ТРЕБОВАНИЯ к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и газового конденсата на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
1. Настоящие Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и газового конденсата (далее Требования) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа разработаны на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", приказа МЧС Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", и определяют содержание мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти, нефтепродуктов и газового конденсата на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Требования предназначены для формирования единого порядка разработки экспертизы, согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и газового конденсата (далее - Планы) и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - Календарные планы).
3. Требования обязательны для организаций, осуществляющих операции с нефтью, нефтепродуктами и газовым конденсатом, органов местного самоуправления в автономном округе, комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности и органов, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового, муниципального и территориального уровня.
4. Аварийные разливы нефти, нефтепродуктов и газового конденсата, классифицируются как чрезвычайные ситуации (далее - ЧС(Н)), в зависимости от величины объёма, в соответствии с пунктом 3 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Основные требования), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов".
5. Нижний уровень разлива нефти, нефтепродуктов и газового конденсата для отнесения к разряду чрезвычайной ситуации определяется на основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3 марта 2003 г. N 156 "Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации".
6. В зависимости от уровня возможной чрезвычайной ситуации организации разрабатывают Планы соответствующего уровня: локального, местного, территориального, регионального и федерального, а на акваториях - локального (объектового), регионального и федерального, а также Календарные планы для нижестоящих уровней возможных чрезвычайных ситуаций, вплоть до объектового уровня.
7. Организации представляют по одному экземпляру разработанных и утверждённых в установленном порядке Планов в комиссию по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) муниципального образования, на территории которого зарегистрирована организация и в КЧС в Ямало-Ненецком автономном округе.
8. КЧС органов местного самоуправления разрабатывают Планы звеньев территориальной подсистемы РСЧС на основании Планов и Календарных планов местного уровня, разработанных организациями.
9. КЧС в Ямало-Ненецком автономном округе разрабатывает План территориальной подсистемы РСЧС на основании Планов органов местного самоуправления, Планов и Календарных планов организаций территориального уровня, а также соответствующих Планов звеньев функциональных подсистем РСЧС.
10. Основными принципами планирования являются:
- оценка риска и обоснование уровня возможных ЧС(Н);
- оценка экологической безопасности предприятия;
- определение порядка проведения мероприятий по ликвидации ЧС(Н) с учётом географических, навигационных, метеорологических и других особенностей районов возможной чрезвычайной ситуации;
- первоочередные действия персонала при получении информации о возникновении ЧС(Н);
- определение порядка взаимодействия организаций и аварийно-спасательных формирований аттестованных в установленном порядке (далее -АСФ(Н)), привлекаемых к ликвидации ЧС(Н);
- определение состава сил и средств для ликвидации ЧС(Н), нештатных АСФ(Н) аттестованных в установленном порядке;
- порядок материально-технического обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС(Н);
- составление ситуационного графика (Календарного плана) проведения оперативных мероприятий по ликвидации ЧС(Н);
- обеспечение безопасности населения в условиях ЧС(Н).
11. Структура Планов, соответствующих им Календарных планов, а также сроки введения их в действие определяется приказом МЧС РФ от 28 декабря 2004 г. N 621.
12. При оформлении заказа на разработку Планов, организация - заказчик должна информировать организацию - разработчика Планов о настоящих Требованиях.
13. Утверждение Планов локального (объектового) уровня, осуществляется руководителем организации, разработавшей План, а после согласования его с Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ямало-Ненецкому автономному округу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и департаментом природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления. Кроме того, для организаций, работающих на акваториях Байдарацкой, Обской и Тазовской губы, Планы и Календарные планы согласовываются с Ямало-Ненецкой специализированной морской инспекцией МПР Российской Федерации.
Утверждение Планов муниципального и территориального уровней, осуществляется руководителем организации, разработавшей План, а после его согласования с Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ямало-Ненецкому автономному округу Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору и департаментом природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, главным управлением МЧС Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу. Для организаций, работающих на акваториях Байдарацкой, Обской и Тазовской губы, Планы и Календарные планы согласовываются с Ямало-Ненецкой специализированной морской инспекцией МПР Российской Федерации.
Планы звеньев территориальной подсистемы РСЧС утверждаются КЧС органа местного самоуправления, а после его согласования с Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ямало-Ненецкому автономному округу Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору и департаментом природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, главным управлением МЧС Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу. Для органов местного самоуправления имеющих на своей территории организации, работающие на акваториях Байдарацкой, Обской и Тазовской губы, Планы и Календарные планы согласовываются с Ямало-Ненецкой специализированной морской инспекцией МПР Российской Федерации.
14.Утверждение Планов организаций регионального и федерального уровней, а также Планы функциональных подсистем РСЧС, звеньев функциональных подсистем РСЧС, территориальной подсистемы РСЧС Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляется в соответствии с Правилами разработки и согласования утвержденными приказом МЧС РФ от 28 декабря 2004 г. N 621.
15. Планы, представляемые на утверждение в главное управление МЧС Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу и в орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, подлежат обязательной экспертизе.
16. Экспертиза планов проводится на основании договора между организацией, предоставляющей план на экспертизу, и экспертной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Не допускается проведение экспертной оценки планов организациями, участвовавшими в их разработке.