Недействующий


Российская Федерация

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2000 года N 132


Об информации "О состоянии и перспективах развития
агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого
 автономного округа от 25 мая 2022 года N 878

____________________________________________________________________

               

Заслушав информацию заместителя губернатора автономного округа Бабина Н.А. "О состоянии и перспективах развития агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа", Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа

постановляет:

1. Информацию "О состоянии и перспективах развития агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа" принять к сведению.

2. Рекомендовать губернатору автономного округа:

а) разработать Программу развития традиционных для коренных малочисленных народов Севера отраслей хозяйственной деятельности до 2005 года;

б) в целях стабилизации финансового состояния предприятий агропромышленного комплекса, подготовить постановление о порядке списания задолженности предприятий агропромышленного комплекса по кредитам, налогам, сборам, пеням и штрафным санкциям перед окружным бюджетом.

Рекомендовать органам местного самоуправления в автономном округе принять меры аналогичного характера.

в) внести на рассмотрение Государственной Думы автономного округа предложения о сохранении налоговых льгот предприятиям агропромышленного комплекса на 2001 год, в части платежей в окружной бюджет;

г) принять меры по разработке и полному финансированию зоотехнических и зооветеринарных мероприятий, направленных на сохранение и дальнейшее развитие оленеводства в автономном округе;

д) принять меры по приведению учредительных документов предприятий агропромышленного комплекса и регистрации прав собственности в соответствии с нормами действующего законодательства;

е) внести на рассмотрение Государственной Думы автономного округа предложения по финансированию окружных программ "Сохранение оленеводства в Ямало-Ненецком автономном округе" и "Развитие рыбного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа" на 2001 год;

ж) продолжить работу с органами государственной власти Российской Федерации по исполнению Постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 10 июня 1998 года N 242-СФ в части освобождения от уплаты всех федеральных налогов и других обязательных платежей предприятий, занимающихся традиционными для коренных малочисленных народов Севера видами хозяйственной деятельности;

з) принять постановление об упорядочении заготовки пантов на территории автономного округа;

и) включить в перечень приоритетных объектов строительство рыбоконсервного цеха в г. Салехарде, как головного предприятия рыбной отрасли автономного округа.

3. О ходе реализации настоящего Постановления информировать депутатов на очередном заседании Государственной Думы автономного округа.

4. Создать рабочую группу совместно с администрацией автономного округа по реализации данного Постановления.

5. Контроль за исполнением Постановления возложить на председателей комитетов Государственной Думы автономного округа по делам национальностей (Евай А.В.), по бюджету, налогам и финансам (Новикова Л.Г.) и депутата Герштейна Б.Я.

6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.



Председатель Государственной Думы
автономного округа
 А.В.Артеев

ИНФОРМАЦИЯ


Агропромышленный комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа представлен сельскохозяйственными, рыбодовающими и рыбоперерабатывающими предприятиями.

Это одна из составляющих экономики региона и основной источник трудозанятости коренного населения округа.

По состоянию на 1 января 2000 года на территории округа производством сельскохозяйственной продукции занимаются 13 сельскохозяйственных предприятий с разной организационно-правовой формой, 19 подсобных хозяйств промышленных предприятий и организаций, 34 крестьянско-фермерских хозяйств, 3052 личных хозяйств населения.

Основной отраслью сельскохозяйственного производства является оленеводство. На 46.7 млн.гектар пастбищ выпасается 501.4 тысячи голов оленей, из них в сельскохозяйственных предприятиях - 147 тысяч.

Кроме оленеводства сельскохозяйственные предприятия занимаются традиционными отраслями - рыбодобычей и охотпромыслом. В связи с переводом коренных жителей на оседлый образ жизни развились такие отрасли, как звероводство и животноводство. В настоящее время сельскохозяйственные предприятия имеют 10 звероферм с общим поголовьем основного стада песцов 2667 голов, серебристой лисы - 1582 головы, 10 животноводческих ферм, имеющих 1322 головы крупного рогатого скота, из них дойное стадо - 527 коров.

Структура рыбной отрасли представлена одиннадцатью предприятиями, из которых три государственных, четыре акционерных общества, два муниципальных предприятия и одна рыболовецкая артель. Из них девять предприятий рыбодобывающие, два перерабатывающие.

Северное оленеводство является главной, профилирующей отраслью сельского хозяйства коренных жителей Ямало-Ненецкого автономного округа. Эта отрасль позволяет сохранить самобытную культуру народов Севера, обеспечить питанием, изготовлять национальную одежду для коренных народов Ямала.

На протяжении последних 10 лет по производственным показателям оленеводство являлось стабильной отраслью. Огромный ущерб оленеводству был нанесен стихийным бедствием в 1999 году. Аналогов этому году в истории оленеводства автономного округа нет.

Зимовка оленей в 1998-99 году проходила в крайне сложных природно-климатических условиях, особенно в Шурышкарском, Приуральском и Ямальском районах. Сильные морозы, глубина снега до 2-х метров, ледяная корка толщиной 34мм - все это затрудняло добычу корма и привело к гибели 45 тысяч оленей основного поголовья. Отел оленей проходил также в сильные морозы и буран, телята были подвержены простудным заболеваниям, большая часть из которых погибла. Выжившие телята почти все страдают заболеваниями легких. Из-за ослабленности оленей в летний период произошла массовая вспышка некробактериоза. Погибло в 1999 году оленей всех возрастов 61.5 тысяч голов. Появилась угроза существования оленеводства, как отрасли в Шурышкарском и Приуральском районах.

Постановлением губернатора автономного округа от 12 июля 1999 года № 508 предусмотрены средства на финансовую поддержку оленеводческих хозяйств. На 2000 год разработана окружная целевая программа сохранения оленеводства в Ямало-Ненецком автономном округе, которая утверждена постановлением губернатора от 30 марта 2000 года № 209.

В ходе выполнения вышеуказанной программы предусмотрено часть оленей восстановить за счет покупки племенного поголовья, остальное восстановление будет производиться за счет расширенного воспроизводства.

Снижение поголовья крупнорогатого скота объясняется тем, что в условиях зон рискованного земледелия (каковыми являются условия округа), разведения крупного рогатого скота связано с большими материальными и трудовыми затратами, а продукция животноводства пользуется все меньшим спросом из-за наводнения рынка привозными молочными продуктами длительного срока хранения.

Разведение клеточных зверей стало наиболее низко рентабельной отраслью, себестоимость шкурок в 2-3 раза выше цен реализации. Поэтому предприятия ищут пути оптимального соотношения отраслей в хозяйстве, что приводит и к таким результатам, как снижение основного поголовья.

Несмотря на значительное снижение поголовья коров (на 11%), за прошедшее полугодие валовой надой молока увеличился на 3%, что явилось результатом повышения продуктивности на 12%.

Поставка мяса снизилась на 40% из-за того, что в прошлом году его произведено было в 1.5 раза меньше.

Поставка продукции в продовольственный фонд округа, по сравнению с аналогичным уровнем прошлого года, возросли по молоку на 9%, по рыбе на 1%.

В настоящее время агропромышленный комплекс автономного округа находится в крайне тяжелом состоянии. Это, в первую очередь, следствие экономических реформ и финансового кризиса 1998 года. На этом фоне произошел резкий рост себестоимости произведенной и выпускаемой продукции, вызванный ростом цен на энергоносители, технику, оборудование, материалы.

Совокупность вышеизложенных факторов привели к ухудшению финансового состояния организаций агропромышленного комплекса, росту убытков и кредиторской задолженности (составляет 1125 млн.руб.)

Отсутствие федеральных средств финансовой помощи в комплексе с ростом задолженности по заработной плате на предприятиях (34 млн.) непосильным налоговым бременем, ростом долгов и пеней, привело к резкому падению жизненного уровня коренного населения, которое составляет 90% работающих в агропромышленном комплексе, а это, в свою очередь, привело к увеличению социальной напряженности на предприятии.

Образованные в настоящее время разные формы собственности предприятий могут не выжить в условиях рынка, если им не оказать поддержки со стороны федеральных и окружных органов государственной власти.

На протяжении многих лет торговое обслуживание кочующего населения осуществлялось на факториях, где коренное население обеспечивалось необходимыми товарами и продукцией, а также изделиями традиционных народных промыслов. В настоящее время многие фактории прекратили свое существование. Возникла необходимость возродить фактории, что является наиболее приемлемой формой ведения традиционного хозяйства с расширением их функций от торгово-снабженческих до производственных.

Преимущество факторий в том, что есть возможность производить товарный обмен мелкими партиями, дифференцированно, учитывая насущные потребности тундровиков. Кроме того, рациональное расположение факторий резко сокращает транспортные расходы коренного населения и позволяет обслуживать наиболее отдаленные точки.

Сегодня, для стабилизации всех отраслей агропромышленного комплекса, проводится система программных мероприятий, которая включает восстановление поголовья оленей, восстановление факторий, для всех хозяйств создаются базы убоя, переработки и производства готовой продукции оленеводства, развитие сети холодильных и морозильных емкостей на рыбозаводах округа.

В настоящее время в сельскохозяйственных предприятиях округа созданы и действуют два убойно-холодильных комплекса с цехами по переработке мяса оленей в ЗАО "Байдарацкий" и совхозе "Ярсалинский", финский убойный пункт в АОЗТ "Панаевский" с цехом по первичной переработке мяса в полуфабрикаты. Три колбасных цеха в ЗАО "Байдарацкий" , ЗАО "Ныдинское" и СПК "Верхнепуровский".

Идет планомерное восстановление факторий в Ямальском районе- фактория Усть-Юрибей, в Приуральском районе - фактория Паюта и другие. В них оборудованы магазины, производится выпечка хлеба.

Заканчивается строительство цеха по переработке рыбы и убойного пункта оленей в п.Кутопьюган ЗАО "Ныдинское".

Рыбодобывающими предприятиями округа в 1999 году начата работа по развитию сети холодильных и морозильных емкостей. Для Аксарковского рыбозавода приобретены и введены холодильное оборудование на 280 тонн в сутки, приобретены холодильники на 100 тонн хранения и морозильная камера производительностью 10 тонн в сутки. Приобретены холодильники на 100 тонн хранения для ОАО "Надежда" и Пуйковского рыбозавода, строится несамоходное рефрижераторное судно для ОАО "Надежа" на 40 тонн хранения и суточной заморозкой 10 тонн, проводится реконструкция цеха обработки рыбы в Тазовском рыбозаводе.

В целях оказания помощи агропромышленному комплексу администрация автономного округа оказывает действенную поддержку через систему выделения дотаций и компенсаций за счет средств окружного бюджета. Ежегодно окружным бюджетом для поддержки агропромышленного комплекса выделяется около 200 млн.рублей.

Система государственной поддержки организаций агропромышленного комплекса позволила оказать существенное влияние на развитие позитивных тенденций в производственных отраслях, снять социальную напряженность среди коренного населения.

На сегодняшний день главная задача предприятий агропромышленного комплекса - сократить до минимума разницу между себестоимостью и ценой реализации на продукцию, но для этого необходимы принципиально новые подходы хозяйств в своей продукции.

В Ямало-Ненецком автономном округе выпасается самое крупное по величине в России стадо домашнего оленя, которое было сохранено и увеличено, в отличие от других регионов России, благодаря постоянной поддержке округа. Если ранее поддержка давала возможность хозяйствующим субъектам агропромышленного комплекса выжить на фоне непривычных для них конкурентных отношений на рынке и носила характер субсидий (дотации на кг производимого мяса), то нынешний этап поддержки должен помимо субсидий носить инвестиционный характер на возвратной основе в рамках единой программы по техническому и технологическому перевооружению предприятий с выстраиванием схемы совместной деятельности в едином технологическом и имущественном цикле оленевод-переработчик-продавец. Дотация фактически может касаться только транспортных затрат, затрат на энергоносители, затрат на маркетинг, научные исследования, ветеринарные мероприятия и носить дифференцирующий характер.

Непринятие настоящего решения может привести к потере оленеводства, как товарной отрасли, что выразится еще большими затратами для окр+уга в результате социальных и экономических проблем.

Поэтому задачей департамента по развитию агропромышленного комплекса является

1. Обеспечение отрасли современным оборудованием (покупка комплекса по убою оленей, установка холодильных емкостей небольшого объема на промежуточных базах-факториях).

2. Осуществить сертификацию региона для экспорта продукции оленеводства (предполагаемая цена оленины на экспорт от 3 до 5$).

3. Более активно действовать на российском рынке.

4. Открывать новые регионы для экспорта.

Все это делать с целью превращения оленеводства в серьезную, товаросоставляющую экономики региона.


Текст документа сверен по:
файл-рассылка Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»