Недействующий


ЗАКОН

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 14 октября 1997 года N 40

ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

(в ред. Законов Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.02.2001 N 11-ЗАО, от 24.06.2004 N 36-ЗАО)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2005 года на основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.11.2004 N 69-ЗАО.
____________________________________________________________________



Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного
округа 1 октября 1997 года

 


Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий как природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное значение, а также обеспечения законных прав и интересов коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, сохранения и развития их традиционных форм жизнедеятельности, создания дополнительных механизмов по обеспечению экологической безопасности в Ямало-Ненецком автономном округе, на природных территориях, изъятых решениями Правительства Российской Федерации, администрации Ямало-Ненецкого автономного округа или органов местного самоуправления из хозяйственной деятельности частично, либо полностью, и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа.


Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи законодательства об особо охраняемых природных территориях


Задачами законодательства об особо охраняемых природных территориях являются: регулирование отношений по организации, охране и использованию территорий, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и рекреационное значение, в целях сохранения уникальных, эталонных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, генетического фонда живых организмов, растительного и животного мира, изучение естественных процессов в биосфере и контроль за изменением ее состояния, экологическое воспитание населения, укрепление законности и правопорядка в этой области.


Статья 2. Принципы (основные начала) охраны и использования особо охраняемых природных территорий


Охрана и использование особо охраняемых природных территорий осуществляется на принципах:

- приоритета общенациональных и региональных интересов при решении вопросов организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и объектов;

- приоритета интересов охраны особо охраняемых природных территорий и объектов перед интересами их использования;

- приоритета использования особо охраняемых природных территорий в научно-исследовательском и рекреационном (где это предусмотрено) видах деятельности над другими видами их использования;

- недопустимости хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, исключая этно-природные парки, несовместимой с их режимом (кроме деятельности, обеспечивающей сохранение экологического равновесия на этих территориях).

В местах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей допускается использование земель природоохранного назначения для выпаса оленей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

- обязательности проведения государственной экологической экспертизы материалов по организации, использованию и ликвидации особо охраняемых природных территорий;

- использования экономического механизма охраны особо охраняемых природных территорий;

- взаимного согласования вопросов охраны и использования особо охраняемых природных территорий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа;

- устойчивости особо охраняемых природных территорий;

- строго целевого характера использования особо охраняемых природных территорий;

- привлечения граждан и их объединений, юридических лиц, включая общественные организации, к решению задач в области охраны особо охраняемых природных территорий и объектов.


Статья 3. Законы и иные нормативные правовые акты об особо охраняемых природных территориях


1. В систему законодательства об особо охраняемых природных территориях автономного округа входят: Конституция Российской Федерации, Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", другие федеральные законы, Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа, законы автономного округа, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа, а также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

2. Нормы законодательства об особо охраняемых природных территориях в Ямало-Ненецком автономном округе, содержащиеся в нормативных правовых актах иных отраслей законодательства, должны соответствовать законодательству об особо охраняемых природных территориях.


Статья 4. Система особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа


1. Все особо охраняемые природные территории в пределах Ямало-Ненецкого автономного округа независимо от их значения (статуса) образуют единую систему, призванную обеспечивать сохранение уникальных природных сообществ и экологического равновесия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

2. Система особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа является составной частью единой системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации.


Статья 5. Отношения, регулируемые законодательством об особо охраняемых природных территориях


1. Законодательство об особо охраняемых природных территориях регулирует:

- отношения собственности на природные ресурсы, находящиеся на этих территориях (совместно с гражданским законодательством);

- отношения по использованию особо охраняемых природных территорий;

- отношения по управлению особо охраняемыми природными территориями (совместно с административным законодательством);

- отношения по охране особо охраняемых природных территорий (совместно с другим природоохранным законодательством);

- отношения, связанные с ответственностью за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях (совместно с трудовым, административным, гражданским и другим законодательством).

2. Участниками отношений, регулируемых законодательством об особо охраняемых природных территориях, являются:

- юридические лица, включая общественные организации, граждане и их объединения;

- Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, муниципальные образования в лице соответствующих органов.

3. Земельные, горные, водные, лесные, а также отношения, возникающие по поводу других объектов природы и охраны окружающей природной среды, регулируются соответствующим законодательством.


Статья 6. Собственность на природные ресурсы в пределах особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа


1. Природные ресурсы, в пределах особо охраняемых природных территорий, кроме земельных участков, переданных в муниципальную собственность, находятся в государственной собственности Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа (за исключением случаев, когда иное предусмотрено специальным законодательством).

2. Вопросы владения, пользования и распоряжения этими ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа и осуществляются Российской Федерацией и Ямало-Ненецким автономным округом совместно.


Статья 7. Категории особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа


1. С учетом различий в правовом статусе, режиме охраны и использования выделяются следующие категории особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа:

- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

- национальные парки;

- межрегиональные природные парки;

- окружные (региональные) природные парки;

- ландшафтные парки;

- микрозаповедники;

- этно-природные парки;

- государственные природные заказники (охотничьи, орнитологические, энтомологические, ихтиологические, почвенные, ландшафтные и иные);

- защитные участки территорий и акваторий;

- внутрихозяйственные заказники;

- водоохранные зоны водоемов и их прибрежные защитные полосы;

- памятники природы;

- генетические резерваты;

- лечебно-оздоровительные местности.

2. Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа и органы местного самоуправления автономного округа в пределах своих полномочий могут устанавливать и другие категории особо охраняемых территорий и объектов.

3. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

4. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке комплексных схем, схем землеустройства и лесоустройства, схем районной планировки.

5. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы и планов районной планировки, администрация Ямало-Ненецкого автономного округа резервирует участки, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и принимает решение об ограничении на них хозяйственной деятельности.


Статья 8. Деление особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа по их значению


1. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, межрегиональное, окружное (региональное) и местное значение.

2. Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

3. Особо охраняемые природные территории межрегионального значения определяются на основе соглашений между администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа и органами исполнительной власти, граничащих с автономным округом субъектов Российской Федерации.

4. К особо охраняемым природным территориям окружного значения по решению администрации Ямало-Ненецкого автономного округа могут быть отнесены природные парки, окружные микрозаповедники, этно-природные парки, государственные заказники, водоохранные зоны водоемов и их прибрежные полосы, генетические резерваты, лечебно-оздоровительные местности, иные особо охраняемые природные территории, создаваемые для охраны природных комплексов и объектов, имеющих окружное значение.

5. К особо охраняемым природным территориям местного значения относятся муниципальные микрозаповедники, ландшафтные парки, лечебно-оздоровительные местности и внутрихозяйственные заказники.


Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 9. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий


1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и объектов определяются Конституцией Российской Федерации, Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации.

2. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют свои полномочия в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и объектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа по согласованию с органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.

(в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2004 N 36-ЗАО)


Статья 10. Полномочия Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий


1. Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»