Т О Л К О В А Н И Е норм статьи 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О периодах, учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих Ямало-Ненецкого автономного округа" от 7 апреля 1999 г. N 3-ЗАО
Положением части 1 пунктов 1.2, части 2 пункта 6 статьи 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О периодах, учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих Ямало-Ненецкого автономного округа" от 7 апреля 1999 г. N 3-ЗАО предусматривается включение в стаж государственной службы работа (служба) в органах государственной власти и управления в СССР до 14 марта 1990 года и периоды работы по 31 декабря 1991 года.
1. В аппаратах ЦК КПСС, ЦК КП союзных республик, крайкомов, обкомов, окружкомов, райкомов, горкомов партии на освобожденных выборных должностях в этих органах, а также в аппаратах и на освобожденных выборных должностях в парткомах органов государственной власти и управления.
2. Время работы на должностях в аппаратах ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомов, обкомов, окружкомов, горкомов и райкомов комсомола на освобожденных выборных должностях в этих органах, а также в аппаратах и на освобожденных выборных должностях в комитетах комсомола органов государственной власти и управления.
3. Время работы в аппаратах центральных профсоюзных органов СССР, профсоюзных органов союзных республик, краев, областей, автономных округов, городов, районов и районов в городах на освобожденных выборных должностях в профкомах органов государственной власти и управления.
В связи с многочисленными запросами граждан и официальным запросом губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, руководствуясь частью 2 статьи 67 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа, Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа дает толкование норм, устанавливающих действительный смысл статьи 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа "О периодах, учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих Ямало-Ненецкого автономного округа" и их объяснение и уточнение.
Из поступающих запросов следует, что в практике применения закона существует разночтение отдельных понятий, терминов, так, в части 1 статьи 3 названного Закона, возникли вопросы по понятию "государственное управление".
Управление государственное - это организующая деятельность государственной власти по исполнению законов РФ и (законов СССР до 12 декабря 1993 г.) по практическому осуществлению культурно-просветительной работы организации здравоохранения, финансовой, экономической работы, сельскохозяйственного производства, подготовке кадров, охране и укреплению правопорядка, обеспечения прав и законных интересов граждан на основе и во исполнение законов РФ и постановлений Правительства при помощи государственного аппарата.
До 31 декабря 1991 г., в соответствии со статьей 6 Конституции СССР руководящую деятельность по всем направлениям развития страны осуществляла КПСС. В республиках - ЦК союзных республик, краях - крайкомы КПСС, областях - обкомы КПСС, автономных округах - окружкомы КПСС, городах - горкомы КПСС, районах - райкомы КПСС, в организациях, учреждениях, предприятиях - парткомы КПСС.
В поступающих запросах ставится вопрос - вправе ли лица, ранее работавшие в РК КПСС и возглавлявшие партийные комитеты органов государственной власти и управления претендовать на включение в стаж государственной службы периоды работы в этих партийных комитетах.
Время работы в партийных комитетах включается в стаж работы государственной службы при условии, если работник состоял в штате райкома партии, получал там заработную плату и если в трудовой книжке сделана запись о приеме и увольнении, заверенная печатью райкома партии.
Поступают вопросы по применению пункта 2 части 1 статьи 3.
В Законе не конкретизированы должности в аппаратах ВЛКСМ, которые включаются в стаж государственной службы.
В стаж государственной службы включается работа в комсомольских органах( ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ, крайкомах, обкомах, горкомах, райкомах ВЛКСМ на ответственных должностях (секретарь, заведующий отделом, инструктор).
Нет единого подхода по применению положения пункта 2 части 1 статьи 3 в отношении работников, работавших в комитетах ВЛКСМ органов государственной власти и управления. Время работы на освобожденных выборных должностях в комитетах комсомола, органов государственной власти и управления засчитывается в стаж государственной службы, если работник находился в штате городского, районного комитета комсомола, при этом возглавлял комитет комсомола, получал заработную плату в РК ВЛКСМ и об этом имеется запись в трудовой книжке, заверенная печатью РК ВЛКСМ.
Требует уточнения и официального толкования пункт 6 части 2 статьи 3 вышеуказанного Закона. Губернатор автономного округа просит дать официальное толкование, какие органы следует понимать под центральными профсоюзными органами союзных республик, краев и областей, автономных округов, городов, районов и районах в городах.
До 31 декабря 1991 г. структура центральных профсоюзных органов была следующая(
1. Центральные союзные профсоюзные органы ВЦСПС включали в себя(
межсоюзные (республиканские) - Республиканский Совет профсоюза;
краевые - Крайсовпроф;
областные - Облсовпроф.
2. До 31 декабря 1991 г. в краях, областях, автономных округах, районах, городах работали отраслевые комитеты профсоюза (краевой, областной, окружной, районный, городской комитет профсоюза, комитет профсоюза работников сельского хозяйства, народного образования и т.д.). Их управленческие функции и полномочия достаточно были широкие и распространялись на конкретные отрасли и их профсоюзные комитеты.
На основании изложенного, время работы в отраслевых профсоюзных комитетах и профсоюзных комитетах учреждений включается в стаж государственной службы при соблюдении следующих условий(
- если эта работа была на освобожденных выборных должностях;
- если имеется запись в трудовой книжке о приеме, увольнении, заверенная печатью профсоюзных органов краев, областей, автономных округов, районов, городов.
Требует толкования и пункт 5 части 4 статьи 3 о включении времени обучения государственных служащих в учебных заведениях с отрывом от работы (службы) в связи с направлением соответствующим государственным органом для получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или переподготовки.
Включается в стаж государственной службы государственным служащим(
- учеба с отрывом от работы (службы) в высших учебных заведениях страны (институтах, университетах, академиях, высших школах) в связи с направлением соответствующим государственным органом для получения дополнительного профессионального образования и повышения квалификации или переподготовки и после обучения продолжающих работать в структуре направившего их государственного органа.