Программа
о дополнительных мерах по развитию системы образования
Ямало-Ненецкого автономного округа
в 1999 году
Паспорт Программы
Наименование | Программа о дополнительных мерах по развитию системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 1999 году |
Основание для разработки | Статья 29 (пункт 5) Закона РФ "Об образовании"; |
Государственный | Главное управление образования администрации |
Основные разработчики | Главное управление образования администрации автономного округа, муниципальные органы управления образования |
Цели и задачи | Создание условий для нормального образовательного процесса в сельской местности, в местах проживания коренных малочисленных народов Севера; |
Сроки реализации | 1999 год |
Перечень основных | Изменение условий воспитания в интернатных и реабилитационных образовательных учреждениях (приложение N 1); |
Исполнители основных | Главное управление образования администрации автономного округа |
Объемы и источники | 118555 тыс. рублей из окружного бюджета, за счет сборов на нужды образовательных учреждений |
Ожидаемые конечные | Улучшение материально-технической базы учреждений образования; |
Организация контроля за | Ежеквартальный отчет перед заместителем губернатора автономного округа по социальному развитию и департаментом финансов администрации автономного округа |
I. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными средствами
Анализ работы системы образования в 1998 году показывает, что в условиях явно недостаточного финансирования трудно обеспечить ее нормальное функционирование, тем более развитие. Естественно, без развития системы проблематично получение качественного среднего и профессионального образования. Анализ деятельности образовательных учреждений показывает, что уровень образовательных услуг для населения автономного округа не одинаков. В городах он соответствует среднероссийскому стандарту, а по отдельным показателям превосходит.
В то же время в сельской местности образовательные учреждения имеют весьма ограниченные возможности. Это связано со слабой учебно-материальной базой, преобладанием старых, подчас аварийных и ветхих школьных зданий и помещений. Проблема обостряется тем, что большинство сельских школ обучает и воспитывает детей коренных малочисленных народов Севера, поэтому большая часть выделенных средств направляется на содержание этого контингента.
В условиях недостаточного финансирования, естественно, не хватает средств на совершенствование учебно-воспитательного процесса, обновление материальной базы и содержания образования. Поэтому одной из целей предлагаемого проекта является выравнивание условий функционирования образовательных учреждений на селе по отношению к городу.
Немаловажной проблемой является изменение содержания воспитательной работы в интернатных учреждениях. Традиционная система воспитания в условиях интерната порождает иждивенчество, слабо готовит детей к жизни, не способствует сохранению преемственности между поколениями, в известной степени разрушает семью.
Для того чтобы обеспечить выполнение Закона РФ "Об образовании" и избежать вышеперечисленных недостатков интернатной системы в автономном округе уже несколько лет ведется целенаправленная работа по переводу этих типов учебных заведений на так называемый "семейный".
Эта система предполагает постепенное создание более комфортных условий для детей, возможность использования потенциала семьи в воспитании, отработку механизма по обеспечению самообслуживания подростков, осуществление допрофессиональной подготовки с учетом изменившихся экономических условий, воспитание бережного отношения к государственному имуществу, использование этнопедагогики малочисленных народов для укрепления семьи и подготовки детей к ведению традиционного тундрового хозяйства. В настоящее время в той или иной степени готовности 24 из 34 интернатных учреждений работают в таком режиме.
Естественно, такой подход не удается реализовать за один год и, по нашим предположениям, эта работа рассчитана на десятилетие. Это, прежде всего, связано со значительными финансовыми затратами, а также постепенной переориентацией педагогов, родителей, общественности на другие образовательные ценности.
Полномасштабное решение этой проблемы должно включить в себя строительство интернатов нового типа, подготовку кадров и постоянное наращивание материальной базы. Однако на 1999 год предлагаемая Программа ставит относительно скромные задачи: проведение капитальных ремонтов, закупку оборудования, инвентаря, мебели для вновь созданных интернатов семейного типа и укрепления материальной базы существующих, так как многие из них пока можно назвать условно семейными. Их развитие еще не один год будет требовать к себе повышенного внимания и увеличения финансовых и материальных затрат.
Одной из стратегических задач в развитии образования на ближайшие пять лет остается создание условий для детей, имеющих отклонения в развитии, обделенных вниманием родителей, из малообеспеченных семей и потерявших родителей по различным причинам.
В настоящее время в автономном округе имеется устойчивая тенденция увеличения детей-сирот и детей, нуждающихся в реабилитации. Например, последние пять лет число детей - сирот увеличилось в среднем по автономному округу на 100 человек ежегодно. Возникла необходимость иметь детские дома, реабилитационные центры в каждой территории. Совместными усилиями администраций территорий, органов управления образования всех уровней удалось открыть 7 реабилитационных учреждений (пять лет назад в автономном округе был единственный детский дом в г. Лабытнанги).
На следующий год планируется открытие таких учреждений в г.Муравленко, на юге Тюменской области. Существующие реабилитационные центры (как правило, они открыты на основе перепрофилированных учреждений) требуют целевого финансирования. Это в первую очередь касается г. Салехарда, Тазовского, Ямальского, Приуральского, Красноселькупского районов.