недостаточно и вынуждены работать в стесненных условиях.

Всё это дает основание для прогнозирования углубления негативных тенденций развития криминальной ситуации. В ближайшее время возможны:

- дальнейшая консолидация преступных группировок, передел сфер преступного влияния и объектов бизнеса; активизация деятельности преступных сообществ с целью расширения наркобизнеса и отмывания преступных доходов;

- усиливающееся стремление организованных преступных групп проникнуть во властные структуры всех уровней и сферу управления с целью преследования своих интересов, терроризирование неугодных лиц и тому подобное;

- повышение степени опасности и дерзости преступлений, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников, рост количества немотивированных преступлений и нарушений общественного порядка;

- возрастание тяжести и масштабов негативных последствий преступности, в том числе увеличение общего числа жертв преступлений, рост причиненного ими ущерба, недовольство населения результатами борьбы с преступностью.

Предыдущая региональная программа по усилению борьбы с преступностью в основном выполнила свое предназначение, в результате её реализации появились и успешно развиваются возможности противодействия преступности и установления контроля над развитием криминальных процессов в автономном округе. Правоохранительные органы автономного округа накопили определенный опыт работы, развивается межведомственное взаимодействие.

В течение трех последних лет ежегодно правоохранительными органами автономного округа раскрывалось до пяти с половиной тысяч преступлений. При этом число преступлений, по которым материалы с обвинительными заключениями направлены в суд, в 2004 году в сравнении с 2002 годом увеличилось на 41,3 процента, а количество прекращенных по не реабилитирующим основаниям преступлений сократилось на 43,1 процента.

Вместе с тем требуется комплексный подход и координация действий в борьбе с преступностью, в том числе с ее организованными формами и коррупцией, особенно в экономической сфере.

Применение программно-целевого подхода в решении этой и других задач, направленных на достижение качественных результатов правоохранительной деятельности, обусловлено необходимостью объединения усилий окружных и местных органов власти и управления, широкого привлечения негосударственных структур, общественных объединений и граждан.

Криминальная и социально-экономическая ситуация, сложившаяся в регионе к концу 2004 года, предопределяет шесть основных направлений борьбы с преступностью на 2005 - 2007 годы.

Первое направление связано с активизацией воздействия на причины и условия совершения преступлений и, прежде всего, на экономическую и социальную базу преступности, а также на коррекцию поведения граждан в различных криминогенных ситуациях.

Особое внимание следует обратить на проблему социальной реабилитации наименее защищенных слоев населения, создающих социальную базу преступности, а именно лиц, освободившихся из мест заключения, наркоманов, несовершеннолетних, лиц без определенного места жительства, утративших социальные связи.

Необходимо поощрять средства массовой информации к обнародованию материалов виктимологической направленности, а также публикаций и передач, способствующих формированию юридической грамотности и правовой культуры населения.

Второе направление - это усиление противодействия преступным проявлениям, прежде всего, наиболее распространенным, а также наиболее тяжким по своим последствиям. Учитывая, что система органов внутренних дел автономного округа находится в сложном положении (хроническая нехватка финансовых, кадровых, материально-технических, информационных и иных ресурсов), основная стратегия противодействия преступности должна заключаться в максимально эффективном использовании имеющихся сил и средств, в предупреждении и пресечении, раскрытии и расследовании, прежде всего, тех преступлений, которые составляют в настоящее время основу воспроизводства и развития преступности, - организованная преступность, преступления, затрагивающие финансово экономическую сферу, наркобизнес, терроризм, незаконный оборот оружия и стратегического сырья. В этой связи необходимо будет реализовать комплекс мер по расширению сферы государственного контроля над преступностью путем максимального укрепления органов внутренних дел автономного округа и развития соответствующей нормативно-правовой базы, сужающей возможности криминального контроля как над преступностью, так и над легальными сферами жизнедеятельности населения автономного округа.

Третье направление связано с развитием коррупции. Резкое противодействие развитию коррупционных отношений, сокращение коррупционного потенциала, вытеснение из среды государственного аппарата чиновников, связанных с преступными сообществами, является одним из важнейших направлений укрепления правопорядка в автономном округе.

Четвертое направление заключается в укреплении миграционного режима на территории автономного округа. В настоящее время для поддержания ежегодной добычи из недр автономного округа 500 - 600 млрд. куб. метров газа и 40 млн. тонн нефти центр нефтегазодобычи перемещается на полуостров Ямал, в местности, прилегающие к акватории Обской Губы. По плану разработки месторождений полуострова Ямал ОАО "Газпром" предполагается уже к началу 2006 года интенсивное развитие инфраструктуры этой территории (строительство дорог, обустройство месторождений, образование новых вахтовых поселков, развитие социальной инфраструктуры и т.д.). Это, в свою очередь, повлечет значительный приток рабочей силы, в том числе и иностранной.

Пятое направление заключается в расширении круга субъектов осуществления профилактики преступлений и других правонарушений путем включения в их состав не только органов внутренних дел автономного округа, но и представителей иных государственных ведомств, общественных организаций, объединений граждан и религиозных конфессий.

В качестве самостоятельного фактора, способствующего укреплению правопорядка на улицах и в других общественных местах, можно выделить улучшение технической оснащенности указанных мест: повышение уровня освещенности улиц, установку на них средств видеообзора, развитие средств оперативной связи "население - милиция", обеспечивающих оперативное прохождение информации (заявлений и сообщений) о преступлениях и иных правонарушениях, а также оптимальное реагирование на них.

Кроме того, в целях устойчивой связи между населением автономного округа и органами внутренних дел по месту жительства требуется расширение сети участковых пунктов милиции, повышение их материально-технической оснащенности. (в ред. от 27.06.2006 г. N 31-ЗАО)

Шестое направление - обеспечение материально-технической базы органов внутренних дел автономного округа:

- оснащение органов внутренних дел автономного округа необходимым вооружением, средствами защиты, спецсредствами, оперативной, специальной и криминалистической техникой, системами и средствами связи, компьютерной и иной оргтехникой, транспортом, обмундированием и снаряжением, оборудованием, размещение их в зданиях и сооружениях в соответствии с нормативами;

- сохранение и закрепление кадрового профессионального ядра органов внутренних дел автономного округа, обеспечение правовых, социальных, материальных и морально-психологических условий и необходимых гарантий для службы и быта сотрудников и членов их семей, повышение социального статуса сотрудников и престижности работы в органах внутренних дел;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»