Недействующий

Об окружной целевой программе "Жилище" на 2005-2010 годы (утратил силу на основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.01.2007 N 20-ЗАО)

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


Острота проблемы, связанной с наличием ветхого и аварийного фонда на территории автономного округа, не снижается из года в год.

На начало 2004 года объем ветхого и аварийного жилья в автономном округе составил 840,6 тыс.кв.м, или 9,4% от общего объема жилищного фонда. По официальным статистическим данным, в ветхом и аварийном жилье проживает 8,8 тыс.семей, в установленном порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Фактически эта цифра на 3-4 порядка больше, так как не все граждане, проживающие в ветхом жилфонде, состоят в очереди на получение жилья.

Для сельских районов проблема ветхого жилья заключается в наличии большого объема жилфонда, построенного десятки лет назад в деревянном исполнении, без благоустройства (более 60%) и минимального набора потребительских качеств, без соответствия санитарно-техническим требованиям. Объем ветхого жилфонда, расположенного на территории сельских районов, в 2003 году составлял 318 тыс.кв.м., то есть 26% от общего объема жилфонда. В некоторых муниципальных образованиях (Приуральский район) доля ветхого жилья составляет более 50% от общего объема жилфонда.

Для городов проблема заключается в наличии многочисленных "вагон-городков", "промзон" и других видов временного жилья, доставшихся муниципальным образованиям в "наследство" от ведомств, осваивающих в 70-80 годы нефтегазовые месторождения на территории автономного округа. В 2003 году в городах автономного округа объем ветхого и аварийного жилищного фонда составил 522,6 тыс.кв.м. (43% от общего объема жилфонда).

В период с 1999 по 2003 год объем ветхого и аварийного жилищного фонда в округе вырос на 24%. Среднегодовой прирост ветхого жилфонда за 5 лет в среднем по округу составляет 8%.

В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и реализации прав граждан на жилище, в январе 2002 года на федеральном уровне была принята подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 года N 33 (далее - Федеральная подпрограмма).

Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному.

На федеральном уровне постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года N 552 утверждено Положение о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания.

В целях реализации указанного Положения постановлением Губернатора автономного округа от 1 июля 2004 года N 222 созданы межведомственные комиссии, действующие на территориях муниципальных образований в автономном округе по вопросам признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания.

Кроме этого, вышеуказанным постановлением Губернатора автономного округа утверждены Временные критерии отнесения жилых домов (жилых помещений) к непригодным для проживания в автономном округе. Действие данных Временных критериев распространяется до момента вступления в силу соответствующих федеральных нормативных правовых актов.

В Федеральной подпрограмме органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано принять участие в ее финансировании за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и разработать региональные программы ликвидации ветхого и аварийного жилья.

Во исполнение данного поручения, в целях снижения остроты проблемы, связанной с наличием ветхого и аварийного жилищного фонда, с 2002 года в автономном округе действовала окружная целевая программа "Переселение граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, из ветхого и аварийного жилищного фонда", утвержденная постановлением Губернатора автономного округа от 29 октября 2001 года N 651. Финансирование программы осуществлялось за счет средств окружного и местного бюджетов.

В связи с отсутствием вторичного рынка жилья в сельских районах округа и недостаточным объемом вторичного рынка в городах основным направлением реализации окружной программы являлось новое строительство. Его доля в общем объеме финансирования программы составляла 90%.

За период действия программы (2002 - 2004 годы) переселено из ветхого жилья (в том числе в новостройки и во вторичное жилье) около 900 семей, снесено 45 тыс.кв.м ветхого жилфонда. Наиболее интенсивно ликвидация ветхого жилфонда осуществлялась в муниципальных образованиях г.Губкинский, г.Лабытнанги, г.Салехард, Ямальский район, г.Муравленко.

Общий объем финансирования программы за счет бюджета автономного округа в 2002-2004 годы составил 1,2 млрд. рублей.

Реализация указанной программы позволила в последние 3 года компенсировать прирост ветхого жилфонда, стабилизировать на одном уровне его существующие объемы. По итогам 2003 года наблюдается уменьшение объема ветхого и аварийного жилфонда по сравнению с 2002 годом на 1,5%.

Несмотря на положительные тенденции, наметившиеся в решении проблемы ветхого жилья за последние годы, существует острая необходимость продолжения реализации программных мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилфонда.

В первую очередь это связано с тем, что проблема ветхого жилья оказывает существенное влияние на решение важнейшей задачи, поставленной Президентом России, - обеспечение доступности жилья для населения.